Цитадель Детей Света. Возрождённая

Главная категория => Эпохи минувшие - эпохи что будут => Сказания Колеса => Даэсс Дей'мар => Шатры становища близ Руидина => Тема начата: Antratil от 23 ноября 2007, 01:35

Название: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Antratil от 23 ноября 2007, 01:35
итак, жду ваших предложений и вопросов по кодексу Айил! И вот прошол месяц и никто ничего не хочет Сказать... Айил! Люди добрые! Ну хоть ругнитесь для приличия!
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Antratil от 19 марта 2008, 16:08
Как понимаю все решили бойкотнуть наш раздел ... Добре...
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Tire от 30 марта 2008, 22:57
"Путь Джи и Тох это путь золотой середины между душой, разумом и сердцем"
И весь кодекс такой - общие фразы :) А давайте конкретизировать, типа "накосячил - голову отрубить", то есть "потерял джи - такой-то тох" :)
И еще: у айил есть правила которые как бы никто не декларировал, например, что мужчина обнаружив у себя возможность направлять уходит в Запустение и т.д. Может их тоже подсобрать в какой-либо свод правил?
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Antratil от 03 апреля 2008, 13:15
Как вариант очень даже подходит! Постараюсь перекопать цикл, но это еще не скоро будет... к июлю месяцу где-то.
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Пингвинчег от 29 ноября 2008, 11:39
С Вашего позволения, я тоже начну пересматривать книжку на предмет точных формулировок.
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Пингвинчег от 07 декабря 2008, 15:22
Начинаю выкладывать что нашел по Джи'и'тох. Где-то цитаты, где-то просто правила. Некоторые из них относятся не к кодексу, а вообще к айильским обычаям, но думаю, их тоже можно сюда выложить. Из цитат потом можно будет собрать уже готовый кодекс.

О Трехкратной Земле
ЦитироватьКамень, придающий облик - дабы создать нас; земля испытаний - дабы проверить нас; и наказание - за грех.

по поводу битвы с женщиной
ЦитироватьКак я смею ударить женщину, которая не повенчана с копьем? Это запрещено, кроме как для спасения жизни, но и тогда я должен быть ранен.

о смерти
Цитироватьсмерть приходит ко всем нам... Мы можем выбрать только одно: как ее встретить.
Хоронят Айильцев стоя, лицом к восходу, и над погибшими поют песнь6
ЦитироватьЖизнь - это сон, где нет ни тени, ни прохлады.
Жизнь - это сон, где есть страдания и скорбь.
Сон, от которого мы жаждем пробудиться.
Сон, от которого мы просыпаемся и идем.

Кто может спать, когда новый рассвет наступает?
Кто может спать, когда свежий ветер подул?
Сон кончается, когда приходит новый день.
Сон, от которого мы просыпаемся и идем.

о мире Руидина
ЦитироватьМир Руидина да пребудет с вами. Всякий, явившийся к Чейндару, вернется домой, не претерпев ущерба. На этой земле не будет пролита кровь.

о дозволении Храительниц претенденту на звание вождя или претендентке на звание Хранительницы
Для того, чтобы претендент прошел испытание, необходимо согласие четырех Хранительниц МУдрости.
ЦитироватьНеожиданно юноша замер в странном поклоне: левая нога выставлена вперед, левая рука на колене, а правая простерта ладонью вверх (этот поклон также совершается в других очень официальных случаях - прим. Гарак - и промолвил:
- По праву крови я прошу дозволения вступить в Руидин в честь древних предков и в память о минувшем.
Когда претендента отправляют:
Цитировать- И да примет их Руидин... (это говорит старшая Харнительница)
- Руидин принадлежит мертвым (говорят остальные три)
- Им нельзя говорить с живыми, пока не вернутся... (старшая)
- Мертвые не говорят с живыми. (другие)
- Мы не можем их видеть, пока они не вернутся в мир живых. (здесь все Хранительницы закрывают лица шалями)
- Уходите прочь из мира живых, не тревожьте нас воспоминаниями об ушедшем. Не говорите о том, что доступно лишь взору усопших. (говорят все вместе)

О гай'шайн
ЦитироватьВ танце копий самую высокую честь джи можно заслужить, коснувшись вооруженного противника и не причинив ему при этом никакого вреда... В том, чтобы убить протиыника, чести меньше всего, убить может и глупец, и ребенок. В том ,чтобы взять неприятеля в плен, больше чести, чем в убийстве, но меньше, чем в касании... По обычаю воин, которого коснулись в танце копий, может требовать от победителя, чтобы тот взял его в качестве пленника - гай'шайн. Тем самым победитель приобретает меньше джи, а джи побежденного наносится меньший урон... В гай'шайн можно брать всех, кроме Хранительниц Мудрости, кузнецов, детей, беременных женщин и женщин с детьми до десяти лет. Гай'шайн имеет тох - долг по отношению к своему пленителю. Он заключается в том, что гай'шайн обязан прослужить победителю один год и один день, все это время выказывая покорность и не прикасаясь к оружию. (добавление - гай'шайн также не положено иметь ничего, что могут иметь воины, потому они и носят белое. Исключение - повязки сисвай'аман)... Сбежавшего гай'шайн вернет его собственный септ, и тогда срок - год и день - начинает исчисляться заново. Более того, урон, нанесенный джи побегом, может оказаться столь велик, что первый брат или первая сестра бежавшего могут пойти в гай'шайн, чтобы исполнить тох своего септа.

О хозяйке крова.
Цитироватьникто не может отослать хозяйку крова домой босиком (полагаю, это значит, нельзя отказать в просьбе хозяйке крова, если это не противоречит кодексу)

ЦитироватьДа будет у тебя вода и прохлада, хозяйка крова. Позволь мне защищать твой кров и очаг... Я предлагаю этот маленький дар твоему очагу.

Еще о мире Руидина.
ЦитироватьЛюбой нарушивший Соглашение Руидина станет изгоем. Он будет навеки лишен прохлады, отлучен от своего крова, и его родичи будут охотиться за ним, словно за диким зверем.

о тех, кто приходит в Пустыню без дозволения
ЦитироватьМужчину мы, конечно, убили бы на месте... Некоторые предлагали раздеть ее догола и прогнать обратно за Драконову Стену.
Еще вариант - продать в Шару.

О ворах - воров выгоняют в Пустыню с одним бурдюком воды. - Да'Тцанг

о Девах Копья
ЦитироватьПока Дева вынашивает ребенка, ей запрещается носить копье.

по поводу прически :

Айильские девочки носят по две косички с вплетеными ленточками. их расплетают, когда они докажут, что им можно доверять.

по повод убийств
по-видимому, если происходят "недоразумения", то возможны три варианта - извинения, если убийство либо причинение вреда обусловлено правилами чести или необходимостью, плата за кровь - если преступление серьезнее, но все-таки не совсем. И крайний случай - кровная вражда.

по поводу торговцев
если в отряде, встретившем торговца, воины из нескольких кланов, то по обычаю торговец едет с теми, у кого больше воинов, если у него, конечно, нет конкретного пункта назначения.

По поводу права на воду - здесь все логично, право на воду принадлежит клану, на территории которого располагается источник.

По поводу прихода в крепость:
ЦитироватьТы должен вступить в крепость с открытым лицом, чтобы все тебя видели... И надо шуметь...обычай требует показать, что мы не пытаемся застать крепость врасплох

Как спрашивают дозволения вступить в крепость
вождь:
ЦитироватьЯ испрашиваю дозволения вступить в твою крепость, хозяйка крова.
Ответ:
ЦитироватьЯ даю его тебе, о вождь клана
ЦитироватьБлагодарю тебя, хозяйка крова
простой воин (здесь я точно не уверен - Гейрн ведь вроде вождь септа Джиндо, и получив разрешение, он ,похоже, получил разрешение и для всех своих воинов)
ЦитироватьХозяйка крова ,я прошу дозволения обрести приют у твоего очага
ответ:
ЦитироватьЯ даю его тебе. Под моим кровом всегда найдутся вода и прохлада для тебя.
как привечают одиночку-бродягу:
ЦитироватьТебе дозволено вступить под мой кров. Для тебя найдутся и вода, и прохлада.

По поводу кровов сообществ - здесь просто, члены других сообществ не могут войти под кров.

По поводу ритуалов ухаживания - мужчина преподносит женщине дар расположения, таким образом говоря о том, что она ему нравится. И еще есть обычай демонстративно не замечать чьего-либо внимания - то есть, если женщина поглядывает на мужчину с определенным интересом, то он делает вид, что ничего подобного не происходит. И наоборот, соответственно. И еще вот:
ЦитироватьОна вроде как избегает меня, но каждый раз, как попадается навстречу, непременно останавливается. Проверяет, успел ли я ее заметить...У нас таким способом женщины завлекают мужчин. Она появляется, когда ты меньше всего этого ждешь, но тут же снова исчезает.
Если же мужчина добивается расположения женщины, то он может предложить расчесать ей волосы. Более решительным (или наглым - кому как) считается попросить разрешения вымыть ей волосы.
ЦитироватьВ ее глазах ты должен выглядеть скромным, но не настолько, чтобы показаться скучным. Попроси ее потереть тебе спину в палатке-парильне, но сделай это с застенчивым видом, потупив глаза. А когда будешь раздеваться перед сном, чуток попляши, будто оттого, что просто доволен жизнью, а потом сделай вид, что только что ее заметил, извинись - и быстро под свои одеяла. При этом не мешало бы покраснеть.

На встречи для поддержания чести вождя с ним идут десять воинов из его сообщества.

По поводу тронов: В Пустыне кресла есть только у клановых вождей,они садятся на них только в трех случаях - когда их провозглашают вождями, когда они принимают сдавшегося противника или когда выносят приговор.

Советы вождей заканчиваются определенным ритуалом:
Цитировать-Пока не сгинет тень, пока не спадет вода, в Тень, оскалив зубы, с последним вздохом бросить вызов, чтобы в последний день плюнуть в очи Затмевающему Зрение.
-Клянусь честью моей и Светом, жизнь моя будет кинжалом в сердце Ослепляющего.
-И до последнего дня, до самого Шайол Гул.

По поводу свадеб: только женщина может сделать предложение, положив у ног мужчины венок из цветов. Набор цветов имеет определенное значение, и говорит о характере невесты. Вот некоторые примеры: сегаде говорит о колючем нраве, медвяный корень - о мягкости, утренние сережки - кроткость. В конце свадьбы, после произнесения клятв сотня родичей невесты с копьями становитс вокруг нее, а жених с сотней своих родичей пробивается к ней, и должен перекинуть ее через плечо (невеста при этом сопротивляется) и отнести к ее крову.
ЦитироватьМужчина не может владеть кровом, так же как у него не может быть собственной земли. Если женщина собралась замуж, а своего крова у нее нет, семья строит для нее дом. В день свадьбы муж уносит ее из семьи, перекинув через плечо, причем ее братья удерживают ее сестер, но у дверей нового дома он опускает ее и просит разрешения войти. Кров принадлежит ей.

По поводу военной добычи.
ЦитироватьПятая часть сокровищ...принадлежит тем, кто захватил их...вождю и тому, кто командовал в битве полагается десятая часть от той доли... Тир покорился тебе как вождю, поэтому по праву победителя одна десятая Тира тоже твоя.

По поводу Советов вождей - место позади вождя на совете может занять лишь близкий родич по крови или собрат по сообществу - если во время совета есть риск получить нож в спину.

Еще по поводу советов - прежде, чем на Совет соберутся вожди кланов, условия обговаривают Хранительницы Мудрости.

Если урон, нанесенный чести столь велик, что с жизнью несовместим, то воин ломает одно за другим три копья и произносит ритуальную фразу:
ЦитироватьЕсли в этой жизни мне нет чести, то может, будет в другой.

по поводу убийства гай'шайн - это столь же страшное преступление, как убийство ребенка, Хранительницы Мудрости, беременной женщины или кузнеца - убийца должен принять смерть от руки брата или сестры.
Злоумышление против Хранительниц Мудрости карается смертью, дословно
Цитироватьбыть зарезанным как овца

завести разговор о втором отце (тесте) мужчины или второй матери (свекрови) женщины, если до того собеседник не заговорил о них первым - достаточное оскорбление, чтобы взяться за оружие. Но если в этом случае коснуться оскорбившего - это то же самое, что коснуться вооруженного в танце копий, то есть можно стать гай'шайн.

Немного о Фар Дарайз Май и не только.
Цитировать...И думаю, ты вложишь свою душу в венок, который положишь к ногам мужчины.
Авиенда шагнула вперед - для Фар Дарайз Май трудно представить худшее оскорбление, но тут же остановилась...Хуже того, Лиа, скорее всего, откажется принять ее в гай'шайн и, поскольку Авиенда действительно уже не Дева, но еще не Хранительница Мудрости, получит право отколотить ее на глазах у всех Таардад, каких удастся собрать. Это меньший позор, чем отказ, но все же позор, и немалый... Когда Лиа отвела взгляд, Авиенда вздохнула с облегчением - в подобных обстоятельствах она не могла сделать этого первой, не потеряв чести.

Еще про гостеприимство
ЦитироватьС точки зрения Айильцев, отказ принять гостеприимство, даже от кровного врага, считался постыдным.

Про кровную вражду.
Положив нож к ногам человека, ты объявляешь ему кровную вражду. Ее может объявить кто угодно и кому угодно, кроме Хранительницы Мудрости.

Обрести тох по отношению к гай'шайн трудно - и один из способов - напомнить воину о том, какому сообществу он принадлежал раньше. (если быть точным, то это касается девяти из тринадцати, но каких именно - в книге не указано, поэтому для упрощения примем что всех)

Один важный факт - в джи'и'тох извинения и объяснения не приняты.

Айильцы не позволяют себе сильно проявлять чувства, если рядом есть посторонние. На людях муж и жена максимум слегка соприкоснутся руками.

По поводу стыда:
Цитироватьстыд еще страшнее боли...когда имелись свидетели того, что тебе стало стыдно. Если же никто ничего не заметил или, хотя и заметил, не подал вида, можно считать, что ничего не произошло.
Если о проступке человека рассказать другим - это также нанесет урон джи провинившегося. (в принципе, это следует из принципа, что если никто ничего не заметил, то и стыдиться нечего - а чем больше людей знают, тем больше урон джи)

О лжи: просить другого лгать - то же самое, что лгать самому.

О Приспешниках Темного.
ЦитироватьУ нас Приспешников Темного убивают, как только обнаружат, и ни клан, ни септ, ни сообщество, ни первые родичи ни словом, ни жестом не выразят протеста.

О да'тсанг: да'тсанг (презренные) становятся только совершившие самое страшное преступление (например, предательство, ибо тох от предательства нельзя искупить) Зато, чтобы сделать кого-то да'тсанг, должны высказаться за три Хранительницы Мудрости. Все вещи, принадлежавшие да'тсанг уничтожаются. Да'тсанг одевают в черную шерстяную одежду и заставляют выполнять тяжелую, но главное, бессмысленную работу - таскать туда-сюда камни или рыть и закапывать ямы. Никто никогда не прикажет да'тсанг принести даже чашку воды.

О ритуале становления первых братьев или первых сестер:
Те, кто хотят стать первыми братьями/сестрами, просят Хранительниц Мудрости ими помочь. Через какое-то время их (всегда неожиданно) призывают Хранительницы, причем идти к месту проведения ритуала нужно идти обнаженными, завернутыми лишь в плащ.
Начинает главная Хранительница из присутствующих:
-Мы собрались здесь потому, что две женщины/двое мужчин желают стать первыми сестрами/первыми братьями. Мы  проверим, достаточно ли они сильны, и если так, то поможем им. Присутствуют ли их матери?
Позади кандидатов становятся по одной Хранительнице и произносят:
-Ее/его мать не может сюда прийти. Я - вместо нее. (полагаю, если мать одного из кандидатов является Хранительницей Мудрости, способной направлять, то она вполне может присутствовать.) Я предлагаю свою дочь/своего сына для испытания...
Кто претерпит за них муки рождения? - вопрошает главная Хранительница. Выходит та из Хранительниц, кого сочли достойной. Вместе с ней выходят еще двое. Они помогают ей раздеться. Повернувшись к главной, она шлепает себя по животу.
-Я рожала детей. Я вскармливала их, - говорит она, взяв в ладони свои груди - Я предлагаю себя.
Главная выражает согласие, и эта Хранительница садится на колени с другой стороны от кандидатов в двух шагах. По бокам от нее опускаются на колени две другие. Все Хранительницы наполняют себя саидар, за исключением кандидатов (если они способны) и их новой матери. Затем снова говорит главная:
-Вы обе будете вести себя так, как вам указывали. Если вы дрогнете или зададите вопрос, то ваша решимость недостаточно тверда. Я отошлю вас и все будет кончено, раз и навсегда. я буду спрашивать, а вы станете отвечать искренне.. Если любая здесь сочтет, что вы солгали, вас отошлют прочь. Разумеется, вы сами можете уйти в любое время. Что также сразу положит всему конец. Второго шанса не будет. Итак. Что, по-вашему, самое лучшее в женщине(мужчине), которую (ого) вы хотите взять в первые сестры (братья)?
(здесь и далее Хранительницы создают плетение, заставляющее слова кандидатов звучать одновременно после того, как они закончат свои ответы.) После того, как ответы прозвучали, Хранительницы, которые присутствуют вместо матерей, на ухо говорят кандидатам ,что названное качество на самом деле далеко не всегда сопровождает их, что оно рано или поздно их покинет.
Снова говорит главная Хранительница:
Хорошие качества нравятся вам в первой сестре (первом брате). Но что вы считаете в ней (нем) самым худшим?
После ответов Хранительницы, замещающие матерей, говорят, что это качество есть и в самих тех, кто считает его плохим. Кроме того, они здесь говорят, что все пройдет со временем - и красота, и сила. И если человек не научится пользоваться своим умом и духом - от него останется только оболочка.
Затем главная задает следующий вопрос:
-Что самое ребяческое в женщине(мужчине), которую (ого) вы хотите взять в первые сестры (братья)?
После ответов идет следующий вопрос:
-Что вызывает у вас самую большую зависть к женщине(мужчине), которую (ого) вы хотите взять в первые сестры (братья)?
После ответов одна из Хранительниц, заменяющих мать, велит "своему" дитя ударить другого кандидата ладонью по лицу изо всех сил. Второй кандидат защищаться не должен. потом наступает его очередь. Затем снова бьет первый, но уже другой рукой. Потом опять второй - другой рукой. И если кандидаты действительно готовы стать родственниками, то после этого они должны обняться.
Если они так делают, то главная Хранительница говорит:
-Каждая (ый) из вас еще познает на себе гнев другой (ого), вы будете говорить жестокие слова, но ввы всегда будете помнить, что ууже ударили ее (его). Ударили лишь потому, что вам велели так поступить. У вас тох друг к другу, тох, который вы не сможете заплатить и не станете и пытаться, поскольку каждая (ый) - навсегда в долгу перед первой сестрой (первым братом). Вы родитесь вновь.
Здесь Хранительницы совершают плетение, и происходит новое рождение. После рождения их новая мать говорит:
-Это моя дочь (мой сын) (называет имя), а это моя дочь (мой сын) (называет имя второго), рожденные в один день, один час. Пусть они всегда оберегают друг друга, поддерживают друг друга, любят друг друга.
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Antratil от 29 декабря 2008, 13:53
 :P Вот что значит человек дела!!! Восхищен вашей целеустремленностью и трудолюбием!!! ::)
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Пингвинчег от 29 декабря 2008, 17:50
Спасибо, Кар'а'карн. Однако это еще нужно будет обрабатывать... сосбственно, здесь все до "Сердца Зимы" включительно, если я ничего не упустил. Так что начинаю обрабатывать.
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Antratil от 05 января 2009, 20:44
Спасибо!!! Как говорят в шайнаре, Создатель создал времени достаточно ;)
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Пингвинчег от 06 января 2009, 21:17
Выкладываю второй этап работы над кодексом - общие положения, разъяснения понятий джи и тох, пока без конкретики по тох за преступления. Жду поправки и предложения, тем временем начну систематизировать и оформлять правила касательно преступлений.
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Antratil от 09 января 2009, 06:02
Хорошо получилось!!! :)
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Пингвинчег от 25 января 2009, 14:32
Прошу прощения, что так долго - сессия, потом отдыхал после сессии и особо ничего делать не хотелось. Здесь то, что уже было раньше плюс некоторые добавления по тох, и наказания за преступления. Теперь планирую еще добавить некоторые пункты касающиеся статусов вождя, Хранительниц Мудрости, и Хозяйки Крова.
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Antratil от 03 февраля 2009, 18:59
Сделаю маленькое дополнение.

  Преступлением считается причинение вреда женщине иначе как для спасения жизни, да и тогда причинивший вред должен быть ранен. Наказание определяет женщина или ее родичи. Но не прежде того времени, как солнце скроеться на закате, и не восстанет на рассвете. Дабы эмоции от потери или ранения, не затмили разум родным той женщины, или самой женщине. С учетом возможности исцеления у ХМ, это позволяет избежать превышения разумных пределов наказания. И понять что в ситуации обычно виновны обе стороны.
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Пингвинчег от 03 февраля 2009, 19:13
Поправка принята, спасибо! Так действительно разумнее. Да и в любом случае, "месть - это блюдо, которое подается холодным".
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Antratil от 04 февраля 2009, 02:43
Интересно, :P а как ты относишься к Масайскому подходу к мести? :D :D :D Читал "Злотникова" Вечный? Если да тодумаю ты меня поймешь ;D
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Пингвинчег от 04 февраля 2009, 18:05
Ага, помню. Но это, по-моему, слишком уж мудрено.
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Antratil от 05 февраля 2009, 22:57
Вот именно такой у меня и подход к мести - не мщу потому что слишком мудрёно. :P
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Пингвинчег от 05 февраля 2009, 23:14
Suum quique.
Кстати, хотел спросить, создавать ли отдельную тему для Айильских обычаев, связанных, например, со свадьбой, ухаживаниями и т.д. Просто в джи'и'тох они не совсем укладываются.
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Antratil от 06 февраля 2009, 00:03
Почему? ведь тут тоже важно сохранить: и свое достоинство, и уверенность, и уважение, не разрушив чужие д. у.у. ;) Но в принципе наверное стоит создать... ;)
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Пингвинчег от 03 марта 2009, 22:28
Закончил с правилами, касающимися вождей, кузнецов, Хозяек Крова и Хранительниц Мудрости. Жду ваших замечаний. :)
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Antratil от 15 марта 2009, 12:34
Насчет Руидина и посещения ТерАнгриала это лучше в шатры хранительниц мудрости как пособие или напоминание...
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Пингвинчег от 15 марта 2009, 14:59
Хорошо, это туда кинем, а из кодекса, я так понял, убрать?
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Antratil от 23 марта 2009, 11:51
Да, лучше убрать, пусть женщины и суют свой нос куда не стоит, но мы мужчины, и в данном случае  это наверное не наше дело, а дело ХМ =))
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Пингвинчег от 23 марта 2009, 12:48
Оки, сделаем.
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Пингвинчег от 23 марта 2009, 20:26
Выкладываю следующий этап работы над кодексом - добавил про воинские сообщества, также вынес отдельно то, что касается гостеприимства. Поскольку этот этап уже очень близок к конечному, выкладываю его и файлом и так:

Джи'и'тох
Джи – значит честь, джи – значит право, джи – значит ответственность.
Джи есть мера чести, мера доверия, которым пользуется человек, но также и мера ответственности, ибо, чем большим доверием облечен человек, тем выше его ответственность.
Заработать джи можно как в бою, так и в мире. В бою это сделать проще, и есть несколько ступеней джи в бою.
Меньше всего джи можно заработать, убив врага – ибо в убийстве мало чести, убить может и глупец, и ребенок. Но если твой противник был человеком большой чести, то, даже просто убив его, ты получишь много джи. В том, чтобы взять неприятеля в плен, больше чести. Но больше всего джи можно заработать, если в танце копий коснуться вооруженного противника, не причинив ему при этом никакого вреда.
Джи также можно обрести и мирным служением своему септу и клану. Этот путь медленнее, но не менее важен и почетен, ибо без мирного труда Айил не могли бы существовать.
Определенные статусы сами по себе приносят много джи – например, мужчина, становясь вождем, приобретает определенное количество джи, доверия и чести, а также и ответственности. Также и женщина, становясь Хранительницей Мудрости или Хозяйкой Крова холда, обретает джи, соответствующую ее статусу.
Но джи можно и потерять. Потерять в бою – потерпев поражение и попав в плен либо позволив другому коснуться себя. В случае касания наносится самый большой урон джи того, кого коснулись. Но и в мирной  жизни можно потерять джи, совершив проступок – и потеря джи от этого не менее ощутима, и даже может быть более существенна, ибо ошибка кузнеца может стоить жизней нескольких воинов. И чем больше чести было у человека до того, тем больший урон будет нанесен одним и тем же проступком – ибо большее доверие значит большую ответственность, и большее наказание. Если же урон, нанесенный чести, слишком велик (причем урон может быть нанесен и действиями кого-то другого, прим. Гарак), то воин ломает одно за другим три копья и произносит ритуальную фразу: «Если в этой жизни мне нет чести, то может, будет в другой», после чего лишает себя жизни.

Тох – значит долг, тох – значит обязанность. Проступок перед кем-либо налагает тох, также и помощь со стороны кого-то налагает тох. Ложь также налагает тох, и немалый – ибо ложь означает, что ты недостоин того уровня доверия, джи, который был тебе оказан. Также и просить другого человека солгать – все равно, что лгать самому. Долг надлежит искупить, либо как установлено обычаем, либо как решит тот, перед кем у тебя долг. Наименее почетный способ – выкупить свой тох за определенную плату золотом или ценностями, если тот, перед кем у тебя тох, согласится на это. Тох можно искупить путем ответной услуги – что, кажется проще всего, но простота эта обманчива, ибо услуга ответная может быть отнюдь непроста для исполнения. Хотя в мирное время все просто – помогли тебе – помоги ты, но если речь идет о жизни, то все по-другому. Например, воин, которого коснулись в бою, дабы не нести большой урон джи, может попросить коснувшегося взять его как пленника,  при этом урон чести наносится меньше, но и коснувшийся приобретает меньше чести, и это значит, что взятый в плен имеет тох по отношению к пленителю. Пленник называется гай'шайн, что значит – принесший обет мира, а также – приведенный к миру в битве, и оба толкования верны, ибо плененный в битве, гай'шайн обязуется смиренно служить победителю год и один день, не прикасаясь к оружию. Гай'шайн одевают в белое одеяние, ибо им нельзя носить одежду воинов и ремесленников. Также гай'шайн не разрешено иметь никаких вещей, которые положены воинам. Есть лишь одно исключение – красная головная повязка с кругом, разделенным волнистой линией на черную и белую половины – знаком сисвай'аман, ибо сисвай'аман остаются Копьями Дракона, даже будучи гай'шайн. Взять в гай'шайн можно кого угодно, кроме Хранительниц Мудрости, кузнецов, детей, беременных женщин и женщин с детьми до десяти лет. Бывает так, что гай'шайн убегают, не в силах исполнить долг, но даже свой септ не примет их, и отправит обратно, и срок начнет исчисляться заново. Кроме того, побег наносит урон джи септа, и, дабы исполнить тох септа, первый брат или сестра сбежавшего тоже могут стать гай'шайн. Тох можно искупить наказанием духа – например, женщине, которая ведет себя неподобающе своему возрасту, велят заплести волосы в две косички и заплести их ленточками – такую прическу носят у Айил маленькие девочки – и дают куклу, которую она должна носить с собой, до тех пор, пока ее тох не будет исполнен.
Другой путь искупления тох – наказание тела. Наказание может быть различным – чаще всего это порка. Но возможно и наказание духа – ибо стыд страшнее боли, и чем больше людей стали свидетелями твоего стыда, тем тяжелее наказание. Потому, например, оскорбленный в некоторых случаях может потребовать права поколотить оскорбившего на глазах у всех воинов клана, которых удастся собрать.

Однако за совершенное преступление наказывают гораздо серьезнее, и в зависимости  от преступления наказание различается.
Изгнанием наказываются воры, а также те, кто нарушил Мир Руидина или подобных ему мест.
Преступлением считается причинение вреда женщине иначе как для спасения жизни, да и тогда причинивший вред должен быть ранен. Наказание определяет женщина или ее родичи, но не прежде того времени, как солнце скроется на закате и вернется вновь на рассвете.
За убийство, если оно обусловлено обычаем или кодексом, обычно не налагается наказание – достаточно извинений либо, если потребуют родичи убитого, платы за кровь. В крайнем случае, объявляется кровная вражда.
Смертью от руки первого брата или сестры карается убийство гай'шайн, беременной женщины, ребенка, кузнеца либо Хранительницы Мудрости. Даже злоумышление против Хранительниц карается смертью.
Тех, кто предался Тени, карают смертью, и даже самые близкие родичи не потребуют ни извинений, ни платы.
Но самым страшным преступлением является предательство. Тох от предательства нельзя искупить, и совершившие предательство почти всегда объявляются да'тсанг.
Да'тсанг (презренные) становятся только совершившие очень тяжелое преступление. Для того чтобы сделать кого-то да'тсанг, должны высказаться за три Хранительницы Мудрости. Все вещи, принадлежавшие да'тсанг уничтожаются. Да'тсанг одевают в черную шерстяную одежду и заставляют выполнять тяжелую, но главное – бессмысленную работу - таскать с места на место камни или рыть и закапывать ямы. Никто никогда не прикажет да'тсанг принести даже чашку воды. Это наказывает не только тело, но и дух. Да'тсанг можно стать, не только совершив предательство, но и из-за другого преступления, если Хранительницы Мудрости сочтут, что именно этого заслуживает преступник.
Если преступление не очевидно, то разбираются в деле вождь и Хранительницы Мудрости, они же и выносят приговор.
Мокроземцы, пришедшие в Пустыню, имея на то дозволение, также попадают под действие этих законов. Подобное дозволение имеют менестрели, торговцы и Туата'ан, а также те, кто получил на то разрешение от вождей либо Хранительниц Мудрости. Те же, кто осмеливается входить в Трехкратную Землю без разрешения, могут быть либо раздеты догола и отправлены в сторону Хребта Мира, либо проданы в Шару.

Среди Айил есть обладающие особым статусом – это кузнецы и вожди у мужчин и Хозяйки Крова и Хранительницы Мудрости – у женщин.

Кузнецы обладают особым статусом, так как от них во многом зависит жизнь холда и септа. Кузнеца нельзя сделать гай'шайн, в некоторых ситуациях решение кузнеца ставится превыше решения Хозяйки Крова (в книге не указано, в каких, но я полагаю, что в случае серьезной военной опасности, скажем, набег троллоков или врагов-Айил, прим. Гарак).

Вожди – те, кто ведет септы и кланы, на них лежит особая ответственность, и они обладают некоторыми привилегиями. Но вождь Айил – не король Мокрых Земель, вершащий свои дела без оглядки на людей и творящий все по своему произволу. Любой из Айил может прийти к вождю  высказать свое недовольство, а если вождь не оправдывает то доверие, которое ему оказано, он будет подвергнут наказанию соответственно джи'и'тох и отрешен от звания вождя. Привилегии и знаки статуса вождя следующие: вождю принадлежит десятая часть военной добычи; на встречи вождя сопровождают десять воинов из его сообщества – для поддержания чести; клановые вожди восседают на креслах во время официальных мероприятий, таких как вынесение приговора, принятие с почетом сдавшегося врага, а также когда новый вождь принимает это звание. Советы вождей – церемониальное мероприятие, и значение во время их проведения имеет многое – в том числе, занимаемые вождями места. Особым в этом смысле является место позади вождя – его может занять только близкий родич вождя, и только в том случае, если во время встречи есть опасность получить нож в спину. Советы вождей заканчиваются определенными ритуальными словами:
-Пока не сгинет тень, пока не спадет вода, в Тень, оскалив зубы, с последним вздохом бросить вызов, чтобы в последний день плюнуть в очи Затмевающему Зрение.
-Клянусь честью моей и Светом, жизнь моя будет кинжалом в сердце Ослепляющего. (Эти слова говорит либо старший из вождей, либо тот, кто собрал совет, прим. Гарак)
-И до последнего дня, до самого Шайол Гул.
Вожди септов избираются на совете и с одобрения Хранительниц Мудрости. Претендент на звание вождя клана должен пройти испытание Руидина – увидеть прошлое глазами предков. Для этого он должен прийти в Руидин в сопровождении не менее шести септов этого клана. Хранительницы приветствуют пришедших ритуальными словами: «Мир Руидина да пребудет с вами. Всякий, явившийся к Чейндару, вернется домой, не претерпев ущерба. На этой земле не будет пролита кровь». Претендент испрашивает разрешения, склонившись в церемониальном поклоне - левая нога выставлена вперед, левая рука на колене, а правая простерта ладонью вверх (этот поклон также совершается в других очень официальных случаях, прим. Гарак) – и произносит ритуальную просьбу: «По праву крови я прошу дозволения вступить в Руидин в честь древних предков и в память о минувшем». Четыре Хранительницы Мудрости должны сказать «да», тогда он будет допущен к испытанию. Если они позволяют, то далее совершается ритуал:
- И да примет их Руидин... (это говорит старшая Хранительница)
- Руидин принадлежит мертвым (говорят остальные три)
- Им нельзя говорить с живыми, пока не вернутся... (старшая)
- Мертвые не говорят с живыми. (другие)
- Мы не можем их видеть, пока они не вернутся в мир живых. (здесь все Хранительницы закрывают лица шалями)
- Уходите прочь из мира живых, не тревожьте нас воспоминаниями об ушедшем. Не говорите о том, что доступно лишь взору усопших. (говорят все вместе)
Претендент отправляется к сердцу Руидина один, без оружия.
И хотя после Откровения правда о прошлом Айил известна, претендент на звание вождя должен пройти испытание и увидеть прошлое глазами своих предков. Прошедший испытание получает знак – Дракона, вьющегося вокруг предплечья.

Хозяйки Крова – женщины, наделенные правом властвовать в крепости-холде. Однако и любой кров семьи принадлежит именно женщине – мужчина не может владеть кровом, также и не владеет землей. Слово Хозяйки Крова – закон, кроме некоторых случаев, когда решающее слово остается за кузнецом. Никто не может отослать Хозяйку Крова домой босиком (полагаю, это значит, что нельзя отказать в просьбе Хозяйке Крова, если просьба не противоречит джи'и'тох, прим. Гарак.)

Хранительницы Мудрости – это женщины, которые обладают особой внутренней силой и мудростью. Они занимаются врачеванием, некоторые из них могут исцелять даже тех, кто находится на пороге смерти. Они хранят память о прошлом Айил, следят, как и вожди, за исполнением закона, но не только. Они обладают властью не меньшей, чем вожди. У каждого вождя есть советница – Хранительница Мудрости, и прежде, чем на совет собираются вожди, их советницы на своем собрании обговаривают условия.  Решение Хранительниц Мудрости необходимо для допуска кандидата на звание вождя к испытанию, для признания кого-либо да'тсанг. Некоторые Хранительницы Мудрости владеют Единой Силой, и с ее помощью исцеляют людей и проводят ритуалы, например, становления первых родственников. Также многие Хранительницы Мудрости являются Ходящими По Снам, и могут провидеть будущее, а также быстро передавать важные вести. Хранительницу нельзя сделать гай'шайн. Хранительницы связывают Айильцев, сохраняют единство народа. Еще недавно Хранительницы были символом мира, они не участвовали в битве и могли без опаски пройти по землям враждебного клана, но недавно эта традиция была сломана, и это потянет огромные перемены..

Каждый Айильский воин, помимо семьи и клана, принадлежит также одному из воинских сообществ – объединений воинов, каждое со своими отличиями, своими правилами. Всего их двенадцать: Аэтан Дор (Красные Щиты), Дуад Махди'ин (Ищущие Воду), Кор Дарай (Копья Ночи), Рахиен Сорей (Рассветные Бегуны), Сейа Дун (Черные Глаза), Совин Най (Руки-Ножи), Тайн Шари (Истинной Крови), Фар Алдазар Дин (Орлиные Братья), Хама Н'доре (Горные Танцоры),
Шае'ен М'таал (Каменные Псы), Ша'мад Конд (Громоходцы), и еще одно сообщество – в него вступают только женщины – Фар Дарайз Май (Девы Копья).  В отличие от клана, к которому воин принадлежит с рождения, сообщество он выбирает сам – и для многих эта связь значит гораздо больше, чем принадлежность к клану. Члены одного сообщества не будут сражаться друг с другом, даже если между их кланами – кровная вражда, некоторые не женятся на первой сестре другого члена сообщества, как если бы она была их первой сестрой. В холде-крепости и в Руидине у каждого сообщества есть свой кров, под который не могут войти члены других сообществ. Когда отряд становится лагерем, воины одного сообщества ставят свои палатки рядом. Благодаря воинским сообществам народ Айил един, и даже между враждующими кланами всегда сохраняются связующие нити.

Обычаи гостеприимства имеют особую значимость для Айил, так как наш народ разделен большими расстояниями и опасностями, ждущими в Трехкратной Земле, и также в память о прошлых скитаниях. Когда в кров Холда приходят гости, они перед приходом в крепость нарочно шумят, показывая, что идут не враги. Пришедшие просят у Хозяйки Крова права вступить под кров.
Вождь, испрашивая разрешения, говорит
«Я испрашиваю дозволения вступить в твою крепость, хозяйка крова»
Ответ:
«Я даю его тебе, о вождь клана»
Предводитель отряда, испрашивая разрешение, также испрашивает его и для всего отряда:
«Хозяйка крова, я прошу дозволения обрести приют у твоего очага»
Ответ:
«Я даю его тебе. Под моим кровом всегда найдутся вода и прохлада для тебя»
Как привечают одиночку-бродягу:
«Тебе дозволено вступить под мой кров. Для тебя найдутся и вода, и прохлада»
Получив дозволение, просивший должен поблагодарить Хозяйку Крова:
«Благодарю тебя, хозяйка крова»
Гость, принятый под кров семьи, преподносит хозяйке небольшой подарок со словами:
«Да будет у тебя вода и прохлада, хозяйка крова. Позволь мне защищать твой кров и очаг. Я предлагаю этот маленький дар твоему очагу»
Предложение гостеприимства – священно, отказ принять гостеприимство даже от кровного врага – постыден и недостоин.
Когда люди встречаются в первый раз, то под кровом, когда они соберутся за столом, наливают большую чашу воды, принимающий отпивает из нее и произносит:
-Вода и прохлада предложены вам по доброй воле. Да не будет меж нами розни, ибо желанный гость – как первый брат (желанная гостья – как первая сестра), - после чего передает гостю, и тот, также отпив глоток, произносит:
-Да не будет.

Как всегда, жду ваших замечаний. И еще - нужно ли что-то еще сюда включать, потому что я мог забыть.
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Antratil от 24 марта 2009, 23:22
Прости - маленькое фэ - вариант с цитатами легче воспринимаеться при чтении, и потому на первой странице с цитатами - почти идеально, но можно сделать совсем хорошо -то есть веделять изредка цветом что-либо -например первую букву абзаца -или подраздела темы - например про Да'Тсанг
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Пингвинчег от 24 марта 2009, 23:27
Я для того и выкладываю, чтобы сторонний взгляд более трезво рассмотрел.  :) Хорошо, поправим. Только завтра. А что с остальным? Со стилем? Будем ли выкладывать в приемном кабинете?
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Antratil от 25 марта 2009, 00:00
Похоже эту неделю я дома, потому попробую помочь со стилем. Если ты считаешь что надо выкладывать, то поставим выборку в Приемный кабинет
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Antratil от 30 марта 2009, 13:19
Работа выполнена отлично! Насчет кузнецов и Хозяек крова -  похоже в книге напоминают, что Хозяйка Крова властна в крепости, однако насчет специальных умений отдельных жителей крова она не смеет перечить, и если кузнец обеспечивает всю хозяйственную и военную деятельность Холда то ему и решать очередность изготовления, потребность в крицах железа и угля, и никакая мудрая хозяйка крова не вправе решать это за него!
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Пингвинчег от 30 марта 2009, 13:25
Хорошо, добавим.
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Пингвинчег от 31 марта 2009, 21:26
Тада-дадам! Выкладываю окончательный вариант Кодекса Джи'и'тох.


Джи'и'тох

Джи – значит честь, джи – значит право, джи – значит ответственность.
Джи есть мера чести, мера доверия, которым пользуется человек, но также и мера ответственности, ибо, чем большим доверием облечен человек, тем выше его ответственность.
Заработать джи можно как в бою, так и в мире. В бою это сделать проще, и есть несколько ступеней джи в бою.
Меньше всего джи можно заработать, убив врага – ибо в убийстве мало чести, убить может и глупец, и ребенок. Но если твой противник был человеком большой чести, то, даже просто убив его, ты получишь много джи. В том, чтобы взять неприятеля в плен, больше чести. Но больше всего джи можно заработать, если в танце копий коснуться вооруженного противника, не причинив ему при этом никакого вреда.
Джи также можно обрести и мирным служением своему септу и клану. Этот путь медленнее, но не менее важен и почетен, ибо без мирного труда Айил не могли бы существовать.
Определенные статусы сами по себе приносят много джи – например, мужчина, становясь вождем, приобретает определенное количество джи, доверия и чести, а также и ответственности. Также и женщина, становясь Хранительницей Мудрости или Хозяйкой Крова холда, обретает джи, соответствующую ее статусу.
Но джи можно и потерять. Потерять в бою – потерпев поражение и попав в плен либо позволив другому коснуться себя. В случае касания наносится самый большой урон джи того, кого коснулись. Но и в мирной  жизни можно потерять джи, совершив проступок – и потеря джи от этого не менее ощутима, и даже может быть более существенна, ибо ошибка кузнеца может стоить жизней нескольких воинов. И чем больше чести было у человека до того, тем больший урон будет нанесен одним и тем же проступком – ибо большее доверие значит большую ответственность, и большее наказание. Если же урон, нанесенный чести, слишком велик (причем урон может быть нанесен и действиями кого-то другого, прим. Гарак), то воин ломает одно за другим три копья и произносит ритуальную фразу: «Если в этой жизни мне нет чести, то может, будет в другой», после чего лишает себя жизни.

Тох – значит долг, тох – значит обязанность. Проступок перед кем-либо налагает тох, также и помощь со стороны кого-то налагает тох. Ложь также налагает тох, и немалый – ибо ложь означает, что ты недостоин того уровня доверия, джи, который был тебе оказан. Также и просить другого человека солгать – все равно, что лгать самому. Долг надлежит искупить, либо как установлено обычаем, либо как решит тот, перед кем у тебя долг. Наименее почетный способ – выкупить свой тох за определенную плату золотом или ценностями, если тот, перед кем у тебя тох, согласится на это. Тох можно искупить путем ответной услуги – что, кажется проще всего, но простота эта обманчива, ибо услуга ответная может быть отнюдь непроста для исполнения. Хотя в мирное время все просто – помогли тебе – помоги ты, но если речь идет о жизни, то все по-другому. Например, воин, которого коснулись в бою, дабы не нести большой урон джи, может попросить коснувшегося взять его как пленника,  при этом урон чести наносится меньше, но и коснувшийся приобретает меньше чести, и это значит, что взятый в плен имеет тох по отношению к пленителю. Пленник называется гай'шайн, что значит – принесший обет мира, а также – приведенный к миру в битве, и оба толкования верны, ибо плененный в битве, гай'шайн обязуется смиренно служить победителю год и один день, не прикасаясь к оружию. Гай'шайн одевают в белое одеяние, ибо им нельзя носить одежду воинов и ремесленников. Также гай'шайн не разрешено иметь никаких вещей, которые положены воинам. Есть лишь одно исключение – красная головная повязка с кругом, разделенным волнистой линией на черную и белую половины – знаком сисвай'аман, ибо сисвай'аман остаются Копьями Дракона, даже будучи гай'шайн. Взять в гай'шайн можно кого угодно, кроме Хранительниц Мудрости, кузнецов, детей, беременных женщин и женщин с детьми до десяти лет. Бывает так, что гай'шайн убегают, не в силах исполнить долг, но даже свой септ не примет их, и отправит обратно, и срок начнет исчисляться заново. Кроме того, побег наносит урон джи септа, и, дабы исполнить тох септа, первый брат или сестра сбежавшего тоже могут стать гай'шайн. Тох можно искупить наказанием духа – например, женщине, которая ведет себя неподобающе своему возрасту, велят заплести волосы в две косички и заплести их ленточками – такую прическу носят у Айил маленькие девочки – и дают куклу, которую она должна носить с собой, до тех пор, пока ее тох не будет исполнен.
Другой путь искупления тох – наказание тела. Наказание может быть различным – чаще всего это порка. Но возможно и наказание духа – ибо стыд страшнее боли, и чем больше людей стали свидетелями твоего стыда, тем тяжелее наказание. Потому, например, оскорбленный в некоторых случаях может потребовать права поколотить оскорбившего на глазах у всех воинов клана, которых удастся собрать. Высший тох – тох воды, долг по отношению к тому, кто спас тебе жизнь.

Однако за совершенное преступление наказывают гораздо серьезнее, и в зависимости  от преступления наказание различается.
Изгнанием наказываются воры, а также те, кто нарушил Мир Руидина или подобных ему мест.
Преступлением считается причинение вреда женщине иначе как для спасения жизни, да и тогда причинивший вред должен быть ранен. Наказание определяет женщина или ее родичи, но не прежде того времени, как солнце скроется на закате и вернется вновь на рассвете.
За убийство, если оно обусловлено обычаем или кодексом, обычно не налагается наказание – достаточно извинений либо, если потребуют родичи убитого, платы за кровь. В крайнем случае, объявляется кровная вражда.
Смертью от руки первого брата или сестры карается убийство гай'шайн, беременной женщины, ребенка, кузнеца либо Хранительницы Мудрости. Даже злоумышление против Хранительниц карается смертью.
Тех, кто предался Тени, карают смертью, и даже самые близкие родичи не потребуют ни извинений, ни платы.
Но самым страшным преступлением является предательство. Тох от предательства нельзя искупить, и совершившие предательство почти всегда объявляются да'тсанг.
Да'тсанг (презренные) становятся только совершившие очень тяжелое преступление. Для того чтобы сделать кого-то да'тсанг, должны высказаться за три Хранительницы Мудрости. Все вещи, принадлежавшие да'тсанг уничтожаются. Да'тсанг одевают в черную шерстяную одежду и заставляют выполнять тяжелую, но главное – бессмысленную работу - таскать с места на место камни или рыть и закапывать ямы. Никто никогда не прикажет да'тсанг принести даже чашку воды. Это наказывает не только тело, но и дух. Да'тсанг можно стать, не только совершив предательство, но и из-за другого преступления, если Хранительницы Мудрости сочтут, что именно этого заслуживает преступник.
Если преступление не очевидно, то разбираются в деле вождь и Хранительницы Мудрости, они же и выносят приговор.
Мокроземцы, пришедшие в Пустыню, имея на то дозволение, также попадают под действие этих законов. Подобное дозволение имеют менестрели, торговцы и Туата'ан, а также те, кто получил на то разрешение от вождей либо Хранительниц Мудрости. Те же, кто осмеливается входить в Трехкратную Землю без разрешения, могут быть либо раздеты догола и отправлены в сторону Хребта Мира, либо проданы в Шару.

Среди Айил есть обладающие особым статусом – это кузнецы и вожди у мужчин и Хозяйки Крова и Хранительницы Мудрости – у женщин.

Кузнецы обладают особым статусом, так как от них во многом зависит жизнь холда и септа. Кузнеца нельзя сделать гай'шайн, в некоторых ситуациях решение кузнеца ставится превыше решения Хозяйки Крова (в книге не указано, в каких, но я полагаю, что в случае серьезной военной опасности, скажем, набег троллоков или врагов-Айил, а также в вопросах, касающихся исключительно кузнечного дела – очередность изготовления изделий , например.  прим. Гарак).

Вожди – те, кто ведет септы и кланы, на них лежит особая ответственность, и они обладают некоторыми привилегиями. Но вождь Айил – не король Мокрых Земель, вершащий свои дела без оглядки на людей и творящий все по своему произволу. Любой из Айил может прийти к вождю  высказать свое недовольство, а если вождь не оправдывает то доверие, которое ему оказано, он будет подвергнут наказанию соответственно джи'и'тох и отрешен от звания вождя. Привилегии и знаки статуса вождя следующие: вождю принадлежит десятая часть военной добычи; на встречи вождя сопровождают десять воинов из его сообщества – для поддержания чести; клановые вожди восседают на креслах во время официальных мероприятий, таких как вынесение приговора, принятие с почетом сдавшегося врага, а также когда новый вождь принимает это звание. Советы вождей – церемониальное мероприятие, и значение во время их проведения имеет многое – в том числе, занимаемые вождями места. Особым в этом смысле является место позади вождя – его может занять только близкий родич вождя, и только в том случае, если во время встречи есть опасность получить нож в спину. Советы вождей заканчиваются определенными ритуальными словами:
-Пока не сгинет тень, пока не спадет вода, в Тень, оскалив зубы, с последним вздохом бросить вызов, чтобы в последний день плюнуть в очи Затмевающему Зрение.
-Клянусь честью моей и Светом, жизнь моя будет кинжалом в сердце Ослепляющего. (Эти слова говорит либо старший из вождей, либо тот, кто собрал совет, прим. Гарак)
-И до последнего дня, до самого Шайол Гул.
Вожди септов избираются на совете и с одобрения Хранительниц Мудрости. Претендент на звание вождя клана должен пройти испытание Руидина – увидеть прошлое глазами предков. Для этого он должен прийти в Руидин в сопровождении не менее шести септов этого клана. Хранительницы приветствуют пришедших ритуальными словами: «Мир Руидина да пребудет с вами. Всякий, явившийся к Чейндару, вернется домой, не претерпев ущерба. На этой земле не будет пролита кровь». Претендент испрашивает разрешения, склонившись в церемониальном поклоне - левая нога выставлена вперед, левая рука на колене, а правая простерта ладонью вверх (этот поклон также совершается в других очень официальных случаях, прим. Гарак) – и произносит ритуальную просьбу: «По праву крови я прошу дозволения вступить в Руидин в честь древних предков и в память о минувшем». Четыре Хранительницы Мудрости должны сказать «да», тогда он будет допущен к испытанию. Если они позволяют, то далее совершается ритуал:
- И да примет их Руидин... (это говорит старшая Хранительница)
- Руидин принадлежит мертвым (говорят остальные три)
- Им нельзя говорить с живыми, пока не вернутся... (старшая)
- Мертвые не говорят с живыми. (другие)
- Мы не можем их видеть, пока они не вернутся в мир живых. (здесь все Хранительницы закрывают лица шалями)
- Уходите прочь из мира живых, не тревожьте нас воспоминаниями об ушедшем. Не говорите о том, что доступно лишь взору усопших. (говорят все вместе)
Претендент отправляется к сердцу Руидина один, без оружия.
И хотя после Откровения правда о прошлом Айил известна, претендент на звание вождя должен пройти испытание и увидеть прошлое глазами своих предков. Прошедший испытание получает знак – Дракона, вьющегося вокруг предплечья.

Хозяйки Крова – женщины, наделенные правом властвовать в крепости-холде. Однако и любой кров семьи принадлежит именно женщине – мужчина не может владеть кровом, также и не владеет землей. Слово Хозяйки Крова – закон, кроме некоторых случаев, когда решающее слово остается за кузнецом. Никто не может отослать Хозяйку Крова домой босиком (полагаю, это значит, что нельзя отказать в просьбе Хозяйке Крова, если просьба не противоречит джи'и'тох, прим. Гарак.)

Хранительницы Мудрости – это женщины, которые обладают особой внутренней силой и мудростью. Они занимаются врачеванием, некоторые из них могут исцелять даже тех, кто находится на пороге смерти. Они хранят память о прошлом Айил, следят, как и вожди, за исполнением закона, но не только. Они обладают властью не меньшей, чем вожди. У каждого вождя есть советница – Хранительница Мудрости, и прежде, чем на совет собираются вожди, их советницы на своем собрании обговаривают условия.  Решение Хранительниц Мудрости необходимо для допуска кандидата на звание вождя к испытанию, для признания кого-либо да'тсанг. Некоторые Хранительницы Мудрости владеют Единой Силой, и с ее помощью исцеляют людей и проводят ритуалы, например, становления первых родственников. Также многие Хранительницы Мудрости являются Ходящими По Снам, и могут провидеть будущее, а также быстро передавать важные вести. Хранительницу нельзя сделать гай'шайн. Хранительницы связывают Айильцев, сохраняют единство народа. Еще недавно Хранительницы были символом мира, они не участвовали в битве и могли без опаски пройти по землям враждебного клана, но недавно эта традиция была сломана, и это потянет огромные перемены..

Каждый Айильский воин, помимо семьи и клана, принадлежит также одному из воинских сообществ – объединений воинов, каждое со своими отличиями, своими правилами. Всего их двенадцать: Аэтан Дор (Красные Щиты), Дуад Махди'ин (Ищущие Воду), Кор Дарай (Копья Ночи), Рахиен Сорей (Рассветные Бегуны), Сейа Дун (Черные Глаза), Совин Най (Руки-Ножи), Тайн Шари (Истинной Крови), Фар Алдазар Дин (Орлиные Братья), Хама Н'доре (Горные Танцоры),
Шае'ен М'таал (Каменные Псы), Ша'мад Конд (Громоходцы), и еще одно сообщество – в него вступают только женщины – Фар Дарайз Май (Девы Копья).  В отличие от клана, к которому воин принадлежит с рождения, сообщество он выбирает сам – и для многих эта связь значит гораздо больше, чем принадлежность к клану. Члены одного сообщества не будут сражаться друг с другом, даже если между их кланами – кровная вражда, некоторые не женятся на первой сестре другого члена сообщества, как если бы она была их первой сестрой. В холде-крепости и в Руидине у каждого сообщества есть свой кров, под который не могут войти члены других сообществ. Когда отряд становится лагерем, воины одного сообщества ставят свои палатки рядом. Благодаря воинским сообществам народ Айил един, и даже между враждующими кланами всегда сохраняются связующие нити.

Обычаи гостеприимства имеют особую значимость для Айил, так как наш народ разделен большими расстояниями и опасностями, ждущими в Трехкратной Земле, и также в память о прошлых скитаниях. Когда в кров Холда приходят гости, они перед приходом в крепость нарочно шумят, показывая, что идут не враги. Пришедшие просят у Хозяйки Крова права вступить под кров.
Вождь, испрашивая разрешения, говорит
«Я испрашиваю дозволения вступить в твою крепость, хозяйка крова»
Ответ:
«Я даю его тебе, о вождь клана»
Предводитель отряда, испрашивая разрешение, также испрашивает его и для всего отряда:
«Хозяйка крова, я прошу дозволения обрести приют у твоего очага»
Ответ:
«Я даю его тебе. Под моим кровом всегда найдутся вода и прохлада для тебя»
Как привечают одиночку-бродягу:
«Тебе дозволено вступить под мой кров. Для тебя найдутся и вода, и прохлада»
Получив дозволение, просивший должен поблагодарить Хозяйку Крова:
«Благодарю тебя, хозяйка крова»
Гость, принятый под кров семьи, преподносит хозяйке небольшой подарок со словами:
«Да будет у тебя вода и прохлада, хозяйка крова. Позволь мне защищать твой кров и очаг. Я предлагаю этот маленький дар твоему очагу»
Предложение гостеприимства – священно, отказ принять гостеприимство даже от кровного врага – постыден и недостоин.
Когда люди встречаются в первый раз, то под кровом, когда они соберутся за столом, наливают большую чашу воды, принимающий отпивает из нее и произносит:
-Вода и прохлада предложены вам по доброй воле. Да не будет меж нами розни, ибо желанный гость – как первый брат (желанная гостья – как первая сестра), после чего передает гостю, и тот, также отпив глоток, произносит:
-Да не будет.

Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Antratil от 11 апреля 2009, 18:34
Урра!!! ;) Да будет свет в Айильских Холдах!!! И да возрадуется Народ Айил!!!
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Пингвинчег от 08 июня 2009, 18:24
Я тут подумал - раз мы отдельно делаем "обычаи Айил", то обычаи гостеприимства стоит перенести туда.
Также стоит добавить правила касательно вуали и меча:
Оружие Айильца - короткое копье и нож, лук и стрелы. Айилец не прикасается к мечу, ибо меч создан лишь для отнятия жизни, копье же может служить для добывания пищи. Когда Айилец готовится убить врага, он закрывает лицо черной вуалью, так как становится в этот момент смертью, а у смерти нет лица. Добавил в преступления:
Если Айилец, убивая, не закрыл лицо, то он должен быть подвергнут суровому наказанию, вплоть до смерти, по решению Хранительниц Мудрости и вождя.
Кстати, надо, наверное, выложить кодекс в тему "Джи'и'тох", а то в обсуждении только висит.
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Пингвинчег от 09 июня 2009, 21:26
Чтобы не создавать лишнюю тему, выложу работу по обычаям Айил здесь. Как всегда, жду ваших предложений и дополнений. Еще просьба - если кто обладает поэтическим даром, попробуйте придумать еще пару куплетов к погребальной песне. Окончательную тему предлагаю назвать "Обычаи и ритуалы Айил" и в ней помимо просто свода обычаев проводить церемонии, обряды и ритуалы, если таковые будут. Выкладываю и файлом, и текстом.

Обычаи Айил

Термины родства.
Для народа Айил родство по линии матери важнее, чем родство по отцу.
Первые братья/сестры – те, у кого одна мать, но также можно стать первыми братьями/сестрами, пройдя через ритуал. Также первыми братьями или сестрами становятся мужья-братья или сестры-жены.
Вторые братья/сестры – те, чьи матери – первые сестры.
Отцовые братья/сестры – те, у кого один отец.
Сестра-сын/дочь – сын или дочь первой сестры.
У Айил мужчина может иметь несколько жен (обычно не больше двух). В этом случае они называются сестрами-женами. Также женщина может иметь несколько мужей, но это бывает редко. Они, соответственно, называются мужья-братья.
Второй отец/вторая мать – отец/мать супруги или супруга. С ними связан один обычай – нельзя заговорить о втором отце или второй матери собеседника, если он не упомянет их первыми. Нарушение этого правила – достаточное оскорбление, чтобы взяться за копье, но можно просто коснуться, как вооруженного противника и сделать гай'шайн.

Обычаи гостеприимства
Обычаи гостеприимства имеют особую значимость для Айил, так как наш народ разделен большими расстояниями и опасностями, ждущими в Трехкратной Земле, и также в память о прошлых скитаниях. Когда в кров Холда приходят гости, они перед приходом в крепость нарочно шумят, показывая, что идут не враги. Пришедшие просят у Хозяйки Крова права вступить под кров.
Вождь, испрашивая разрешения, говорит
«Я испрашиваю дозволения вступить в твою крепость, хозяйка крова»
Ответ:
«Я даю его тебе, о вождь клана»
Предводитель отряда, испрашивая разрешение, также испрашивает его и для всего отряда:
«Хозяйка крова, я прошу дозволения обрести приют у твоего очага»
Ответ:
«Я даю его тебе. Под моим кровом всегда найдутся вода и прохлада для тебя»
Как привечают одиночку-бродягу:
«Тебе дозволено вступить под мой кров. Для тебя найдутся и вода, и прохлада»
Получив дозволение, просивший должен поблагодарить Хозяйку Крова:
«Благодарю тебя, хозяйка крова»
Гость, принятый под кров семьи, преподносит хозяйке небольшой подарок со словами:
«Да будет у тебя вода и прохлада, хозяйка крова. Позволь мне защищать твой кров и очаг. Я предлагаю этот маленький дар твоему очагу»
Предложение гостеприимства – священно, отказ принять гостеприимство даже от кровного врага – постыден и недостоин.
Для ритуала встречи гостей гай'шайн приносят маленькие чашечки с водой, принимающий отпивает из нее и произносит:
-Вода и прохлада предложены вам по доброй воле. Да не будет меж нами розни, ибо желанный гость – как первый брат (желанная гостья – как первая сестра), после чего передает гостю, и тот, также отпив глоток, произносит:
-Да не будет.


Обычаи, касающиеся битвы.
Битва для Айильцев – танец копий, и в бою воинов сопровождают дудочники и волынщики. Став взрослым, мужчина алгай'д'сисвай не поет никаких песен, кроме боевых и погребальных. Боевая песнь Айил:

Омойте копья – когда солнце восходит.
Омойте копья – когда солнце садится.
Омойте копья – кто страшится смерти?
Омойте копья – мне такой неведом!

Омойте копья – жизнь сну подобна.
Омойте копья – ведь сон не вечен.

Омойте копья – пока есть прохлада.
Омойте копья – не иссохнут воды.
Омойте копья – далеко ли до дома?
Омойте копья – покуда вы живы!

Омойте копья – еще светит солнце.
Омойте копья – и струятся воды.
Омойте копья – пока есть дыханье.
Омойте копья – пусть сталь сверкает.
Омойте копья... Омойте копья... Омойте копья...


Согласно обычаю, победители забирают пятую часть имущества побежденных, но ничего из съестных припасов не забирается. Десятая часть из этого достается вождю клана либо септа, также десятая часть достается тому, кто командовал воинами в бою.

Обычаи, касающиеся смерти.
Жизнь Айильцев – это сон, от которого мы просыпаемся к новой жизни, потому Айильцы не боятся смерти, но и не стремятся к ней, ибо в смерти нет джи, смерть лишает тебя возможности умножить джи. Мертвых хоронят стоя, лицом к восходу, и над погибшими поют погребальную песнь:

Жизнь – это сон, где нет ни тени, ни прохлады.
Жизнь – это сон, где есть страдания и скорбь.
Сон, от которого мы жаждем пробудиться.
Сон, от которого мы просыпаемся и идем.

Кто может спать, когда новый рассвет наступает?
Кто может спать, когда свежий ветер подул?
Сон кончается, когда приходит новый день.
Сон, от которого мы просыпаемся и идем.


О Трехкратной Земле и домах Айил.
Трехкратная Земля - это камень, придающий облик - дабы создать нас; земля испытаний - дабы проверить нас; и наказание - за грех, совершенный в прошлом. Айил – народ Трехкратной Земли, и он повторяет свою землю – суровую и прекрасную. Под покровом песка скрыта красота Трехкратной Земли, ее красота открывается для смотрящего изнутри, для того, кто знает, куда смотреть. Прекрасен рассвет над Пустыней, и несказанную радость дарует малый источник в горах. Так и холды и лагеря Айил – неприметные и однообразные снаружи, они сияют внутри роскошью. Но роскошью не безвкусной, а умеренной, тонкой. Пол крова покрыт коврами тончайшей работы, на которых разложены изящные разноцветные подушки с золотыми кистями. На стенах – драгоценные шпалеры, в стенных нишах – вазы или статуэтки. Таковы кровы Айил. В кровах нет кресел и стульев, что используют мокроземцы – гораздо удобнее во время беседы и трапезы возлежать вокруг ковра – тогда все рядом друг с другом, и все равны, и нет причин для розни.

Палатки-парильни - важная часть жизни Айил. Мокроземцы, желая вымыться, полностью погружаются в воду, зря расходуя ее. Айил же используют немного воды и жар нагретых камней, жарким воздухом очищая легкие, влажным паром - тело, и покоем и неспешной беседой - душу. В парильне нет обычных ограничений, в парильни входят вместе мужчины и женщины. Палатка-парильня - особое место, и нередко в них принимаются решения не менее важные, чем на советах.

Обычаи, связанные с ухаживанием и свадьбой.
Мужчина, желающий добиться расположения женщины, преподносит ей дар расположения, таким образом, говоря о том, что она ему нравится. Еще он может предложить расчесать ей волосы или попросить ее потереть ему спину в палатке-парильне. Более решительным (или наглым - кому как) считается попросить разрешения вымыть ей волосы.
Женщина, завлекая мужчину, вроде как избегает его, но каждый раз, как попадается навстречу, непременно останавливается. Проверяет, успел ли он ее заметить. Она появляется, когда он меньше всего этого ждет, но тут же снова исчезает.
И еще есть обычай демонстративно не замечать чьего-либо внимания - то есть, если женщина поглядывает на мужчину с определенным интересом, то он делает вид, что ничего подобного не происходит. И наоборот, соответственно.
По обычаям Айил, предложение брака обязательно делает женщина. Для этого она вьет брачный венок и кладет его к ногам мужчины. Цветы для брачного венка выбираются не просто так, набор цветов имеет определенное значение, и говорит о характере невесты. Вот некоторые примеры: сегаде говорит о колючем нраве, медвяный корень - о мягкости, утренние сережки – о кротости. Мужчина, если он согласен, должен поднять венок, если нет – наступить на него (но это бывает редко). На свадебной церемонии должны присутствовать не менее шести Хранительниц Мудрости, которые после принесения новобрачными клятв оглашают свое благословение. После этого сотня родственников невесты окружает ее с копьями наготове, не давая жениху пройти к ней. Сотня родственников жениха помогает ему. Жених должен перекинуть невесту через плечо и отнести к ее крову (причем она не обязательно легко позволит ему это сделать). Возле дверей крова он ставит ее на ноги и смиренно просит дозволения войти под ее кров.

Когда заключается какой-либо важный договор и требуется подкрепить его нерушимость, приносится клятва на воде – при этом, произнося слова договора, один  держит чашу с водой так, чтобы другой пил из нее, и наоборот. Нарушить клятву воды нельзя – поступивший так будет признан да'тсанг.
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Пингвинчег от 25 августа 2009, 23:07
И тишина... Люди, ау! Добавил в предыдущее сообщение абзац про парильни. По-прежнему жду чьего-нибудь мнения/дополнения/хоть чего-нибудь...
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Antratil от 30 августа 2009, 15:33
Все так и есть! - В смысле - принятие решений в Палатке-парильне! Эргономичный способ расходования воды и эффективное средство знакомства и встреч без галстуков... :)
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Пингвинчег от 30 августа 2009, 18:10
Спасибо Кар'а'карну, что не оставляет свой народ без поддержки! Так что, больше пока ничего не добавляем и создаем тему?
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Antratil от 08 октября 2009, 16:31
Какую конкретно? Обычаи Айил?
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Пингвинчег от 08 октября 2009, 16:54
ее, родимую.
Название: Re: Обсуждение Джи и Тох
Отправлено: Antratil от 04 ноября 2009, 19:15
Знаешь, я решил обьединить обычаи и Джи и тох, а то кто-то уже жалуеться что у нас слишком много тем, да еще и прикрепленных... какой ужас :P ;)