Экзамен
Мы сидели на кафедре и, после бурных споров по поводу продолжения исследований по хозрассчётнй теме, пили чай. Близилась зимняя сессия. Нужно было проводить аттестацию студентов. Декан требовала незамедлительно сдать списки студентов, недопущенных к экзаменам. Всё как всегда. И тут мне вспомнился мой экзамен в первую студенческую сессию.
В институте на первом курсе в зимнюю сессию последним экзаменом из пяти мне надо было сдавать и анатомию. Доцент Гапеев из мединститута работал у нас на полставки. Он вёл лекции и практические по курсам и анатомии, и физиологии. Это был УЖАС! А на экзамене доцент - зверь зверем!
Но разведка, в лице бывалых четверокурсниц, донесла, что любит он эффектных барышень. А как-то раз в преподавательской он сожалел, что мода на мини канула в прошлое. Сама лично слышала! Находясь за тонкой фанерной перегородкой рядом, ваяя очередное дацзыбао как член оформительской группы факультета. Там было что-то про «навстречу ХХVII Съезду ЦК КПСС ».
И я вдруг поняла, что на встречу на экзамен с любимым доцентом надо идти в мини-юбке. До начала сессии был ещё месяц. Но у меня уже созрел план. Однако особенности моих планов всегда таковы, что я не очень-то спешу их предварять в жизнь. Так было и с этим планом.
Выучить строение костной системы на латыни - было выше моих сил, не говоря уж о других системах и органах человеческого организма. Главное - я плохо себе представляла: зачем будущему психологу такой объём медицинской информации в изложении по латыни. И тут чертёнком из табакерки выскочил план. И я его таки начала осуществлять.
Первым пунктом плана было: найти мини-юбку. Юбка нашлась у знакомой третьекурсницы, которая не отвезла пионерскую форму домой после летней практики в пионерском лагере. Укоротить её ещё сантиметров на пятнадцать, не представляло ни каких трудностей: отрезаешь, заутюживаешь, подшиваешь "козликом". К юбке подобрана была блузка с невероятным декольте.
На экзамен я с утра собиралась с такой тщательностью так, как ни на одно свидание в жизни ни до, ни после этого экзамена. Девочки, живущие со мной в комнате с удивлением наблюдали, повторяя вслух: "Distalis (clavus) articuli , phalanges medium, proximalis phalangem invecti errant."
А я в это время трудилась над ресницами правого глаза, доводя их до совершенства остродефицитной тушью «Lancôme».
“Metacarpal iuncturam, sesamoid osse , trapezium osse.” А я уже трудилась над ресницами левого глаза.
“Trapezium, navicularis osse, capitatum, lunate osse”. Проработана сухими коричневыми тенями линия бровей.
“Kryuchkovid os-rum, cuneiform osse, pisiform-os.” Коричневым карандашом "Живопись" подчёркнуты уголки глаз и родинка под правым глазом.
– Девы, напомните мне строение глаза, пожалуйста! - Вдруг прошу я, обозревая свои глаза в зеркальце пудреницы.
– Сетчатка, хрусталик, глазное яблоко, стекловидное тело, – отвечает Оленька с презрением. - Кстати по латыни: retinam, lens, oculum, vitree.
– Спасибо, приняла к сведению, - отвечаю я и аккуратно промокаю губы косметической салфеткой, распределяя помаду.
Доведя себя до совершенства, начинаю одеваться. Девчонки, закончив повторять, тоже одеваются. Увидев меня во всей красе, Аннушка недоверчиво спрашивает:
– Лидка, ты что? Так собралась заявиться на экзамен? Что с тобой?
– Девы. Я побежала, занимать очередь. – И я мчусь на троллейбусную остановку, как можно быстрее. На улице минус девятнадцать. Ноги просто замерзают! В мини-юбке я уже не щеголяла лет семь. Подзабыла, каково это: в мороз щеголять в мини-юбке.
Как я не спешила, но первая пятёрка уже зашла, и я попала во вторую. Группа с ужасом смотрела на меня, с моей боевой раскраской и румяными от мороза коленками. На моё декольте сверху и декольте снизу они все взирали осуждающе. Вышли первые три ответившие одногруппницы. С глазами, как у бешеных тараканов. И что-то возбуждённо пытались пояснить по ходу своих ответов на билеты. Но мне было всё равно. В конце концов: минут пятнадцать позора - и потом как-нибудь да пересдам. Выучу уж как-нибудь, поднатужусь.
И я вошла в лабораторию анатомии и физиологии, где у нас проводился экзамен. Увидев меня, доцент Гапеев, счастливо улыбнулся, отчего-то встал и ласково предложил:
– Проходите к столу, давайте зачётку.
Я прошла, положила зачётку, и моя левая рука беспомощно зависла над разложенными в три ряда билетами.
– Нет, нет, - встревожено воскликнул доцент. – Не тяните билет. Просто запишите два вопроса, на которые вы будете отвечать. Вы не пропустили ни одного занятия, и вам будет некоторое послабление на экзамене.
Это было сущей правдой. Занятий я не пропускала. Попробовал бы у нас кто-либо пропустить у него занятие. Даже со справкой о болезни надо было ходить и отрабатывать. А это - себе дороже.
Я взяла лист бумаги и приготовилась записывать вопросы, склонившись над столом с билетами и зачётками, за которым восседал экзаменатор.
Задумчивый взгляд экзаменатора сфокусировался на моём верхнем декольте. Экзаменатор думал. Где витали его мысли, я затрудняюсь сказать. Но после некоторого раздумья, он мне сказал:
– Запишите вопрос. Анатомическое строение органа зрения.
Я попыталась записать, шариковая ручка никак не хотела оставить хоть маломальский след на листке бумаги. Нервно попробовав почёркать ручкой на листке, я её нечаянно уронила. И доцент сполз за ней под стол. Разыскивал он её долго, по всей видимости, наслаждаясь видом, открывающимся из нижнего моего декольте. Вид моих слегка обмороженных коленок довёл его до такого состояния, что вылезая из-под стола, он выдохнул:
– Вот вам ваша ручка, идите, готовьтесь. Хватит вам одного вопроса.
Я села. А собственно, что там было готовиться? Как же был прав Штирлиц! Всё, что мне услужливо представляла моя, прекрасная в ту пору, юношеская память - это была последняя фраза Оленьки: "Сетчатка, хрусталик, глазное яблоко, стекловидное тело. Кстати по латыни: retinam, lens, oculum, vitree." Да, эта латынь была кстати.
Я спросила, можно ли пройти взять цветную таблицу. И, получив разрешение, начала своё дефиле. От стола, где я сидела , готовясь отвечать, по периметру лаборатории мимо стола с экзаменатором, к закутку напротив, где хранились цветные анатомические таблицы с разными системами и органами. Таблица " Анатомическое строение органа зрения" решила сыграть со мной в прятки. И мне пришлось, согнувшись над держателями, долго перебирать все таблицы. Одна за другой.
– Ну, вы нашли нужную таблицу? - Поинтересовался экзаменатор, переключив своё внимание с отвечавшей ему, лучшей студентки нашей группы Татьяны Ведерниковой . Татьяна продолжала ему что-то уверено сыпать по латыни терминами.
– Достаточно, Татьяна Валерьевна, отлично. - Оборвал он ответ Татьяны. И отдал ей зачётку. – Пригласите следующего.
И доцент, покинув своё насиженное место за столом, направился ко мне на помощь в розыски таблицы с органом зрения.
Пока мы искали таблицу, вошла Кубанская Любовь. Девушка со светло-русой косой, с чистым взором голубых глаз, старательная умница. Она самостоятельно, по-честному, взяла билет и села готовиться. А ведь могла проверить все билеты и выбрать себе любой понравившийся. Экзаменатор бы этого и не увидел, так он был занят розысками нужной мне таблицы! Наконец он извлёк из недр закутка, спрятавшуюся где-то на самом дне, таблицу.
– Вот, кажется она!
– Да, - подтвердила я. - Retinam, lens, oculum, vitree.
– Как вы хорошо подготовились к экзамену. – Одобрил меня экзаменатор.
Я прошествовала к своему столу. Положила рядом таблицу. И услыхала:
– Лидия Владиславовна, вот ваша зачётка, пригласите следующего.
Надо ли вам говорить, что в моей зачётке, так же как и в зачётке у Татьяны, красовалась, выведенная безукоризненным бисерным почерком, оценка "отлично"?
***
Уже будучи сама экзаменатором, все годы работы в университете я всегда особенно ценила студенток, приходивших ко мне на экзамен блистая знаниями и элегантностью внешнего вида.