Цитадель Детей Света. Возрождённая

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Новости:

Если у вас не получается зайти на форум или восстановить свой пароль, пишите на team@wheeloftime.ru

Слова РД и БС

Автор Sovin Nai, 06 октября 2007, 14:50

« назад - далее »

arcanis

Асмодиан

Q: Was Semihrage's "kitchen girl" quote in Lord of Chaos prologue significant in terms of who killed Asmodean?
A: I'm going to RAFO that one out of principle, because it's about Asmodean, but I'll answer it eventually, once the books are out.
Q: Has anyone personally written to you with an Asmodean's killer theory that was 100% correct?
A: You know, people don't usually write me with theories. Well, some do--but only the really, really odd ones.
Q: Can you at least say anything about how us readers could try and figure out Asmodean's murder? Timing, motive, etc?
A: The thing is, people have already discussed this to death. They've found the clues, they've got the right rationale. The question is WHICH clues and WHICH rationale are you going to believe.
Q: One thing that confuses me about Asmodean's murder is that RJ said most people who emailed him were wrong. Surprising?
A: No, not surprising. Even if one of the common theories is right, then most people emailing are wrong. For sake of argument, suppose a popular theory is correct. The fact that there are hundreds of theories...means that even if 1/3 of people choose the right theory, 2/3 pick one of the other many theories. So whether it's a common theory or an obscure one, most people emailing are wrong.
Q: Hundreds? There are less than 10 viable suspects I think, LOL. Maybe 15 if you stretch it. You are probably aware that RJ was willing to eliminate a suspect for Asmodean at two times: in 2001 and in 2005. In 2001 he eliminated Rand on a general question; in 2005 at DragonCon he eliminated Fain from a list of suspects. I think it is time for one more! The new list should probably be: Lanfear, Graendal, Aviendha, Taim, Slayer, Moiraine, Sammael, Moridin. I don't think anyone seriously argues anyone else, though I could be wrong.
A: I will ask if I can eliminate one, just for you.
Q: For Asmodean's killer revelation, will it just be an outright name or will it be explained how it happened and such?
A: Afraid that's a RAFO.
Q: @Brandon Sanderson and Team Jordan: please don't rule out anyone who could have killed Asmodean.
A: Ha. But so many are begging for an elimination. And it has been years.
Q: You said you were surprised when you found out who killed Asmodean . Who did you think was the killer before you read it?
A: Problem is, I'd read SO many theories by that point that my head spun. I can't say who I thought.

Спойлер
В: Имеет ли упомянутая в прологе ВХ "кухонная девочка" Семираг, важное значение в плане того, кто убил Асмодиана?
О: Я сделаю это RAFO, потому что это об Асмодиане. Но я в конце концов отвечу, когда нибудь после выхода книги.
В: Кто нибудь писал вам лично теорию о том, кто убил Асмодиана, которая была бы на 100% правильная?
О: Вы знаете, люди, как правило, не пишут мне теории. Ну некоторые пишут, только считанные единицы.
В: Можете ли вы по крайней мере сказать, как нам, читателям, попытаться выяснить, кто убил Асмодиана? Сроки, мотив и т.д.
О: Дело в том, что люди уже рассуждали о смерти. Они получили улики, они получили правильное обоснование. Вопрос: в КАКИЕ улики и КАКОЕ обоснование вы будете верить.
В: Одна вещь, которая меня смущает в убийстве Асмодиана - РД говорил, что большинство людей, которые ему пишут на емэйл были неправы. Удивительно?
О: Нет, не удивительно. Даже если одна из распространенных теорий правильна, то большинство людей, писавших на емэйл неправы. В качестве аргумента, предположим, что популярная теория верна. Существует сотни теорий...значит если 1/3 людей выбрала правильную теорию, то 2/3 выбрали одну из многих других. Так ли это с распространенной теорией или нет, но большинство людей, пишущих на емэйл неправы.
В: Сотни? Я думаю, существует менее 10 подходящих подозреваемых. Ну может быть 15, если растянуть список. Вам вероятно известно, что РД убрал двух подозреваемых в 2001 и 2005 годах: в 2001 году был убран Ранд, в 2005 он убрал Фейна из списка подозреваемых. Я думаю, настало время еще для одного! Новый список, вероятно, содержит: Ланфир, Семираг, Авиенда, Таим, Губитель, Морейн, Саммаэль, Моридин. Я не думаю, что кто то мог бы подозревать кого то еще, но я могу ошибаться.
О: Я спрошу, можно ли убрать одного, специально для вас.
В: По поводу раскрытия убийства Асмодиана - будет просто указано имя или будет объяснено как это произошло и тому подобное?
О: Я боюсь, это RAFO.
В: Пожалуйста, не исключайте из списка подозреваемых кого либо.
О: Ха. Но столь многие просили убрать кого нибудь, и уже давно.
В: Вы сказали, что были удивлены, когда узнали, кто убил Асмодиана. Кого вы подозревали, перед тем как прочитали это?
О: Это проблема. Дело в том, что я читал столько много теорий по этому вопросу, что голова идет кругом. Я не могу сказать, кого подозревал я.
[свернуть]

Q: Did the Dark One order Asmodean's death? If not, how does he know about it in the prologue of Lord of Chaos?
A: No, he didn't order Asmodean's death, but he knows a great deal about what goes on in the world, though it isn't complete knowledge.

Спойлер
В: Приказывал ли Темный убить Асмодиана? Если нет, то откуда он знает об этом в прологе ВХ?
О: Нет, он не приказывал убить, но он много знает о том что происходит в мире, хоть и не все.
[свернуть]

Q: Could the Dark One have brought back Asmodean if he wanted?
A: NO

Спойлер
В: Может ли Темный возродить Асмодиана, если захочет?
О: Нет
[свернуть]

Q: Would you please name one character who did not kill Asmodean? Will you please name one of the following: Lanfear, Graendal, Moridin, Shaidar Haran, Padan Fain, Semirhage, Demandred, Mazrim Taim, Slayer. I thank you for your mercy and if you can please explain why they didn't do it that would be a nice touch.
A: Padan Fain didn't because he wasn't in the right place at the right time. He would have if he had been in the right place at the right time, but he wasn't.

Спойлер
В: Не могли бы вы убрать одного из следующих персонажей. кто не убивал Асмодиана: Ланфир, Грендаль, Моридин, Шайдар Харан, Падан Фейн, Семираг, Демандред, Мазрим Таим, Губитель. Мы будем вам очень благодарны если вы еще и объясните.
О: Падан Фейн не убивал потому что его там не было. Он бы убил, если бы оказался там, но его не было.
[свернуть]

Q: I'm trying to verify Rand's impression he has at the end of book four, regarding the connection he cuts of Asmodean to the Dark One. He seemed to believe it was the connection directly from that individual to the Dark One. So what I am wondering is, is that connection key to transmigration?
A: No, because what you are thinking of wasn't a connection, Rand thought it was.

Спойлер
В: Ранд считает, что отрезал Асмодиана от Темного в конце 4ой книги. Является ли эта связь условием перерождения человека?
О: Нет, потому что то о чем вы говорили, не является связью, это Ранд так считает.
[свернуть]

Asmodean is, and I quote, road-kill. And he (RJ) still claims there are many indirect clues from tFoH on about who killed him.  He also claims that very, very few of the fan letters he gets are correct about it.
Спойлер
Асмодеан, цитирую: "попал под колеса". И он (РД) все еще утверждает, что в ОН есть много косвенных намеков на то, кто его убил. Также он говорит, что очень очень мало фанатских писем содержат правильный ответ на этот вопрос.
[свернуть]

Although I was planning to not mention the name "Asmodean" at dinner, the subject did come up. Dara asked about some significant traits of the palace servants right before Asmodean was "taken". RJ replied that the servants were just servants and were in no way connected to the murder.

Спойлер
Хотя я и не собирался вспоминать Асмодиана за ужином, он все равно всплыл. Девушка спросила о каком либо другом значении слуг во дворце перед смертью Асмодиана. РД ответил, что это были простые слуги, никак не связанные с убийством.
[свернуть]

Q: Are there any circumstances of death that could prevent the Dark One from resurrecting someone (other than balefire)?
A: Yes, but I'm not going to tell you what
This lead to a fair amount of discussion about balefire and such. At one point, Brandon said 'all Forsaken other than Sammael who haven't come back were balefired'. I immediately jumped on this and asked if that included Asmodean – Brandon said that he wasn't talking about Asmodean (we all didn't even want to go there), but this is further evidence of Brandon slipping hints that Asmodean was balefired. This lead to a small debate about Osan'gar – I didn't think he was balefired, everyone else at the table thought he was

Спойлер
В: Существуют ли какие либо другие способы убить, чтобы Темный не мог возродить?
О: Да, но я их не скажу.
Это привело к огромному числу дискуссий. Потом БС сказал: "все Отрекшиеся кроме Саммаэля, которые не вернутся, были забэлфарены." Тогда я спросил про Асмодиана, БС ответил, что он говорил не об Асмодиане, это является еще одним намеком на то что Асмодиан был забэлфарен. Это привело к дискуссии об Осан'гар; я не думаю, что он был забэлфарен, хотя все остальные за столом так считали.
[свернуть]

Q: Who killed Asmodean?
Brandon: Harriet you want to do the honors?
Harriet: You want to live?
Brandon: We have our first RAFO of the night. I know, Harriet knows, and he told us to put it in the book somewhere.

Спойлер
В: Кто убил беднягу Асмодиана?
О: Харриет, вы хотите сделать почести?
Х: Вы хотите жить?
О: У нас будет первое RAFO ночью. Я знаю, Харриет знает, и он попросил нас вставить намек на это в книгу.
[свернуть]

Q: Were you surprised when you found out who killed Asmodean?
A: Brandon had been a fan for a long time before he got to find out who killed Asmodean. He said that he had heard arguments for every possible suspect, including the really crazy ones like Tam. So when he found out the real answer, he wasn't shocked. His reaction was more "Oh, those guys were right". He said that the clues are there, but he never would have figured it out himself.

Спойлер
В: Вы были удивлены, узнав, кто убил Асмодиана?
О: БС длительное время был фанатом, прежде чем узнал истину. Он сказал, что слышал всевозможные варианты, в том числе и такие бредовые, как Тэм. Так что, узнав правду, он не был шокирован. Его реакция была что то вроде: "О, те ребята были правы!". Он сказал, что все факты налицо, но он никогда бы сам не догадался.
[свернуть]

When it comes to Asmodean's death or possibility of rebirth or potential killers, Brandon seems oddly obsessed with balefire being the means of death when discussing talking points
Спойлер
Когда речь заходит о смерти Асмодиана или о возможности возрождения или о потенциальных убийцах, БС одержим версией о гибели с помощью ПО.
[свернуть]

One fan asked him . . . if the balefiring of Graendal could bring back Asmodean, if in fact Graendal was the person who killed him. Brandon essentially said no, because it happened much too long ago. At best balefire burns someone out of the Pattern 3 days to a week at the absolute most. But usually more like 5 minutes.
Спойлер
Один фан спросил его...если забэлфаерить Грендаль, можно ли вернуть Асмодиана, если это она на самом деле убила его. БС ответил нет, сказал что это произошло слишком давно. В лучшем случае ПО выжигает кого то из узора на 3 дня, максимум неделю. Обычно минут 5.
[свернуть]

I asked if Graendal were dead and had she killed Asmodean could he pop back up in Caemlyn. He said no. He said that Rand only took Rahvin out of the Pattern for 15 minutes to an hour. So, even if the Choedan Kal were 1000 times stronger than Rand with the fat man it would only be like 9 days at most.
More interesting, however, is that he said that we have not seen anyone who could burn someone out of the Pattern that long, however, it was possible for someone to be that strong! -- Who or what could this be?

Спойлер
Я спросил, если Грендаль была мертва и если это она убила Асмодиана, то вернулся бы он снова в Кэймлин. Он ответил, что нет. Он сказал, что Ранд выжег Равина в промежутке от 15 минут до часа. Таким образом, даже если использовать Чойдан Кэл, который в 1000 раз сильнее ангриала в виде толстяка, то максимум можно выжечь из Узора на 9 дней.
Гораздо более интересно то, что он сказал, что мы не видели того, кто может выжечь кого то из узора настолько далеко, однако, существование настолько сильного возможно. - Кто бы это мог быть?
[свернуть]

Question: There is a character in the book that appears to die on page 574 . . .
Answer: ~reads page~ . . . there is a woman that actually dies here . . . (couldn't decipher for certain if this was a statement or a moving question/comment)
Question: Did this character actually die?
Answer: Let's go on record with this, I am not going to say until after Towers of Midnight, but I will . . . they are looking for a "toast" comment, and I am not going to give the "toast" comment yet. The scene that I'm talking about, there will be things related to it in the next book, so I don't want to say yet. Corner me after Towers of Midnight and I will give you a definitive answer, but Towers of Midnight may in itself give a definitive answer.

Спойлер
В: Существует герой в книге, который умирает на 574 странице...
О: Здесь женщина, которая фактически умирает.
В: Этот персонаж правда умрет?
О: Давайте вернемся суда позже, когда выйдет БП, они хотят намек, но я его не дам. Сцена, о которй я говорю будет иметь значение в следующей книге, поэтому я не отвечу пока. Подойдите ко мне после выхода БП за ответом, и я его вам дам, хотя там будет содержаться полный ответ.
[свернуть]

Brandon refuses to confirm or deny that the One Power was used to kill Asmodean.
Спойлер
БС отказывается подтвердить или опровергнуть была ли использована Единая Сила для убийства Асмодиана.
[свернуть]

He reiterated why he isn't telling and that he has tried to place a few clues in the latter books. He said that if occasion permits in the last book and it seems appropriate, the character doing the deed will probably think to themselves about killing Asmodean. However he gave no guarantee. But he did say he will reveal Asmodean's killer if he doesn't in the book before the paperback of book 12 comes out. He also went on to mention that there is one website that gets it right, with a very complete listing of the suspects with motives and facts that gets it right. He wasn't going to tell us which one. He said they got the right why as well and they used only facts in prior to the murder. I later asked him if he could say when he found out about the website and he said he couldn't remember but it was quite some time ago.
Спойлер
Он подтвердил, что не собирается говорить, кто убил Асмодиана и оставит несколько небольших намеков в следующих книгах. Он сказал, что если получится, обличит убийцу в последней книге. Он добавил, что в любом случае добавит несколько намеков об убийце до 12 книги. Он также отметил. что на одном сайте идут верным путем, составив правильный список подозреваемых, фактов доказательств, мотивов и так далее. Но не сказал какой...и теперь даже не помнит как он узнал об этом сайте.
[свернуть]

RJ:  (on Asmodean) "I'm not going to give you a chapter to find."
However, he emphasized OPPORTUNITY as the key to knowing Asmodean's killer, even over motive (which got a mention).

Спойлер
РД: (про Асмодиана) Я не скажу тебе в какой главе искать.
Однако он делал упор на ВОЗМОЖНОСТЬ, как на главный ключ к раскрытию убийцы Асмодиана, даже важнее мотива (который уже упоминался).
[свернуть]

Q: What criteria are most helpful for investigating Asmodean's murder, out of motive, means, timing?
RJ: Timing is what you should focus on. (He repeated about how someone on the internet figured it out.)

Спойлер
В: Какой критерий наиболее полезен для исследования убийства Асмодиана - мотив, средство, возможности?
РД: Необходимо сконцентрироваться на возможности/времени.
Он повторял о том, что кто то там в интернете уже догадался до этого.
[свернуть]

Q: Asmodean?
A: The pronunciation of) Asmodean is quite correct.
Q: Who killed him?[LAUGHS]
A: I no longer have to worry about that, because someone has actually deduced who killed him, using the evidence that was available 2 books ago, perhaps 3 books ago. And I'd said that that evidence should have been sufficient to tell us who killed Asmodean and so someone has posted it.
Q: Where?
A: It's out there. The evidence is there. [inaudible. Apparently, an audience member asked, "Was it Bela?"] Bela has an alibi. A shaky alibi, yeah.

Спойлер
В: Асмодиан?
О: Да, произношение "Асмодиан" абсолютно правильное.
В: Кто убил его?
О: Я больше не буду беспокоиться об этом, потому что кто то правильно определил, кто убил его, использую доказательства, которые были доступны две, а может быть три книги назад. Я бы  сказал, что доказательств достаточно, чтобы сказать, кто убил Асмодиана, поэтому кто то запостил это.
В: Где?
О: Там. Доказательства существуют.
В: Неужели Бела?
О: У Белы есть алиби. Слабое алиби.
[свернуть]

RJ said that someone has figured out who killed Asmodean. My impression was that it was in a letter someone sent him. He said that he didn't tell the person he was right, and he's not going to tell us who it is because he enjoys watching us squirm. He said that if we would have figured it out a few books ago, he probably would have told us, but now he's having too much fun. He also said that the guy used only clues that were available in the first five books to do it. He then thought for a moment and said he may have used one or two things from later books.
Q: Can you eliminate anyone from the list of suspects in Asmodean's murder?
RJ: No. I like to see you wondering. It should be obvious to anyone.
Q: Not even a single one?
RJ (After some thinking): Rand. Apart from him, I will not clear any other suspects. Not even Bela.
After this, it deteriorated into a discussion of Bela as the Creator/Moridin. Isabela defended my view that Moridin is Jeade'en, Rand's horse. For some reason, she failed to convince RJ; probably her fault, as my theory was very good. It was just my humility that made me stay in the background, of course. Certainly not the fact that I was not quite sure I could have defended it better.

Спойлер
РД говорит, что кто-то выяснил кто убил Асмодиана. У меня сложилось впечатление, что ему послали ответ в письме. Он сказал, что не скажет ни этому человеку, ни нам, потому что ему нравится смотреть на наши ухищрения. Он сказал, что если бы мы догадались несколько книг назад, то он бы, вероятно, сказал нам, но теперь ему это доставляет слишком много удовольствия. Он сказал, что догадаться можно, используя подсказки в первых четырех книгах, потом подумал и добавил, что еще и пару подсказок из следующих книг.
В: Вы не сузите круг подозреваемых?
О: Нет, мне интересно на вас всех смотреть. К тому же ответ очевиден.
В: Даже одного не уберете?
О: Ранд. Больше ничего не скажу, даже по поводу Белы.
После этого, обсуждали Белу, как Создателя/Моридина. Изабелла защищала мою точку зрения, что Моридин - это Джиди'ин, конь Ранда.
[свернуть]

Q: Did Slayer meet Asmodean before he was killed?
RJ:  No.. am, no. Not in the books.
Emma: Can you eliminate a few suspects of who killed Asmodean?
RJ: No. No, I refuse to... Well, I'll tell you this. It wasn't Rand. But I have my suspicions about Nynaeve. And I've always thought that Elayne might have been covering up something that was going on at the site.
Q: It was Bela...
RJ: Oh, you're one of those people who believe Bela is a Darkfriend, are you?
Q: No, she's the Creator herself.
RJ: No no, there's a whole body of thought, a whole body of writing on the net, proving that Bela is indeed a Darkfriend, and possibly an avatar of the Dark One himself.
Q: We have the proof that Bela is the Creator.
RJ: You'll have to put it on the net then... (*blinks* Jordan isn't aware of Larry Homer's essay? What a pity indeed... Seems like he's still thinking as they did back when the "where was Bela during Lord of Chaos?" contests were held in rasfwr-j...)
Q: It is.
Q: how about the idea that Moridin is the horse of Rand?3
RJ: No, actually Moridin is hiding as Nynaeve. [And yes, choosing Nynaeve there was deliberate; poor Emma.]
Q: Just one other question. Does Slayer know every Forsaken?
RJ: Yeah, he does.
Q: Have all the Forsaken heard of Slayer?
RJ: Yes, they've heard of him. Slayer is not old in the way they are. Slayer does not come from the Age of Legends, Slayer is something much newer. Slayer is also known by all Forsaken...

Спойлер
В: Асмодиан встречался с Губителем перед смертью?
О: Нет, не в книге.
В: Уберите парочку подозреваемых...
О: Нет, думайте. Хотя...Это не Ранд. Но я подозреваю Найнив. И я всегда думал, что Илейн могла бы, судя по ее местоположению.
В: Бела...
О: А, ты из тех, кто считает, что Бела - Друг Темного, не так ли?
В: Нет, она - Создатель...
О: Нет, нет, действительно есть письма, доказывающие то, что она Друг Темного, а возможно и аватар Темного.
В: У нас есть доказательства того, что Бела - Создатель.
О: Тогда вы должны выложить это в сеть.
В: А что там по поводу того что Моридин - это конь Ранда?
О: Нет, Моридин - это на самом деле Найнив.
В: Знает ли Губитель всех Отрекшихся?
О: Ага.
В: Все ли Отрекшиеся слышали о Губителе?
О: Естественно слышали. Губитель не такой старый, как Отрекшиеся. Он не из Эпохи Легенд, Губитель нечто новее. И да, он известен всем Отрекшимся.
[свернуть]

Q: Will we ever find out definitively who killed Asmodean?
A:   Of course you can find out who killed Asmodean. You just have to be clever enough.

Спойлер
В: Узнаем ли мы когда нибудь, кто убил Асмодиана?
О: Естественно, просто надо напрячь мозги.
[свернуть]

Yes, Sammael is really dead [, and so is Asmodean. Asmodean's killer should be] intuitively obvious to the most casual observer. [He won't answer who it was, but he has] been trying to sprinkle around a few more clues, but I refuse to put up big neon signs saying 'here!' [sprinkling clues could point to Slayer, although the Winter's Heart evidence (if that would be that) would be more like a neon sign, so I think this actually points to Graendal or another similar candidate. Have there been minor points pointing towards anyone in Winter's Heart?]
Спойлер
Да, Саммаэль действительно мертв, как и Асмодиан. Личность убийцы Асмодиана должна быть интуитивно понятна наиболее удаленному наблюдателю. Он не захотел отвечать, но он сказал, что добавит несколько больше ключей, ярких неоновых вывесок, говорящих "Здесь!". Разбросанные ключи указывают на Губителя, хотя доказательства, содержащиеся в СЗ (если это то самое) больше похожи на неоновую вывеску, поэтому я думаю, что на самом деле они указывают на Грендаль или кого то типа нее.
[свернуть]

Q: Why do you think everyone has a hard time figuring out who killed Asmodean? Graendal killed him.4  
A: I don't know why people have a hard time figuring that out. To me it seems intuitively obvious even to the most casual observer. The reason I won't tell people though is that I am enjoying watching them squirm entirely too much. It's probably bad for me.

Спойлер
В: Почему, как вы считаете, людям трудно понять кто убил Асмодиана? Грендаль его убила.
О: А вот не знаю. Это должно быть интуитивно понятно даже стороннему наблюдателю.
[свернуть]

Q: For any of the mysteries, i.e. Moridin's identity and Asmodean's death, would you tell us where to look for clues we probably missed? Or just mention some clues that we all probably didn't see?
A: (laughs) Well, Moridin's identity is pretty much an open secret -- and especially if you read Winter's Heart, I think it's increasingly clear who he is, if there were any doubt. As for the other -- read and find out!
Q: Could you please give finally "reveal all" about who killed Asmodean at the end of the fifth book of your series? Much speculation has been bandied about, and you have said yourself you have given us enough clues, so could you put said speculation to rest? Thanks for your great series, it's been a really good read so far!
A: No. I will not put the speculation to rest! I'm rather entertained by the speculation, actually.

Спойлер
В: Не могли бы вы подсказать по нескольким загадкам, в том числе, личность Моридина и смерть Асмодиана, где надо искать? или мы не так ищем?
О: Ну личность Моридина не секрет, если ты внимательно читал СЗ. А по остальному - ищите!
В: А не можете раскрыть в конце концов кто убил Асмодиана в конце 5ой книги?
О: Нет, просто на вас смотреть прикольно.
[свернуть]

I went up to the books and decided to ask Jordan about Asmodean.  In particular, I asked whether "death" was just a pun on "Moridin".  He said "oh, god no" quite disgustedly...He also said that by the end of this book, it should be obvious who killed Asmodean and that it is definitely possible to figure it out the instant he dies.
Спойлер
Я подошел к РД спросить о Асмодиане. В частности, я спросил, была ли "Смерть" и "Моридин" просто игрой слов. Он ответил "О, Боже, не надо..." весьма брезгливо... Он также сказал, что это должно быть понятно к концу пятой книги. Причем можно догадаться, кто убийца прямо в момент смерти Асмодиана.
[свернуть]

Q: When it says at the end of The Fires of Heaven, "death took him," in Asmodean's last scene, do you mean that he died? There has been much speculation as to whether or not "death" refers to Moridin, whose name in the Old Tongue means "death." Many think that Moridin's second mindtrap is for Asmodean, but "death" was not capitalized in the scene where Asmodean made his last appearance. Can you tell me whether or not he was taken by Moridin?
A: Asmodean went for the long jump in that scene.

Спойлер
В: Когда в конце ОН говорится "смерть взяла его", Асмодиан и вправду умер? Было много теорий на тему участия Моридина в этой сцене. Можете ли вы сказать мне умер ли он или его забрал Моридин?
О: Асмодиан ушел далеко и надолго в этой сцене.
[свернуть]

Q: Who killed Asmodean? (Right. Like he'll tell us). Anyway ask if the clues to figure it out are all included up to The Fires of Heaven.
A: RAFO. All clues are included up to The Fires of Heaven.
Спойлер
В: Кто убил Асмодиана?
О: RAFO. Все ответы там. И в ОН.
[свернуть]

Q:  Do all Darkfriends have the equivalent of the black threads seen in Tel'aran'rhiod attached to Ishamael and Asmodean?
A:  No.

Спойлер
В: Все ли Друзья Темного имеют темные нити, которые мы наблюдали в Тел'аран'риоде у Ишамаэля и Асмодиана?
О: Нет.
[свернуть]

Q: Will Moiraine come back from the dead since Lanfear and Asmodean apparently have?
A: Read and find out -- in fact, I really suggest you read and find out.

Спойлер
В: Вернется ли Морейн из мертвых, как Асмодиан и Ланфир?
О: RAFO. Нет, я даже настаиваю на этом.
[свернуть]

Q: You once said that all the info needed for solving Asmodean was there by the end of The Fires of Heaven. Does this eliminate a gholam from being a suspect? It's generally believed that a gholam was responsible for the murder of Lord Barthanes in The Great Hunt and the two Black sisters in The Shadow Rising, but I don't think it mentions a name.
A: Read and find out. Read And Find Out

Спойлер
В: Вы как то говорили, что всю информацию, необходимую для того, чтобы найти убийцу Асмодиана, мы имеем к концу ОН. Означает ли это, что голам не является подозреваемым? Есть мнение, что голам ответственен за убийство лорда Бартанеса в ВО и двух Черных Айя в ВТ, но я не думаю, что там упоминается его имя.
О: RAFO.
[свернуть]

Q: Did Slayer take Asmodean to Tel'aran'rhiod before, or after he killed him?
A:  What makes you think Asmodean is dead? Yeah, you screw with my head, I screw with yours... (that's actually what he said.)

Спойлер
В: Губитель вытащил Асмодиана в Тел'аран'риод до того как убил его, или после?
О: Почему вы считаете, что Асмодиан мертв? Это шутка такая...
[свернуть]

Перевод
пер. arcanis; кор. Симмах
[свернуть]

Действительный член клуба Зануд

arcanis

Ишамаэль/Моридин

Q: Is Elan Morin a Dreamer/Dreamwalker?
A: That's an excellent question. But I don't know if I'm allowed to answer. Remind me again when the deadline is past, and I'll see.
Q: What is your favorite color?
A: Oh, it depends. I do like deep reds and blacks a lot.
Q: Who would you say is your favorite Forsaken? And that's coming from you as a fan more than you as the writer.
A: Hmm... Ishamael/Moridin.
Q: Who's second strongest Forsaken after Moridin? Some say Demandred some say Aginor. Did RJ say in his notes?
A: It IS in the notes, very explicitly. As for your answer...I'll see if we can get that in the Encyclopedia.

Спойлер
В: Является ли Элан Морин Ходящим-по-Снам?
О: Отличный вопрос. Но я не знаю, позволят ли мне ответить. Напомни мне еще раз когда подойдет срок, я посмотрю.
В: Каков ваш любимый цвет?
О: О, это зависит от обстоятельств. Я люблю красный и черный больше всего.
В: Вы могли бы сказать, кто ваш любимый Отрекшийся? Больше как для фаната, чем как для писателя.
О: Хм...Ишамаэль/Моридин.
В: Кто второй по силе среди Отрекшихся после Моридина? Кто то говорит, что Демандред, кто то говорит, что Агинор. Указывал ли РД это в своих записях?
О: Это указано в записях, довольно четко. Что же касается ответа...я посмотрю, можем ли мы вставить это в Энциклопедию.
[свернуть]

Q: Was the attempt on Rand at the end of The Path of Daggers caused by Torval learning his plan to cleanse the taint? Did Moridin order it?
A: RAFO, though that is the best theory I read before I became involved in this. It's very credible.

Спойлер
В: Было ли покушение на Ранда в конце ПК вызвано обучением Торвала своему плану по очищению Пятна? Моридин приказал это?
О: RAFO, хотя это лучшая теория, которую я прочитал, прежде чем стал участвовать в этом. Очень надежная.
[свернуть]

Q: There was some confusion about Rand and the Dark One's permission, so for clarification's sake, did Rand have the Dark One's permission to use the True Power?
A: I have not answered that. If anyone says that I have, I have not. What I have said specifically is, this is recording1: generally one must have the Dark One's permission to use the True Power. Semirhage believed that the Dark One had betrayed her by letting Rand use it.  It is good that you have asked this so I can make sure on the record that is the answer I have given.

Спойлер
В: Имел ли Ранд разрешение от Темного на использование Истинной Силы?
О: Я не говорил так. Вообще говоря, чтобы использовать Истинную Силу, необходимо, чтобы Темный дал добро. Семираг поэтому и считала, что Темный предал ее, разрешив Ранду использовать Истинную Силу.
[свернуть]

I didn't hear the question but someone asked something about Rand's and Moridin's souls being intertwined. Sanderson said that many souls' threads are frequently woven together in the Pattern such as Birgitte and Gaidal. He said that Rand and Moridin are also frequently woven together in the Pattern.
Спойлер
Я не слышал вопроса, но кто то спросил о связи душ Ранда и Моридина. БС сказал, что множество душ часто переплетаются между собой, например Бергитте и Гайдал. Он сказал, что души Ранда и Моридина также часто пересекаются.
[свернуть]

Q: If the Forsaken were in a bubble all by themselves, who would win?
A: Ishamael. He's got the True Power.

Спойлер
В: Если бы Отрекшиеся были в пузырях сами по себе, кто бы победил?
О: Ишамаэль. Он получил Истинную Силу.
[свернуть]

Q: Did Rand directly have the Dark One's permission to channel the True Power?
A: It's very difficult (but not impossible) to channel the True Power without the Dark One's direct permission.

This lead to lots of discussion about the whole Semirhage death scene. Basically, she felt betrayed by the Dark One, and Brandon says she's a very astute person. Brandon also said that Moridin and the Dark One are on the same page with most things and that Moridin is the most trustworthy Forsaken for the Dark One.
My interpretation is that Rand channeled the True Power through the link with Moridin, but this was not discussed. Also it was strongly implied that idea that Dark One served Semirhage up on a platter for Rand to balefire is true.

Спойлер
В: У Ранда было разрешение на использование ИС от Темного?
О: Очень трудно (но не невозможно) направлять Истинную Силу без прямого согласия Темного.
Это породило множество дискуссий на тему смерти Семираг. Она почувствовала, что Темный предал ее, и БС говорит, что она очень проницательный человек. БС также говорит, что Темный и Моридин заодно почти во всем, причем Моридин - наиболее надежный Отрекшийся для Темного.
Моя интерпретация заключается в том, что Ранд направлял Истинную Силу через Моридина, но этот вопрос не обсуждался. К тому же настойчиво намекалось, что идея о Темном, преподнесшем Семираг Ранду на блюдечке, верна.
[свернуть]

Q: Did Ishamael have a hand in how the Seanchan prophecies have come to differ from those of the westlands?
A: RAFO.

Спойлер
В: Участвовал ли Ишамаэль в изменении пророчеств Шончан?
[свернуть]

Q: Is Rand's access to the True Power via his link with Moridin, created at Shadar Logoth?
A: No one may channel the True Power without the Dark One's permission.  Rand doesn't have that.  [[This last bit - 'Rand doesn't have that' -  was contradicted by another report, given immediately below, and it is clarified above by Brandon.]]

Спойлер
В: Получил ли Ранд доступ к Истинной Силе через связь с Моридином, полученную в ШЛ?
О: Никто не может получить доступ к Истинной Силе без разрешения Темного. У Ранда его нет.
Это последнее "У Ранда его нет" позже было опровергнуто самим БС
[свернуть]

I was at that signing, I was literally right next to Brandon as he answered this question, and that is far from his exact wording.

The response was more accurately something like: So far as we know, no one may channel the True Power without the Dark One's permission.  Semirhage certainly seemed to think she was betrayed.

There was never a comment about Rand not having permission.

Спойлер
Я был на той раздаче автографов, я был рядом с БС, когда он ответил на вопрос.
Ответ был что то вроде: Насколько нам известно, никто не может направлять Истинную Силу без разрешения Темного. Поэтому естественно, что Семираг считала, будто ее предали.
И ни слова о том было ли дано такое разрешение Ранду.
[свернуть]

Q: The dream sequence where Rand sees Moridin, and he thinks about having been there "long ago"-- is he simply remembering his dreams there with Ishamael from The Eye of the World and The Great Hunt?
A: Yes.

Спойлер
В: Во сне, когда Ранд встречается с Моридином, он думает о том "как это было давно" - он имел ввиду воспоминание о его сне с Ишамаэлем в ОМ и ВО?
О: Ага.
[свернуть]

Q: Did the meeting between Rand and Moridin for sure happen in Tel'aran'rhiod or could it have happened in a vacuole?
A: I . . . well. I'm going to partially RAFO this. I will not say it for sure happened in Tel'aran'rhiod, and I'm not sure whether the other instances of this were Tel'aran'rhiod either.
Q: Can you elaborate on why the voice of Lews Therin was not speaking when Rand and Isha--I mean Moridin were talking? Is it becau--
A: Ah. Yes, well, I'm going to have to RAFO that one . . . too close to dealing with the specifics of the voice, sorry.

Спойлер
В: Встречи Ранда с Моридином происходили в Тел'аран'риоде или же в вакуоли?
О: Я...ээ...в общем, я собираюсь сделать это частью RAFO. Я не могу сказать наверняка, что это произошло в Тел'аран'риоде, и я не уверен, что во всех остальных случаях это был Тел'аран'риод.
В: Можете ли Вы объяснить, почему голос Льюса Терина молчал, когда Ранд встречался с Иша... - я имею ввиду Моридином? Это не пото...
О: А, да, я добавлю это в RAFO. Извините, но слишком тесно связан этот вопрос с борьбой с голосом.
[свернуть]

Q: It's pretty clear now that Moridin and Rand are linked because of the balefire incident. Since Rand used saidin to create the balefire, and now he gets sick when channeling saidin, does that mean Moridin gets sick when he tries to use the True Power?
A: You're assuming that Rand's channeling sickness comes from crossing the streams.
Q: In Falme we saw Rand fighting Ishamael and the Heroes of the Horn and the Seanchan were mirroring the progress of the battle. Does this mean that there is something inherently evil about the Seanchan Empire?
A: Nobody in WoT is inherently evil, except for Shadowspawn. At the time, the Seanchan were being led by a Darkfriend.
Q: At the Darkfriend Social, Carridin is given orders by Ishamael that he can't remember. Later on in Ebou Dar, he sees Mat out the window and he sort of goes into a trance, sees more imagery, and when he snaps out of it, time is stopped and Sammael is in the room. How did this happen? Was Sammael paged somehow when Carridin's orders were triggered?
A: MAFO – Maria and find out. This means he will answer the question, but he wants to check with Maria first to make sure he has the details straight.

Спойлер
В: Довольно четко заметно, что Моридин и Ранд связаны между собой по инциденту с Погибельным Огнем. Ранду теперь плохо, когда он обращается к саидин, значит ли это что и Моридину трудно обращаться к Истинной Силе?
О: Ты предполагаешь, что болезнь Ранда из за того что из потоки пересеклись.
В: В Фалме мы наблюдали битву Ранда и Ишамаэля, а Шончан и Герои Рога - ее отражение. Не означает ли это, что Шончан - зло?
О: Никто в мире КВ не зло, за исключением Отродий Тени. Просто в то время Шончан вела Друг Темного.
В: Другу Темного Карридину даются приказы Ишамаэля, но он не может их вспомнить. Позже, в Эбу Дар, он видит Мэта через окошко, и, как бы переходит в состояние транса, видит несколько картинок, и когда они проходят, время останавливается и в комнате появляется Саммаэль. Был ли Саммаэль каким то образом призван, когда сработали приказы для Карридина?
О: MAFO.
Это означает, что он даст ответ на вопрос, но он хочет свериться с Марией, что все обоснованно.
[свернуть]

Q: Was Ishamael partially, or was he responsible for the initiation of the Three Oaths? Was he a part of what brought them about?
A: That's a Maria And Find Out. Type that one out. That's a MAFO.

Спойлер
В: Был ли Ишамаэль причастен, или даже полностью спровоцировал, Три Клятвы?
О: Это MAFO.
[свернуть]

The Forsaken could not talk to one another, not even Balthamel and Aginor, who were trapped near the surface and at least intermittently conscious and aware what was happening in the world.  You might say that being trapped where they were, in a Bore that existed everywhere at once, allowed them to see the whole world.  But for the others, it was a deep and dreamless sleep.  Even for Ishamael, except when he was spun out periodically.  When thinking about the Forsaken, you might factor in the effects of dream deprivation.
Спойлер
Отрекшиеся не могли говорить между собой, даже Балтамаэль с Агинором, кто был запечатан ближе других к поверхности и чувствовали, что происходит в мире. Они были заперты так близко к поверхности, в Узилище, которое находится сразу везде, что могли видеть весь мир. Для других же это был сон без сновидений. Даже для Ишамаэля, кроме некоторых случаев, которые повторялись периодически. Думая об Отрекшихся вы можете принять во внимание эффекты длительного отсутствия снов.
[свернуть]

With the Forsaken, where treachery and backstabbing were an acceptable way of getting ahead, the turnover in the upper ranks was fairly high, though Ishamael, Demandred, Lanfear, Graendal, Semirhage, and later Sammael, were always at the top end of the pyramid. They were very skilled at personal survival, politically and physically.
Спойлер
Среди Отрекшихся, где предательский удар со спины был единственным способом продвинуться вперед, конкуренция в верхах всегда была жесткой, хотя Ишамаэль, Демандред, Ланфир, Грендаль, Семираг, а позже и Саммаэль, были всегда в верхах пирамиды. Они очень умело выживали используя политические и физические навыки.
[свернуть]

Q: Did the Dark One or Ishamael, either one, have a say in the placement of any or all of the other Chosen once they were released, or did they all just carve out power bases of their own choosing?
A: They carved out power bases of their own choosing based on various criteria, one of which I will reveal. (Others are definitely RAFO!) For the most part, Ishamael excepted, they set out to create worldly power for themselves using the methods they favored in the Age of Legends. That is, Moghedien worked from the shadows using subversion, Sammael, Be'lal and Rahvin attempted to seize control of national governments and so on. The theory behind this was that once the Dark One broke free, those with the largest worldly power bases would be rewarded most.

Спойлер
В: Влияли ли Темный или Ишамаэль, кто нибудь из них, на расположение других Избранных или они после освобождения сами подбирали себе логова?
О: Они размещались по нескольким критериям. Один я вам скажу (остальные - RAFO!). В основном - кроме Ишамаэля - они намеревались захватить власть методами излюбленными ими еще в Эпоху Легенд. То есть Могидин работала в тени, Саммаэль, Бе'лал и Равин пытались захватить контроль над правительствами стран. Они отталкивались от догадки, что после высвобождения Темного вознаграждение будет тем выше, чем больше у Избранного личной власти в мире.
[свернуть]

Q: Did Ishamael appear in the flesh aside from the battle with Rand in the Stone of Tear?
A: Yes, he was in the flesh in Tel'aran'rhiod several times, starting in The Great Hunt.

Спойлер
В: Появлялся ли Ишамаэль во плоти где нибудь еще, кроме битвы с Рандом в Тирской Твердыне?
О: Да, он был во плоти в Тел'аран'риоде несколько раз, начиная с ВО.
[свернуть]

Q:  Did Ishamael come to Lews Therin Telamon's palace in the prologue of The Eye of the World to kill him?
A:  No. To taunt him with his defeat. Ishamael would much rather have had Lews Therin alive and suffering from the knowledge of defeat, not to mention the murder of his wife and other blood kin, than simply dead.
Q:  Can Moridin use a male angreal if he channels the True Power?
A:  No.
Q:  Ishamael's corpse in The Dragon Reborn had only pits where his eyes and mouth once were. Was this a result of the True Power? If this is true, is the True Power the reason that Fades have no eyes, but some supernatural abilities?
A:  The True Power is reason that Ishamael's corpse had no eyes, just as it was the reason that his eyes had been caverns of flame, but it [is] not precisely the reason that Fades have no eyes. The True Power as well as the One Power was used in creation of Trollocs, which proved to be uncontrollable and useless as soldiers until the first Myrddraal were born, throwbacks to the human stock used in creating Trollocs, but twisted by the inclusion of the True Power in making Trollocs.

Спойлер
В: Ишамаэль пришел во дворец Льюса Терина в прологе ОМ, чтобы убить его?
О: Нет, только подразнить его. Ишамаэль скорее бы оставил Льюса Терина в живых, глядя как тот мучается осознанием собственного поражения, не говоря уже об убийстве его родственников и жены.
В: Может ли Моридин использовать мужской ангриал, когда направляет Истинную Силу?
В: В ВД у у трупа Ишамаэля нет глаз и рта. Является ли это действием Истинной Силы? Если это так, то является ли Истинная Сила той причиной, по которой у Исчезающих нет глаз, но есть некоторые сверхъестественные способности?
О: Истинная Сила является причиной того, что у трупа Ишамаэля не было глаз, также как и она была причиной пламени из его глаз, но она не является причиной того, что у Исчезающих нет глаз. Истинная Сила, как и Единая Сила, были использованы для создания троллоков, которые оказались неконтролируемы и бесполезны в качестве солдат, до рождения первого Мурддраала, откат обратно к человеку от троллока, но искаженные из за использования Истинной Силы при создании троллоков.
[свернуть]

Q: [something about the Forsaken]
A: Essentially learned the local language.
Q: And Ishamael as well?
A: Ishamael is a different case. Read and find out.
Q: You've wrote somewhere that Moridin used the True Power and he stepped out of the Pattern or something like that.
A: No, he's made a hole in the Pattern as a way of Traveling which uses the True Power, which is a different thing. If you notice as far back as the Prologue of The Eye of the World, when Ishamael Traveled in to meet Lews Therin, who was mad, the description does not match the Traveling that we see later. It's because at that point, Ishamael is using the True Power, which produces a different sort of effect for Traveling. It is a different method of Traveling than either men or women use with saidin and saidar.
Q: The descriptions are quite similar when he arrived by Travel with saidin. You also say 'bore a hole trough the Pattern', and for the True Power, I think in one instance, 'ripping a hole in the Pattern'. And in one other instance you wrote that he stepped back inside the Pattern.
A: It's similar. Similar, but it's not the same thing. It's why it produces that fading in and fading out effect.
Q: What about the saa?  You wrote in a chapter, that there is a black hole before Moridin's eyes.
A: No, no, in the eyes. It is not before. In the eyes, inside the eyes.
Q: And can see through? (-?- unsure about this sentence. -?-)
A: It depends. When you are using the True Power. At first, when you begin using the True Power, there's nothing there. Nothing in the eyes. After you've used it for a while, you begin to have a black speck floating across your eyes, when you're using it.
Q: And then you see, other observers can see it.
A: No, you don't see it. You don't actually see it.
Q: I think it was the chapter when Moridin was observing with a cloak of fancloth. His vision was blurred by a rain of black spots.
H: But it didn't affect his vision.
A: It didn't affect his vision. You're aware of it, but it's not like there is blackness between you, because it gets thicker and thicker and thicker and you get to a point where if you've used it long enough you get a steady stream even if you're not connected. And you are then on the road, at that point, inevitably, to becoming what Ishamael was. Because these are stigmata, if you will. These saa are stigmata caused by a linkage to the Dark One. And eventually the effect is to become all fire eyes. You no longer have eyes visible to other people. If they're looking into your eyes, they seem to be looking into caverns of flame that stretch to infinity. And when you open your mouth they see another cavern of flame that stretches to infinity. Because you've reached at that point the ultimate level of this usage and quite possibly, if you've at this point not been granted immortality, you're on your way to death. Not madness, but you're on your way to death. So it's sort of a race. The Dark One has given you this boon, but if you use it very much, then you'd better hope he is willing to give you another boon, because if he doesn't give you the second boon then you're dead. Some of the Forsaken have expressed discomfort with the fact that Ishamael and Moridin are so free with using the One Power.
Q: And is it addictive?
Q: Entirely.
A: So is the One Power. That's one of the things that I intended from the beginning. The One Power has at least the potential for good, and it is something used by those on the side of good. And it is addictive, physically and psychologically addictive and also potentially very dangerous, even deadly to those who are using it.
Q: And so the other Forsaken seem to be afraid of using the True Power?
A: Well, they are, because they know this; they will use it when they have to, but they limit it, because they know that if you use it enough to let the saa begin to appear, then you are on a spiral and once they begin appearing, they begin appearing more often. And eventually, unless you are given immortality by the Dark One, you are dead. Now, the thing is, they don't wanna die. This is really great, it is a really great honor to be given the ability to tap into the True Power. Which is not inherently stronger than the One Power. It's not that it is stronger in any way. It is just something that does not have some of the limitations of the One Power. Other people can't feel you embracing it, or using it, like the One Power.
Q: -?-
A: Yeah, you could.
Q: -?-
A: Yeah, you could burn out with the True Power.
Q: Only True Power, or One Power too?
A: With the True Power as well as the One Power you can burn out.
Q: Can you sever a person from the True Power with One Power?
A: Not in the same way. If you try to gentle a man or still a woman who's capable of using the True Power you'd have to use another method.
Q: So it is not only the Dark One who can stop giving the Forsaken the True Power, but they can be cut off as Asmodean was cut off.
A: Read and find out on Asmodean. I'm not gonna tell you.
A: They could be cut off, but the problem with that is, nobody knows how to do it. It is possible that some of the Forsaken themselves know how to do it, but nobody else does.
Q: What happens when Rand and Asmodean have this conflict and ...
Q1: ... and Rand severs his ties with the Dark One ...
Q2: ... and Rand severs some black ties. Isn't that ...
A: That was cutting off his protection from the taint and also cut off his ability, it was not like stilling them. It was cutting the ties that, most important to him, protected him from the taint on saidin, so he could draw saidin all he wanted to and never worry about the taint. But it was also those ties that represented his ability, or the conduits by which he could draw on the True Power. But it was not his ability to draw, it was not the same thing as stilling or severing, it was more like shielding.
Q: I have an exiting question, maybe, we heard of making the Forsaken reborn, so has the original body any reflection to the mind of the Forsaken?
A: Well, if a Forsaken dies and is reborn naturally, through the turning of the Wheel, no.
Q: If then the Dark One puts him in a new body?
A: Oh, if the Dark One puts him in a new body, it is for all intents and purposes the same person, with a new body. It is a shift of an entire person. The concept here, with the exception of the Gray Men: You've seen an Ogier who lost his soul. And in effect there's nobody home anymore. It is a body that lives and breathes, and will move if it is helped along. But it does not, there's nobody home in there. The Gray Men are slightly different. But they also have given up their souls. They've given up their souls in a way. Already, their souls are gone. But it's happened in a way that protects them against this emptiness, as if they're severed from the physical and spiritual side. And the spiritual side is gone, but the physical side remains so there is an intellect in that body, but no soul. And that's why they are Gray Men. Your eyes slip past them, the perfect assassins. You can look right at one and look on, never having realized you saw somebody there. So there's, when a soul ... (break in audio file)

Спойлер
В: [что-то об Отрекшихся]
О: Фактически выучили местный язык.
В: А Ишамаэль?
О: Ишамаэль другое дело. RAFO.
В: Вы где то писали, что Моридин использует Истинную Силу, и что он вышел из Узора, или что то вроде этого.
О: Нет, он сделал дыру в Узоре, как способ путешествия с помощью Истинной Силы, это совершенно разные вещи. Если вы заметили, еще в прологе ОМ, описание перемещений Ишамаэля к Льюсу Терину не соответствует Перемещению, которое мы видим позднее. Это из за того, что Ишамаэль в тот момент использовал Истинную Силу для перемещения, которая и производит подобные эффекты. Это иной способ, чем тот, которым пользуются мужчины и женщины с помощью саидин и саидар.
В: Описания очень похожи и с его Перемещением с помощью саидин. Вы также говорили, что "отверстие в Узоре" и Истинная Сила очень похожи между собой. А в другом месте вы писали, что он вышел из Узора...
О: Они похожи. Похожи, но не одинаковы. Именно из за этого и происходит эффект плавного появления и исчезновения.
В: А как насчет Саа? Вы писали в одной из глав, что это черные точки перед глазами Ишамаэля?
О: Нет, нет, в глазах. Не перед ними. В глазах, внутри глаз.
В: А он может видеть сквозь них?
О: Это зависит от обстоятельств. Когда ты используешь Истинную Силу. Сначала, когда ты начинаешь направлять Истинную Силу, там ничего нет. Но через некоторое время, они появляются, черные пятнышки, проплывающие через ваши глаза, когда вы направляете Истинную Силу.
В: И тогда ты можешь их увидеть, как и другие наблюдатели.
О: Нет, вы не можете их увидеть.
В: Я думаю, что это было в той главе, где Моридин наблюдал в плаще из фанклота. Его зрение было размыто дождем из черных пятен.
Х: Но это не повлияло на его зрение.
О: Это не повлияло на его зрение. Вы знаете о Саа, ты ощущаешь, что видят другие, но сам видишь только помутнение; и чем дольше направляешь Истинную Силу, тем более мутным становится зрение. И если, ты используешь Истинную Силу очень долго, то вскоре перед тобой будет сплошной поток этих пятен, даже если ты не направляешь. Тогда ты неизбежно станешь таким, как Ишамаэль. Если хотите, Саа - это клеймо, указывающее на связь с Темным. В конечном счете ваши глаза будут гореть огнем. Твои глаза больше не увидят другие люди. Глядя тебе в глаза они будут видеть бесконечный провал, заполненный пламенем. Тоже самое и со ртом. Потому что ты дошел до предельного уровня владения Истинной Силой и, вполне возможно, если у тебя к этому времени нет бессмертия, что ты на пути к смерти. Не безумие, но смерть. Это что-то вроде состязания. Это дар Темного, и если ты очень часто им пользуешься, то тебе остается надеяться, что он расщедрится на еще один дар, потому что если он не одарит тебя второй раз, то ты труп. Некоторые Избранные испытывают явный дискомфорт из-за того, что Ишамаэль и Моридин столь свободно распоряжаются убийственной Истинной Силой.
В: Это вызывает зависимость?
О: Да.
В: Сильную.
О: Как одна из сил. Это одно из того, что я задумал еще в самом начале. Единая Сила может использоваться для хороших дел, и ей пользуются те, кто на стороне добра. Едина Сила вызывает привыкание - физическую и психологическую зависимости и потенциально опасна, и даже смертельно опасна, для тех, кто ее использует.
В: Другие Отрекшиеся похоже боятся Истинную Силу?
О: О да, потому что они знают о последствиях, они будут ее использовать, если придется, но будут ограничивать ее использование. И то что, как только появились Саа, они будут появляться все чаще и чаще. И в конце концов, если тебе не даст бессмертие Темный - ты мертв. Дело в том, что они не хотят умирать. Это действительно большая честь использование ИС, и это дает много возможностей. У Истинной Силы нет ограничений Единой Силы. Также, другие люди не могут почувствовать, когда ты направляешь или удерживаешь Истинную Силу.
В: -?-
О: Да, можно.
В: -?-
О: Да, можно выжечь себя с помощью Истинной Силы.
В: Только Истинной Силой или и Единой Силой тоже?
О: С Истинной Силой и с Единой Силой вы можете потерять способность направлять.
В: Можно ли отрезать человека от Истинной Силы, используя Единую Силу?
О: Не таким способом. Если хочешь укротить мужчину или усмирить женщину, которая направляет Истинную Силу, придется избрать другой путь.
В: То есть не только Темный может отрезать от Истинной Силы,но и кто то другой, как Асмодиана?
О: Про Асмодиана - RAFO. Они могут быть отрезаны, но проблема в том, что никто не знает как это сделать. Возможно, что кто то из Отрекшихся знает, но никто другой.
В: Что случилось во время битвы Ранда с Асмодианом, когда тот обрубает черные нити? Разве это не...
О: Это защищало его от пятна на саидин, а также это были каналы по которым к нему могла идти Истинная Сила. Это больше было похоже на щит.
В: Мы слышали о возрождении Отрекшихся. Имеет ли родное тело отражение в сознании Отрекшихся?
О: Ну, если Отрекшиеся естественно возрождаются при каждом обороте Колеса, то нет.
В: А если Темный вставит душу в новое тело?
О: Это будет та же личность с теми же целями и намерениями, но в новом теле. Но другое в случае с Серыми Людьми: мы видели Огир, который потерял душу. По сути, у него внутри пусто. Это тело, которое живет, дышит и двигается если ему помогут. Но на самом деле оно не живет, внутри пусто, никого нету. Серые Люди несколько отличаются. Они отказались от своих душ. Их души уже исчезли. Но случилось так, что они отделены от этой пустоты, разделена физическая и духовная составляющая. Нет души, но есть разум. Поэтому они Серые Люди. Ваши глаза проскальзывают мимо них, совершенные убийцы. Так что когда душа...
[конец аудиофайла]
[свернуть]

Q: Was Ishamael lying when he told Rand that the hero of the Light had turned to Shadow in other lifetimes?
A: No, he was not. Even those who lie sometimes tell the truth when it serves their purposes.

Спойлер
В: Ишамаэль лгал, когда говорил, что герой Света обращался к Тени в другой жизни?
О: Нет. Даже те, кто лгут, иногда говорят правду, если она послужит им их целям.
[свернуть]

I talked about Ishamael's belief that Rand had fought him for time without end, and asked if it was perhaps not Rand's goal to take on the Dark One, but to only take on the Dark One's Nae'blis. RJ gleefully answered "Read And Find Out."
Спойлер
Я говорил о вере Ишамаэля в то, что Ранд бился с ним все время без конца, и спросил было ли целью Ранда победить Темного, или же победить Ни'блиса. РД радостно ответил "RAFO".
[свернуть]

Q: Nobody who can channel saidin or saidar can sense the True Power. And, since the Forsaken don't seem to notice Moridin channeling the True Power, is it detectable at all (besides by a gholam)? That is, can someone already holding the True Power sense another using it?
A: No. Not by any method we've seen yet.

Спойлер
В: Никто, кто может направлять саидин или саидар, не могут почувствовать Истинную Силу. И, поскольку, похоже, Отрекшиеся не могут почувствовать, как Моридин направляет Истинную Силу, этого не может никто (кроме голама)? То есть, может ли другой направляющий Истинную Силу почувствовать это?
О: Нет. Не тем способом, который мы видели.
[свернуть]

One of the regular contributors to the group--I don't recall whom--suggested asking whether Moridin came into existence before or after the 'gars.  That one earned a quick glance and an RAFO.
Спойлер
Один из постоянных сотрудников в группе - я не помню кто это был - предложил спросить появился ли Моридин до или после 'гаров. В ответ он заработал мимолетный взгляд и RAFO.
[свернуть]

The Creator was pretty tight with his plot information this time around, according to him, because "certain readers have built up these huge logic trees," and "can figure out way too much if I say anything at all."
"Do you consider the identities of Moridin and Cyndane to be intuitively obvious?"  He said yes, they should be fairly obvious by now, in many more words.

Спойлер
РД много скрытничал по сюжетной информации, потому что "многие читали насоставляли длиннющие логические цепочки" и "узнают слишком много, если я раскрою даже самую малость"[/i]
В: Считаете ли вы личности Моридина и Синдани интуитивно понятными?
О: Да, они должны быть сейчас довольно очевидными.
[свернуть]

Q: Was Ishamael ever REALLY sealed in Shayol Ghul with the Dark One and the rest of the Forsaken/Chosen?
A: Would I lie to you? For details, RAFO.

Спойлер
В: Был ли Ишамаэль ДЕЙСТВИТЕЛЬНО заточен в Шайол Гул вместе с Темным и другими Отрекшимися?
О: Мне солгать? Для подробностей - RAFO.
[свернуть]

Q:  New Dreadlords? Via True Power? What are limits of True Power? When did we see it used before?
A:  Access to the True Power is a matter of wanting it and the Dark One letting you. NOT black cords. In Prologue to The Eye of the World, we saw Ishamael use the True Power to Heal insanity. The One Power can not be used to Heal insanity. True Power used at Shayol Ghul will fry you instantly.
Q:  Do all Darkfriends have the equivalent of the black threads seen in Tel'aran'rhiod attached to Ishamael and Asmodean?
A:  No
Q:  Can you use the True Power in the stedding?
A:  ye....er...RAFO. [[This is answered below as "no".]] You must be a stone cold fanatic to want to use the True Power. Moghedien is terrified of it. Avoids it.
Q:  If True Power were used on you, would there be negative effects with respect to the Dark One?
A:  RAFO. Of course, if you die, the answer is obvious.

Спойлер
В: Новые Повелители Ужаса? С помощью Истинной Силы? Каковы пределы Истинной Силы? Где мы встречаемся с ней раньше?
О: Доступ к Истинной Силе зависит от твоего желания ее использовать и дозволения Темного. НЕ от черных нитей. В прологе ОМ мы видим, как Истинная Сила позволяет Ишамаэлю исцелить безумие. Единая Сила не может быть использована для исцеления безумия. Истинная Сила, использованная в Шайол Гул сожжет вас мгновенно.
В: Все ли Друзья Темного имеют темные нити, которые мы наблюдали в Тел'аран'риоде у Ишамаэля и Асмодиана?
В: Можно ли использовать Истинную Силу в стеддинге?
О: Вы...ээ...RAFO [позже ответил "нет"]. Вы должны быть закостенелым наркоманом, чтобы использовать Истинную Силу. Могидин в ужасе и избегает этого.
В: Если на тебя была использована Истинная Сила, то сможет ли Темный как то негативно влиять на тебя?
О: RAFO. Конечно, если ты умрешь, ответ очевиден.
[свернуть]

Ishamael/Moridin/Shaidar Haran - RAFO.
Спойлер
Ишамаэль/Моридин/Шайдар Харан - RAFO.
[свернуть]

Q: Were Ba'alzamon's burning eyes and mouth caused by being zapped by Eldrene at the Fall of Manetheren?
A: No. Sorry guys! But at least I didn't say, "Read and find out!"

Спойлер
В: Появились ли горящие глаза и рот у Ба'алзамона в результате самосожжения Элдрин при падении Манетерена?
О: Нет. Извини парень! Но по крайней мере я не говорю "RAFO!"
[свернуть]

Q: There is a mystery man who helps Rand in the last chapter of A Crown of Swords, my Question: Is this a new character, or have we seen him elsewhere?
A: Well, we've certainly seen him earlier in A Crown of Swords. Otherwise, read and find out.

Спойлер
В: В последней главе КМ Ранду помогает таинственный мужчина. Мой вопрос - это новый персонаж или мы его уже видели раньше в другом месте.
О: Ну, мы видели его раньше в КМ. В остальном - RAFO.
[свернуть]

The word "moridin" means "grave" or "tomb," but when capitalized it means "the grave," standing for "death."
Спойлер
Слово "моридин" означает "смерть" или "могила", но когда написать с прописной буквы, это означает "смерть".
[свернуть]

He was asking something about Ishamael and about him being the only one to use the True Power therefore he is Moridin. RJ started explaining that he didn't necessarily have to be Moridin to which he declared that he was avoiding the question. RJ then gives a complicated explanation about the Watcher watching the events unfurling (this is all from memory and unfortunately I can't remember everything) which ended in a question if that is what he meant. He with a confused look on his face was obviously in over his head, and started planning how he could become a bigger nuisance.
Спойлер
Он спросил что то об Ишамаэле и не является ли он Моридином, потому что оба используют Истинную Силу. РД стал объяснять, что совершенно не обязательно, что это один и тот же человек лишь поэтому, на что спросивший заявил, что РД избегает этого вопроса. РД затем дает сложное объяснение о Наблюдателе, следящего за тем, как разворачиваются события (я не помню все, к сожалению), а закончил вопросом то ли он имел ввиду.
[свернуть]

Перевод
[свернуть]

arcanis

Кадсуане

Q: Was the passage about Cadsuane spanking Semirhage already written, or was there just information in the notes? How did you feel about writing that section?
A: He was given creative freedom to do what was needed. No author can ever stick 100% to an outline, things change as they are being written, and he was given that kind of control in order to make the books work. Regarding that passage in particular, it made Brandon Sanderson cringe, but Robert Jordan wanted it in the books so it stayed.

Спойлер
В: Был ли эпизод с поркой Кадсуане Семираг уже написан или же была только информация в записях? Каково Вам было писать это?
О: Ему дали свободу в творчестве делать то, что необходимо. Автор никогда не сможет 100%-но придерживаться начальной линии, все меняется и ему была предоставлена возможность изменять для того, чтобы, наконец, сделать книгу. Что касается этого факта в частности, то БС скривился, но сказал, что РД хотел, чтобы это было в книге
[свернуть]

Q: Has Cadsuane met Min's vision regarding the lesson she must teach Rand and the Asha'man, which they won't like one bit?
A: Part of it.
Q: How did Elza defeat the wards on Cadsuane's plain wooden box?
A: Elza had been given knowledge of several rarely known weaves, and in other ways made into a tool of Shaidar Haran. Not all of it was pleasant for her.
Q: Did you enjoy Tam calling Cadsuane a bully?
A: (Broad smile) Immensely! She needed to hear it.
Q: Will there be reciprocity for Cadsuane's treatment of Semirhage?
A: If I have anything to say about it.

Спойлер
В: Выполнила ли Кадсуане видение Мин, говорящее о том, что та научит Ранда и Аша'манов чему то, что им не понравится?
О: Часть его.
В: Как Элза разобралась с охранными плетениями Кадсуане на ее деревянной шкатулке?
О: Элзе были даны знания о разных редких плетениях, а еще она была превращена в инструмент Шайдара Харана. Не все было приятно для нее.
В: Вы наслаждались, когда Тэм назвал Кадсуане жлобом?
О: (широко улыбаясь) О да... Ей нужно было это услышать.
В: Будет ли взаимность в обращении Кадсуане с Семираг?
О: Если б знал что то, то сказал бы.
[свернуть]

Q: Is there any chance that Cadsuane might be Ilyena reborn?
A: I...wha?...First of all, I'm not going to answer that. Second of all...EWW! ... And you can quote me on that!
[note: This was frackin' HILARIOUS. Totally unexpected, and Sanderson was totally shocked over it.]

Спойлер
В: Есть ли вероятность того, что Кадсуане является возрожденной Илиеной?
О: Я...ЩИТО??!! Во первых, я не буду отвечать. Во вторых...черт!...и вы ведь можете меня цитировать!
Это было офигенно весело. Слишком неожиданно, и БС оказался слишком шокирован.
[свернуть]

Q: If you could kill one character gruesomely (with out regard to plot) who would it be?
A: Cadsuane.

Спойлер
В: Если бы Вы могли бы зверски убить одного героя (без связи с сюжетом), кто бы это был?
О: Кадсуане.
[свернуть]

Cadsuane?  She's the tough maiden aunt a lot of us have had. Not the one who tries to keep you a child your whole life. She's the one who began expecting at least some adult responses out of you at about age six, the one who was willing to hand you responsibilities that everyone else thought you were too young for. You probably had a more nerve-wracking time, and more excitement and adventure, with her than you did with any three or four other adults in your life.
Спойлер
Кадсуане? Она жесткая незамужняя тетка, у многих из нас такие есть. Она не из тех, кто пытается держать вас за ребенка всю вашу жизнь. Она из тех, кто ждал от вас поведения взрослого уже в шесть лет, кто хотел взвалить на вас ответственность, для которой остальные считали вас слишком юным. У вас, возможно, будет больше нервозных мгновений и больше азарта и приключений с ней, чем с любыми другими тремя - четырьмя взрослыми в вашей жизни.
[свернуть]

Yes, a channeler could still channel wearing Mat's amulet. Cadsuane has one much like it. And I think that I will complete "The Color of Trust" eventually. I think about doing so every now and then.
Спойлер
Да, направляющий мог бы направлять, нося амулет Мэта. У Кадсуане есть один сильно похожий на него. И я думаю, что я закончу "Цвет Веры" наконец. Я думаю об этом всегда.
[свернуть]

One of Cadsuane's ornaments is a ter'angreal that can interfere with weaves. That is how she was able to disrupt Semirhage's use of Illusion.
Спойлер
Одно из украшений Кадсуане является тер'ангриалом, который может разрушать плетения. Вот как ей удалось разрушить Иллюзию Семираг.
[свернуть]

Q:  In the scene during which the taint is cleansed, Cadsuane uses a ter'angreal that detects the One Power being channeled and the direction it is coming from. She watches the ter'angreal, and when the enemy channels, she points, and someone attacks. Why doesn't it point to the huge amounts of the One Power that Rand and Nynaeve are channeling – far more than the Forsaken are being pegged for?
RJ:  Cadsuane's ter'angreal was made during the Breaking of the World, at a time when men and women no longer linked, or at least very rarely, since male channelers were going mad at a rate of knots. What the maker was particularly interested in detecting was men channeling, but a man channeling in combination with a woman was, by definition, safe, because no woman was going to link with a man unless she knew absolutely that he was sane and not going to go over the edge into insanity while they were linked. Thus, saidin and saidar being worked in combination could be ignored, and in fact would be a distraction, since this was and is a warning device. Cadsuane's ter'angreal won't point to the two halves of the Power being wielded in combination.

Спойлер
В: В сцене, когда Источник очищается, Кадсуане использует тер'ангреал, чтобы обнаружить использование Единой Силы и определить положение направляющего. Она смотрит на тер'ангриал, а когда враг направляет, указывает место, а кто нибудь атакует. Почему он не указывает на огромное количество Единой Силы, которую направляют Ранд и Найнив - гораздо больше, чем направляют Отрекшиеся в этот момент?
О: Тер'ангриал Кадсуане был изготовлен во время Разлома, когда мужчины и женщины больше не соединялись друг с другом или, по крайней мере, очень редко, так как мужчины-Айз Седай очень быстро сходили с ума. Что разработчика особенно интересовало определение, когда мужчина направляет, а мужчина, направляющий с женщиной, по определению, безопасен, т.к. ни одна женщина не свяжет себя с мужчиной, пока она не будет полностью уверена в том, что он совершенно здоров и не сойдет с ума в соединении. Таким образом, саидин и саидар, работающие вместе, могут быть проигнорированы. Тер'ангриал Кадсуане не будет указывать когда обе половины Силы работают вместе.
[свернуть]

One person asked whether Romanda was the Aes Sedai that Cadsuane referred to as being nearly as old as she was. Jordan answered in the affirmative.
Спойлер
Кто то спросил, была ли Романда той Айз Седай, про которую Кадсуане упоминала, как про почти настолько же старую, как и она. РД ответил утвердительно.
[свернуть]

Q: Had he always known the size and importance of the role of Fain and Cadsuane?

Спойлер
В: Вы всегда знали о размере и важности роли Фэйна и Кадсуане?
[свернуть]

Q: Cadsuane's pointed reminiscences about the good ol' days in Far Madding, I asked, "So can we assume..."  and didn't even get to finish the question before he answered...
A: "Cadsuane is from Far Madding." And followed immediately, with no prompting, with "and Verin is from Far Madding."

Спойлер
В: Кадсуане вспоминала о хороших старых днях в Фар Мэддинге. Можем ли мы предположить...
О: Кадсуане из Фар Мэддинга. Верин тоже из Фар Мэддинга.
[свернуть]

Q: Why introduce a somewhat important character like Cadsuane so late in the series? Is the fact that it seems a little odd supposed to be a clue?
A: She's introduced late in the series because this is the place where she was supposed to come in... I didn't expect her to be a part earlier in the series - there was nothing for her to do! We introduce no character before her time.

Спойлер
В: Почему такой важный персонаж, как Кадсуане, так поздно вводится в серию? Разве эта странность не должна бы быть подсказкой?
О: Она представлена в конце, потому что это ее место, именно там она должна появиться. Я не предполагал ее ввести раньше - ей нечего было делать! Я не введу персонажа раньше времени.
[свернуть]

Q:  According to several of AOL's members in our discussion forum, you stated at a Balticon conference that Verin Sedai had never held the Oath Rod, or had circumvented the Oaths. I was wondering if that was true, and if so, has Cadsuane also done so?
A:  No, I did not say that Verin had never held the Oath Rod...Cadsuane has also held the Oath Rod.

Спойлер
В: По мнению некоторых наших форумчан, вы заявили на конференции в Балтиконе, что Верин Седай никогда не клялась на Клятвенном Жезле или же обходит клятвы. Мне интересно, правда ли это, и если правда, то к Кадсуане это тоже относится?
О: Нет, я не говорил, что Верин никогда не клялась на Жезле...Кадсуане также держала Жезл.
[свернуть]

RJ confirmed that Cadsuane's hairpiece IS a ter'angreal, and that we should have enough information to know what it does. Whether this means that it acts similar to Mat's foxhead medallion, or senses male channeling, or both, is still unknown.
Спойлер
РД подтвердил, что шиньон Кадсуане ЯВЛЯЕТСЯ тер'ангриалом, и что у нас есть достаточно информации, чтобы понять, что он делает. Означает ли это, что он или действует аналогично медальону Мэта, или реагирует на мужчин-направляющих, или на тех и других, пока неизвестно.
[свернуть]

Перевод
[свернуть]

arcanis

Морейн

Q: Where did I put my copy of New Spring? (Grumbles and goes up to search his library.)
A: Found it. You know, I like New Spring, but I really don't think people should start with it. It reveals too much about Moiraine and Lan. In response to questions, I'm thinking New Spring is best read after Book Four. That's a good place to gain context on Moiraine.

Спойлер
В: Куда я положил мою копию НВ?
О: Найдите ее. Вы знаете, мне нравится НВ, ноя действительно не думаю, что люди должны начинать с нее. Она рассказывает слишком много о Морейн и Лане. В ответ на вопросы - я думаю, что НВ лучше всего читать после четвертой книги. Это удачное время, чтобы узнать контекст по Морейн.
[свернуть]

Q: Is it possible to learn weaves from text, or does it have to be demonstrated? I asked Maria, but she gave me a vague answer.
Harriet:
I can be very vague when I want to be, and this is such a moment. (RAFO card)
Спойлер
В: Возможно ли научиться плетениям по книгам или необходима демонстрация? Я спросил Марию, но она дала мне неопределенный ответ.
Х: Я могу быть очень неопределенна, когда захочу. Это как раз такой случай (RAFO).
[свернуть]

Q: Will we see Moiraine in Towers of Midnight?
A: Moiraine is mentioned.

Спойлер
В: Увидим ли мы Морейн в БП?
О: Морейн там упомянута.
[свернуть]

Q: Will Moiraine be rescued in the next book?
A: You're assuming that Moiraine will be rescued.
Q: Will Moiraine's rescue attempt be in the next book?
A: You're assuming that Thom and Mat will attempt to rescue Moiraine. (I'll tell you, he's as bad as an Aes Sedai.)
Q: What will be the focus of the next book?
A: This book really needed to focus on Egwene and Rand, and get their stories moving. There was also a nice contrast between their arcs in this book, with Egwene's going upwards and Rand's downward. The next book will be much broader in scope – we need to see what's going on with a lot of different parts of the story. There will be a lot more Mat and Perrin than in this one. I suppose you could say that if there was going to be a rescue attempt, the logic place to put it would be in a book with a lot of Mat.
Q: After Moiraine uses balefire on the Darkhounds in The Dragon Reborn, she says something about how she's much more dangerous now than when she met Perrin in Emond's Field. How did she become more dangerous?
A: There are a couple of ways she might mean that she has become more dangerous. Think about this – when she went to Emond's Field, she thought Rand was the Dragon. Now she knows that he's the Dragon. That in itself, combined with the fact that she's Blue makes her much more dangerous.

Спойлер
В:  Будет ли Морейн спасена в следующей книге?
О: Вы предполагаете, что Морейн будет спасена.
В: Будет ли попытка спасти Морейн в следующей книге?
О: Вы предполагаете, что Мэт и Том попытаются спасти Морейн.
В: Что будет центром следующей книги?
О: Эта книга действительно должна была сфокусироваться на Эгвейн и Ранде и показать развитие их линий. В этой книге существует большой контраст в их линиях, когда Эгвейн движется вверх, в то время как Ранд движется вниз. Следующая книга будет масштабней – мы должны видеть, как развивается много других частей историй. Будет намного больше про Мэта и Прерина, чем здесь. Я полагаю, что если бы была попытка спасти Морейн, то логично было бы, если бы она была в той книге, где много Мэта.
В: После того, как Морейн использует Погибельный Огонь на Гончих Тьмы в ВД, она говорит что то о том, что она стала гораздо более опасной, чем когда встретила Перрина в Эмондовом Лугу. Как она стала более опасной?
О: Существует несколько способов, под которыми она подразумевала, что стала сильней. Подумайте об этом – когда она пришла в Эмондов Луг, она думала, что Ранд – Возрожденный Дракон. Теперь она знает это. Само по себе это, вкупе с тем, что она Голубая, делает ее более опасной.
[свернуть]

- For John Lynch and a number of posters at Dragonmount, what Moiraine made the woman drink in New Spring was not poison.  The woman intended to drug Moiraine in order to rob her, including of her clothes.  And, of course, leave her to the nonexistent mercies of the patrons.  Instead, Moiraine made her drink the drugged drink herself.  And left her to the nonexistent mercies of her own patrons.
- Moiraine did enter the Rhuidean doorframe ter'angreal.  That's the one that caught fire and melted after she and Lanfear passed through together.

Спойлер
Напиток, который Морейн заставила выпить женщину в НВ, не был ядом. Он предназначался для того, чтобы ограбить Морейн, включая одежду. И, конечно, оставить ее на несуществующую милость патронов. Вместо этого, Морейн заставила ее выпить напиток самой. И оставила ее на несуществующую милость ее патронов.
Морейн действительно вошла в тер'ангриал Руидина в форме дверной рамы. Тот самый, который загорелся и расплавился после того, как она и Ланфир зашли в тер'ангриал.
[свернуть]

Q: After Moiraine fought Lanfear in Cairhien, what happened to the wagons full of ter'angreal and such that came out of the Aiel Waste? Are they just in some storeroom there? And what happened to Moiraine's horse Aldieb?
A: The ter'angreal and so forth that came from Rhuidean are still in Cairhien for the moment, warded by Rand so they aren't accessible to anyone but him. Aldieb is in the stables at the Sun Palace.
Q:
House Damodred seems really complicated. Who is who, and how are they related (Moiraine, Barthanes, Laman, Caraline etc...)?
A: Laman was Moiraine's uncle, and Caraline is her cousin. Barthanes was Laman's cousin and succeeded him as High Seat though not as king.
Q: What were Moiraine's three questions that she asked the Aelfinn and what were their answers? If the whole answer is RAFO could you give us one Q&A?
A: Sorry, guys. This one is a big time RAFO.

Спойлер
В: После битвы Морейн с Ланфир в Кайриене, что случилось с фургонами, полными тер'ангриалов и вывезенными из Айильской Пустыни? Они находятся на каком-то складе? И что случилось с кобылой Морейн Алдиб?
О: Тер'ангриалы и все, что вывезено из Руидина, все еще сейчас находятся в Кайриене, защищенные охранными плетениями Ранда так, чтобы они были недоступны для всех, кроме него. Алдиб находится сейчас в стойлах Солнечного Дворца.
В: Дом Дамодред кажется действительно запутанным. Кто есть кто, и как они связаны (Морейн, Ламан, Бартанес, Каралайн и другие)?
О: Ламан был дядей Морейн, а Каралайн ее кузена. Бартанес был кузеном Ламана и наследовал ему, как Верховная Опора Дома, хотя и не как король.
В: Какие три вопроса задала Морейн элфинам, и какие она получила ответы? Если полный ответ – RAFO, не могли бы вы дать ответ хотя бы на один из них?
О: Извини парень, но это все – одно большое RAFO.
[свернуть]

Q: During Moiraine's practice for the test for Aes Sedai, she works on a weave that produces a coin that is cool to the touch. She thinks the weave is useless. Is this some sort of component of the weaves that made Mat's medallion?
RJ: No.

Спойлер
В: Морейн во время испытания на шаль сплела холодную на ощупь монету. Она думает, что это плетение бесполезно. Это одна из составных частей, образующих медальон Мэта?
[свернуть]

Q: How did Be'lal recognize that Moiraine is intending to use balefire against him before Moiraine released the balefire? And how did Moiraine sense the balefire Rand used?
RJ: RAFO

Спойлер
В: Как Бе'лал определил, что Морейн сплела Погибельный Огонь? И как Морейн узнала, что Ранд сплел Погибельный Огонь?
[свернуть]

Q:  You say one more main sequence book after Knife of Dreams, but will there be any more?
RJ: I intend to do two prequels: one is why Tam al'Thor gave up a successful military career and went home to buy a small farm in the Two Rivers, and the other one will be largely why and how Moiraine and Lan showed up in the nick of time in The Eye of the World. When I will do those two novels, I do not know.

Спойлер
В: Вы сказали, что будет еще одна книга после НС, но будут ли еще какие-нибудь?
О: Я намереваюсь написать два приквела – один про то, почему Тэм ал'Тор бросил военную службу и купил маленькую ферму в Двуречье, другой, по большей части, про то, почему и как Морейн и Лан появились в самый последний момент в ОМ. Когда я сделаю эти два романа, я не знаю.
[свернуть]

Q: Did Lanfear get the opportunity to ask the 'Finns, to make a wish, after going through the doorway with Moiraine?
A: Read and find out.
Q: Okay, well, then did Moiraine get the opportunity to make a wish?

Спойлер
В: Была ли у Ланфир возможность спросить у 'финнов или загадать желание, после того, как она свалилась в тер'ангриал?
В: Хорошо, ну, а Морейн получила возможность загадать желание?
[свернуть]

Q: In The Dragon Reborn, how did the other sisters find Moraine in the Mountains of Mist?
A: She'd been putting out feelers. All she had to do in this case was make the first contact herself with an agent of her Ajah, and word would begin to spread. Things are already winding down, so she became a focal point. You might say that the communication networks realigned themselves.
Q: Moraine. Is she coming back? [LAUGHS]
A: RAFO, RAFO.
Спойлер
В: В ВД как другие сестры нашли Морейн в Горах Тумана?
О: Она послала разведчиков. Все, что ей необходимо было сделать, это установить первый контакт с агентом ее Айя и информация бы распространилась. Сообщение было быстро доставлено, и, таким образом, ее местоположение стало известно.
В: Морейн. Она вернется?
[свернуть]

Q: Any chance of another short story like New Spring?
RJ: Definitely a possibility. I have two ideas about other novellas. One would be about how Tam ended up finding the child on the mountainside, and why he decided to return to the Two Rivers. The other would be about how Moiraine and Lan wound up in Emond's Field just in the nick of time.

Спойлер
В: Можно ли ждать еще такой же рассказ, как и НВ?
О: Конечно можно. У меня есть мысли о двух новеллах. Одна о том, как Тэм нашел ребенка на склоне горы, и почему он решил вернуться в Двуречье. Другая о том почему Лан и Морейн появились в Двуречье только в самый последний момент.
[свернуть]

RJ:  "When Moiraine and Lanfear went through the ter'angreal, it burned in part because both were channeling, and the world on the other side of the doorway has a radically different set of natural laws. The odd optical effects witnessed in that other world are not artificially produced artifacts."
Спойлер
РД: Когда Морейн и Ланфир прошли через тер'ангриал, он загорелся, потому что они направляли, а мир с другой стороны рамы имеет совершенно другие законы. Замеченные там странные оптические эффекты не были искусственного происхождения.
[свернуть]

Moiraine lost her list sometime between New Spring and The Eye of the World. By the opening of the story, all she could remember was that there had been a name from the Two Rivers.
Спойлер
Морейн потеряла свой список где-то между НВ и ОМ. Все, что она помнила – было имя из Двуречья.
[свернуть]

I chimed in later on to ask if "there was a physical resemblance between Cyndane and a certain height-challenged Aes Sedai".  He said "We don't know yet."
Спойлер
В: Существует ли физическое сходство между Синдани и некоей низкорослой Айз Седай?
О: Мы не знаем пока.
[свернуть]

Q: Hawkwing says they follow the banner and the Dragon.  Moiraine says the Heroes will follow whoever winds the Horn.  Was Moiraine wrong?
RJ: Moiraine doesn't know everything.  She was speaking the truth as she knows it. However, she is correct in that whoever sounds the Horn "controls the Heroes."  
Q: "Then what happens if the Dragon and the banner are on opposite sides of the conflict from whoever sounds the Horn?"
RJ:  "Then we get a rift in the Pattern."

Спойлер
В: Артур Ястребиное Крыло говорит, что они следуют за знаменем и Драконом. Морейн говорит, что Герои последуют за трубящим в Рог, кем бы он ни был. Морейн была неправа?
О: Морейн не все знает. Она говорила то, что считала правдой. Однако она права в том, что "Герои подчиняются любому, кто трубил в Рог".
В: Что случится, если Дракон и знамя будут на стороне врагов трубившего в Рог?
О: Мы получим разрыв в Узоре.
[свернуть]

Q: Why did you decide to remove (for the time being, I assume) the character of Moiraine? Was it completely plot-driven, or was it actually a way of reworking her character?
RJ: Plot-driven. I know what is supposed to happen with these people, and I'm sorry I can't tell you more. I'll have to say, "Read and find out.

Спойлер
В: Почему вы решили убрать (по крайней мере пока) такого героя, как Морейн? Это действительно было задумано сюжетом или это просто такой способ переделать персонажа?
О: Задумано сюжетом. Я знаю, что случится с ней в будущем, но, к сожалению, не могу вам этого сказать. Это RAFO.
[свернуть]

Q: Is Moiraine's eyes-and-ears network independent of the Blue or does it overlap? How do they report - i.e. does Moraine have someone who collects messages for her?  
RJ: All eyes-and-ears networks overlap a little, but hers was pretty independent.

Спойлер
В: Сеть глаз-и-ушей Морейн независима от сети Голубых или они пересекаются? Как они сообщают – то есть, у Морейн есть кто-то, кто собирает сообщения для нее?
О: Все сети глаз-и-ушей пересекаются друг с другом, но ее сеть достаточно независима.
[свернуть]

Q: Mr. Jordan, please forgive if this is redundant, as I just recently joined the conference. Is Moiraine well and truly dead? Or could her and Mierin/Lanfear reappear at some later venue?  
RJ: Read and find out!
Q: Are we going to see Moiraine again?? Lanfear?? My wife would like to know why none of the main characters have any children. Are there any in their future??
RJ: Read and find out. Most of the main characters are both very young and unmarried. Even some of the older ones are unmarried--so they have no kids. Read and find out. We'll see what happens.
Спойлер
В: Морейн действительно мертва? Или мы ее еще увидим вместе с Майрин/Ланфир в будущем?
В: Мы увидим еще Морейн снова? А Ланфир? А почему у основных персонажей нет детей? Или они будут в будущем?
О: RAFO. Большинство основных персонажей молоды и не имеют супругов. Даже некоторые более старшие персонажи не состоят в браке – таким образом, у них нет детей. RAFO. Мы увидим, что случится.
[свернуть]

On Moiraine's death-or-not-death he answered "Read and Find out".
Спойлер
По поводу того, мертва Морейн или нет, он отвечает RAFO.
[свернуть]

"At a signing in Atlanta, RJ said that this discrepancy [the "Moiraine sent me" and "I didn't send Verin" quotes] is not a mis-step."
Спойлер
РД сказал, что несоответствие "Морейн послала меня" и "Я не посылала Верин" не является опечаткой.
[свернуть]

Rand 6'6". Perrin 6'2". Mat 5'11.5". Aviendha 5'8-5'9. Elayne 5'6". Nynaeve 5'4". Egwene 5'2". Moiraine 5'0"-5'2".
Спойлер
Рост Ранда 6 футов и 6 дюймов, Перрина – 6 футов 2 дюйма, Мэта – 5 футов 11,5 дюймов, Авиенды – 5 футов и 8-9 дюймов, Илейн  – 5 футов 6 дюймов, Найнив – 5 футов 4 дюйма, Эгвейн – 5 футов 2 дюйма, а Морейн – 5 футов и 1-2 дюйма.
[свернуть]

RJ gave a little height information that slightly contradicts some previous info supposedly gleaned from a signings encounter. Rand is, of course, about 6'6". Moiraine, however, is actually as tall as 5'3", and Egwene and Nynaeve are both about 5'5". Oh, and he said Moiraine 'was' 5'3", if anyone wants to read anything into that. RJ also said that if anyone asked him how much anybody weighed, he'd throw up his hands in exasperation. I definitely got the impression that he cares nothing for the detailed heights and such, but instead goes completely from the mental pictures he's got in his head.
Спойлер
РД дал немного информации по поводу роста персонажей, которая несколько противоречит информации, полученной ранее. Ранд, где-то около 6 футов 6 дюймов, Морейн, однако, почти 5 футов 3 дюйма. Эгвейн и Найнив обе около 5 футов 5 дюймов. О, и он сказал, что рост Морейн 5 футов 3 дюйма, если кто-то захочет это прочитать где-нибудь. РД сказал, что, если кто-нибудь спросит его о весе персонажей, он раздраженно поднимет руки. Меня впечатлило, что его совершенно не заботят точные значения роста персонажей, но, тем не менее, прекрасно мысленно представляет их.
[свернуть]

Q: Will Moiraine come back from the dead since Lanfear and Asmodean apparently have?  
RJ: Read and find out -- in fact, I really suggest you read and find out. [RJ was probably suggesting that this person read the prologue of Lord of Chaos again.]
Q: Is Moraine really dead?  
RJ: Read and find...out.

Спойлер
В: Вернется ли Морейн из мертвых, как Асмодиан и Ланфир?
О: RAFO. Нет, я даже настаиваю. [Кажется, РД советовал перечитать вступление к ВХ]
В: Морейн правда мертва?
[свернуть]

Q: Is the Moiraine character going to come back?
RJ: Read and find out.
Q: Okay, fine, be that way.
RJ: No, that's all right. It's one of the most frequently asked questions. RAFO (read and find out) is also the one of my most frequently given answer to things. Once Harriet asked me what I wanted for dinner and I told her to read and find out.

Спойлер
В: Морейн вернется?
В: Хорошо, попробую.
О: Нет, все нормально. Это один из самых часто задаваемых вопросов. RAFO – наиболее частый ответ на подобные вопросы. Однажды Харриет спросила у меня, что я хочу на обед, я ответил ей: RAFO.
[свернуть]

Anyway, when it was my turn, I asked him two questions. I'll put parts in quotes when they are exactly what was said (or close enough), and I wrote it down so I'd remember.
As he signed my first book, I asked,
"Is Cyndane's power roughly equal to, say... Moiraine?"
He had a surprised look on his face for a moment, then it became amused, and he gave me a RAFO. His face indicated to me that I was absolutely right, but obviously it's not evidence.

Спойлер
Так или иначе, когда подошла моя очередь, я задал ему два вопроса. Они будут помещены в кавычки, и я записал их так, как вспомнил. Когда он подписал мою первую книгу, я спросил: "Правда ли, что сила Синдани примерно равна силе Морейн?" Он выглядел очень удивленным и ответил "RAFO". По его лицу я понял, что был прав, но понятно, что это не является доказательством.
[свернуть]

Перевод
пер. arcanis; кор. Симмах, Mamajoe
[свернуть]

arcanis

Лан

Q: I thought of a Lan question. Did Elyas really teach Lan anything about the Blight? Or was that a TEOTWism? I have a feeling you are going to MAFO that. Lan was practically raised in the Blight by the Malkieri. Wouldn't think Elyas could teach him much about it.
A: That is a good point. I'll go ahead and do as you said and MAFO that one. You might be right; might be an EoTWism.
Q: If you could be from any nation in Randland, which one and why?
A: Malkier, I think. Though others ask me this question, and I think my answer changes. I just think the Malkieri are awesome.

Спойлер
В: Научил ли на самом деле Илайас Лана чему либо о Запустении? Или это надо связано с ОМ? Я чувствую, что вы сделаете это MAFO. Лан практически поднял в Запустении Малкири, не думаю, что Илайас мог научить его многому о нем.
О: Хороший момент, думаю, я сделаю это, как вы и сказали, MAFO. Вы можете быть правы, это могло бы быть связано с ОМ.
В: Если бы вы могли бы быть из одной из стран Рандляндии, то из какой и почему?
О: Малкири, я думаю. Хотя кто нибудь другой может задать мне тот же вопрос и мой ответ изменится. Я просто думаю ,что Малкири удивительны.
[свернуть]

RJ: Rand is second only to Lan with the sword.
Спойлер
РД: Ранд второй по обращению с мечом после Лана.
[свернуть]

Somebody asked if Lan and Myrelle slept together. (I thought it was duh, although it probably happened with tweaking the bond.) And for Jordan is was also duh, yeah they slept together.
Q:  You say one more main sequence book after Knife of Dreams, but will there be any more?
RJ: I intend to do two prequels: one is why Tam al'Thor gave up a successful military career and went home to buy a small farm in the Two Rivers, and the other one will be largely why and how Moiraine and Lan showed up in the nick of time in The Eye of the World. When I will do those two novels, I do not know.
Q:  About New Spring: I had a question about Lan, about the battle with the Aiel. How do they recognize him? I guess I am more curious about the background - how they recognize him and what they know of him and his backstory.
RJ: They know quite a bit about his backstory. They think he is a man who has much ji. He has a one man war against something he cannot beat. And they recognized him by the crescents on his helmet.

Спойлер
Кто то спросил, спали ли Лан и Мирелле вместе. РД ответил, что они спали вместе.
В: Вы сказали, что будет еще одна книга после НС, но она будет относиться к более ранним событиям, или их будет больше?
О: Я намереваюсь написать два приквела – один про то, как Тэм ал'Тор бросил военную службу и купил маленькую ферму в Двуречье, другой, по большей части, про то, почему и как Морейн и Лан появились в самый последний момент в ОМ. Когда я сделаю эти два романа, я не знаю.
В: О НВ: у меня есть вопрос о Лане, о его сражении с Айил. Как они узнали его? Я считаю еще более любопытно на фоне этого - как они узнали его и откуда они знают его предысторию?
О: Они знают совсем немного из его предыстории. Они думают, что он мужчина с большим количеством джи. Он сражается в личной войне против чего то, что не может победить. И они узнали полумесяцы на его шлеме.
[свернуть]

Q: I enjoy reading about Lan and I was wondering if he, Malkier, and the Malkieri traditions play a bigger part in future books than they have so far?
RJ: Read and Find Out.

Спойлер
В: Мне нравится читать о Лане и мне было интересно, если он - Малкир, то традиции Малкири играют большую роль в будущих книгах, чем это было до сих пор?
[свернуть]

Q: Any chance of another short story like New Spring?
RJ: Definitely a possibility. I have two ideas about other novellas. One would be about how Tam ended up finding the child on the mountainside, and why he decided to return to the Two Rivers. The other would be about how Moiraine and Lan wound up in Emond's Field just in the nick of time.

Спойлер
В: Есть ли шанс на то, что будет еще один такой же рассказ, как НВ?
О: Такая возможность есть. У меня есть мысли о двух новеллах. Одна о том, как Тэм нашел ребенка на склоне горы, и почему он решил вернуться в Двуречье. Другая о том почему Лан и Морейн появились в Двуречье только в самый последний момент.
[свернуть]

Q: You said time after time that Lan will die if Nynaeve dies. What about her? She's Aes Sedai, so she will live very long. And he's much older than her anyway. Would she be able to live without him??
A: Lan is undergoing the severing effect of his bond to Moiraine which means that he has lost the desire and will to live which is being restored to him by Nynaeve on top of which he loves her. If she dies he really really has no reason to stick around. As for Nynaeve, and Lan dying, women are always a lot tougher, emotionally, then man are. Nynaeve will cry for a very long time when Lan dies and she will go on living.
Q: Is Edeyn still alive?
A: RAFO

Спойлер
В: Вы говорили время от времени, что Лан умрет, если Найнив умрет. Что о ней? Она - Айз Седай, поэтому она будет будет жить очень долго. И он намного старше ее в любом случае. Возможно ли, что она будет жить без него?
О: Лан переживает после разрыва Уз с Морейн, это значит, что он потерял желание и волю к жизни, которые ему вернула Найнив, которую, что важнее всего, он любит. Если она умрет, у него действительно не будет никаких причин, чтобы жить. Что касается Найнив, если Лан умрет, то женщины куда как крепче мужчин в эмоциональном плане. Найнив будет плакать очень долго, когда Лан умрет, и она будет жить дальше.
В: Эдейн еще жива?
[свернуть]

A pretty original question was about the Malkieri. In New Spring there were still a lot of them, but nowadays Lan is the only one around: how's that possible? Did they all die?
No, it's a matter of assimilation. All these people now think of themselves as part of the country they live in, they've taken on these new cultures. Lan is the only one who hasn't done this, who at heart remains a Malkieri.

Спойлер
В: Хороший оригинальный вопрос о Малкири. В НВ по прежнему живы многие из них, но сейчас показывается только Лан: как это возможно? Или все умерли?
О: Нет, это вопрос ассимиляции. Все эти люди сейчас думают о себе как о чести страны, в который они живут, они уже приняли новую культуру. Лан единственный, кто не сделал этого, кто в душе остается Малкири.
[свернуть]

Q: Who would win in a sword fight between Lan and Galad? My money's on Lan.
A: (laughs) Unless you can find someone else to bet with, use your money to buy yourself some beer.

Спойлер
В: Кто победил бы в битве на мечах между Галадом и Ланом? Я бы поставил на Лана.
О: [смеется] Если вы не найдете кого то еще, кто согласиться сделать ставку, можете потратить свои деньги на то, чтобы купить банку пива.
[свернуть]

Q:  Do Min's viewings always predict the future, or do some tell about the past, mainly the seven towers around Lan in The Eye of the World?
RJ:  Um, her viewings are always concerning the future.

Спойлер
В: Образы Мин всегда предсказывают будущее, или же они могут говорить о прошлом, в частности это касается семи башен над Ланов в ОМ?
О:
Эм, ее образы всегда о будущем.
[свернуть]

Q: Hi, just curious -- in the last section of The Eye of the World, Lan says that the Bond does not tell him the direction where his Aes Sedai is exactly; it is just a general feeling. But then later in series, both he and Rand had the ability to tell in an exactly straight-line direction the location of whom they are bonded to. Is this an inconsistency, or is there an explanation? Thanks!
A: Yes. There is an explanation: a change that was supposed to be made in manuscript in The Eye of the World and did not get set into type and which I thought had been corrected. I have been trying to get that changed since I discovered that The Eye of the World had been published with the erroneous information. I hope they are still not printing the books with it

Спойлер
В: Просто любопытно - в последнем разделе ОМ Лан говорит, что Узы не говорят ему о точном положении его Айз Седай, просто общее ощущение. Но затем позднее в серии, и он, и Ранд имели возможность в точности определить направление к тому, с кем они связаны. Это противоречие или существует объяснение?
О: Да, существует объяснение: изменения, которые должны были быть сделаны в рукописи ОМ, которые, как я думал, учтены в опубликованной работе. Получилось, что ОМ было опубликовано с ошибочной информацией. Я надеюсь, что они больше не печатают книги с этой ошибкой.
[свернуть]

He may or may not give a Lan Point of View. (There are several in New Spring.)
Спойлер
Он может или не может дать точку зрения Лана. (Существует несколько в НВ.)
[свернуть]

Q: Mr. Jordan: I like the fact that the main characters are a little unsure of themselves and how to proceed in their world, particularly Rand. Instead, the traditional "superhuman" is Lan, who plays a background role thus far. Will we see more of him?
A: Yes, some more.
Q: I'm having trouble placing the amount of time that has gone by since the early days when the Aes Sedai came to Two Rivers.  How long has it been?  Also, will Nynaeve and Lan ever get together, face to face?
A: It's about two years since the beginning. Roughly--very roughly. As to them getting together, read and find out, my dear, read and find out (he chuckled richly).

Спойлер
В: Мне понравился тот факт, что основные персонажи несколько не уверены в себе и как действуют в их мире, особенно Ранд. Вместо этого, традиционным "суперменом" является Лан, который до сих пор играет второстепенную роль. Увидим ли мы больше о нем.
О: Да, все будет.
В: У меня возникли затруднения с восприятием времени - сколько прошло с тех пор, как Айз Седай пришла в Двуречье? Кроме того, встретятся ли Найнив и Лан когда нибудь лицом к лицу?
О: Прошло около двух лет с начала. Это очень грубая оценка. Встретятся ли они - RAFO.
[свернуть]

Q: With respect to Aes Sedai-forged weapons, like Lan's sword that never needs sharpening: was the Power just used in the manufacturing process, to change the structure of the steel to make it extra-strong, or was a flow of the Power somehow incorporated into the steel? (If you'll recall, this was a big argument a few months ago, related to the Fade blade thing)
RJ: The Power was used in blending the metals (and other materials...) and altering the structure. There is no source of the Power in these weapons, nor do they draw on the Power like angreal....

Спойлер
В: Что касается оружия, сделанного Айз Седай, например меч Лана, не требующий заточки: Единая Сила использовалась только в процессе производства, для изменения структуры стали, чтобы сделать ее сверхпрочной, или же потоки Единой Силы каким нибудь образом включены в в сталь? (Если вы помните, был один большой спор несколько месяцев назад, связанный с лезвием меча Исчезающего.)
О: Единая Сила использовалась для смешивания металлов (и других компонентов...) и изменения структуры. Не существует источника Единой Силы в этих оружиях, и они не используют Единую Силу, как ангриал...
[свернуть]

Q: Why Myrelle so heartless. She nearly let Lan die...why?
RJ: She's dealing with a man capable of taking her head off before even she could blink and a man who's in a mental state where she can't be sure he won't.
Q: What is there to Lan's brother Isam, in the Waste. . .is he a Darkfriend, or more?

Спойлер
В: Почему Мирелле так жестока? Она чуть не дала Лану умереть...почему?
О: Она имеет дело с мужчиной, который может ей свернуть голову, а она и глазом моргнуть не успеет. К тому же он находился в таком состоянии, что она не могла быть уверена, что он этого не сделает.
В: Что с братом Лана, Изамом, в Пустыне...он Друг Темного или больше?
[свернуть]

Перевод
пер. arcanis; кор. Симмах ++подсказка от Pluton'а
[свернуть]

arcanis

Финны и Башня Генджей

Q: Did Mat break the treaty with the Aelfinn/Eelfinn when he asked the four questions in The Shadow Rising....any consequences??

Спойлер
В: Разорвал ли Мэт договор с 'финнами, когда он задал четыре вопроса в ВТ, имеет ли это какие нибудь последствия?
[свернуть]

Q: How do the 'Finns store memories? Obviously they don't just have flash drives laying around.
Maria:
RAFO
Q:  Has Jain Farstrider previously been inside the Tower of Ghenjei?
Maria: RAFO
Q: Are there any servants of the Dark One among the 'Finns?
Maria: RAFO

Спойлер
В: Как Финны хранят воспоминания? Очевидно, у них там не валяются флэшки на каждом шагу.
М: RAFO.
В: Был ли Джейн Далекоходивший внутри Башни Генджей?
В: Существуют ли слуги Темного среди Финнов?
[свернуть]

Q: Ok, so that being said there are some theories out there that in the Age of Legends, at one point, Lanfear might have...
A: ...let's just say I have not said that Lanfear and Cyndane are the same person.
Q: Oh, absolutely, I'm jumping to this other Forsaken that we are talking about...
A: ...this other completely different person...Uh huh...
Q ...so Lanfear, the theory goes, that maybe she was accentuated from a beauty and/or Power perspective by going to the 'Finnland previously.
A: Okay.
Q: Would the 'Finns have the ability to accentuate someone's beauty and/or quantity or access to the One Power through their own capabilities and talents?
A: Yes, but it might involve third party ter'angreal, angreal, this sort of thing.
Q: So, they don't have power to affect the soul's capability of increasing its total channeling?
A: Certainly not permanently; as far I understand, that is outside the realm of their ability.
Q: From a beauty perspective can they affect the outer body of some individual?
A: I would say that, yes they can, but they may have to be using some type of ter'angreal or...
Q: ...some item of Power?
A: Some item of Power, something like that...of which they have great stores...
Q: Really?  Heh, so the obvious question, where did the 'Finns get great stores of ter'angreal, angreal, and is that part of the Pact they made?
A: RAFO...but if you just think about it, we don't even have to go to the notes for this if you think about it logically, we know of them providing certain items of Power to certain individuals that they were able to match very nicely with certain requests very easily. If you run the statistics on that, it's either a huge coincidence or they have very many to choose from.
Q: So, how many Finns are there?
A: RAFO. I'm going to RAFO a lot of 'Finn stuff just so you know.

Спойлер
В: Итак существует несколько теорий, что в Эпоху Легенд по одной из них, Ланфир могла бы...
О: ...давайте только скажу, что я не говорил, что Ланфир и Синдани - одна личность.
В: О, безусловно, я перейду к другому Отрекшемуся, речь идет о...
О: ...это совсем другой человек...Ага...
В: Итак, Ланфир, согласно теории, может быть увеличила красоту и/или потенциал в Единой Силе, побывав в Финляндии раньше.
О: Хорошо.
В: Есть ли у Финнов способность наделять красотой кого либо и/или потенциалом или способностью к Единой Силе, используя свои собственные способности?
О: Да, но это может быть связано с ангриалом, тер'ангриалом или чем нибудь подобным.
В: Значит, они не имеют возможности воздействовать на способности души, повышая общий потенциал Силы.
О: Конечно, не навсегда; насколько я понимаю, это находится за пределами их возможностей.
В: О наделении красотой, могут ли они наделять физическое тело различными особенностями?
О: Я хотел сказать, что да, могут, но им придется использовать что то вроде тер'ангриала или...
В: ...некоторого предмета Силы?
О: Некоторые предметы Силы...что нибудь похожее на...из их большого хранилища...
В: Правда? Хех, тогда очевидный вопрос - откуда Финны получили такое большое хранилище ангриалов, тер'ангриалов и является ли это частью заключенного ими Договора?
О: RAFO...но, если вы только подумаете об этом, нам даже не надо лезть в записи, если вы просто поразмышляете логически. Мы знаем, что они обеспечивают конкретными предметами Силы конкретных индивидуумов так, чтобы эти предметы очень хорошо соответствовали конкретному запросу. Если по этому составить статистику, то или мы имеем невероятные совпадения, или у них очень много предметов, есть из чего выбирать
В: А сколько Финнов существует?
О: RAFO. Я собираюсь сделать много RAFO по Финнам.
[свернуть]

Q: Do the 'Finns care whether or not the Dark One wins?

Спойлер
В: Волнует ли Финнов, победит Темный, или проиграет?
[свернуть]

Q: You stated in another interview [Crossroads of Twilight eBook "Glimmers" Interview] that Mat's memories came from adventurers who traveled through the ter'angreal. However several of Mat's memories end with the adventurer dying. Since adventurers probably didn't go through the ter'angreal after they died, how could the 'Finns have obtained these memories?
A: A good question. I was wondering when someone would ask that. I expected it as soon as Mat started revealing those old memories. At least a partial answer will be coming up in the next main sequence book, so I guess you could say this is a RAFO. But I will say that if I said those adventurers all entered through the two ter'angreal, I misspoke. A good many entered through the Tower of Ghenjei, which was more widely known in earlier years, if never exactly a household name.

Спойлер
В: В одном из интервью вы сказали, что воспоминания Мэта принадлежат авантюристам, которые прошли через тер'ангриал. Однако некоторые воспоминания Мэта заканчиваются смертью. Маловероятно, что искатели приключений проходили через тер'анргиал после смерти, так как же Фины получили эти воспоминания?
О: Хороший вопрос. Я все ждал, пока кто-нибудь спросит. Я ожидал его с тех пор, как у Мэта стали всплывать эти старые воспоминания. По крайней мере часть ответа будет в следующей книге, так что можете считать это RAFO. Но все же, если я раньше говорил, будто все авантюристы проходили через два тер'ангриала, то это я оговорился. Значительное число этих людей вошли через Башню Генджей, которая раньше была известна более широко, пусть даже и не повсюду.
[свернуть]

Q: Are the Eelfinn limited in their power to grant wishes? To what degree can they affect the outside world? Also, is there any relation between what the Aelfinn do and Min's ability?
A: Oh, yes, there definitely are limits to the powers of the Eelfinn. For one thing, they cannot affect the outside world at all. If you said that you wanted to be King of the World, you might well find that what you received was not what you expected. For example, they might put you out of their world into a world with no other sentient life, where you would be king by default. Then again, you might find yourself with the necessary skills to make yourself King of the World, if you were able. Actually achieving it would be up to you. But then, many of their "gifts" are skewed in this way. You must be very careful is you're asking if you want to receive what you are hoping for. And yet, remember that Mat actually did receive very much what he asked for. Just not in the way that he wanted.
No, there is no connection between what the Aelfinn do and what Min does.

Спойлер
В: Ограниченны ли возможности Илфин в исполнении желаний? Как сильно они могут влиять на внешний мир? А так же, есть ли связь между способностями Элфин и Мин?
О: О да, однозначно есть ограничения возможностей Илфин. Во первых, они вообще никак не могут влиять на внешний мир. Если ты скажешь, что хочешь быть Королем Всего Мира, то вполне вероятно получишь совсем не то, чего ожидал. Например, они могут отправить тебя в мир, где вообще нет разумной жизни и в котором ты будешь королем из-за отсутствия конкурентов. С другой стороны, ты можешь обнаружить у себя все необходимые навыки, необходимые для того, чтобы стать Королем Всего Мира, если ты был достаточно талантлив для этого. Но достичь этого придется своими силами. Но опять же, многие их "дары" искажены подобным образом. Нужно очень осторожно подбирать слова, если ты хочешь получить то, на что надеешься. И все же, надо помнить, что Мэт и вправду получил почти то, что просил. Просто не так, как он хотел.
Нет, нет никакой связи между тем, что делают Элфин, и тем, что делает Мин.
[свернуть]

Q: Can the Tower of Ghenjei be reached through any of the Portal Stones?
A: No.

Спойлер
В: Можно ли достичь Башни Генджей с помощью Портальных Камней?
[свернуть]

Q: The snakes and foxes seem to have a lot of powers. Do they also have the Power?  I have two questions: can they transmigrate souls? Two: can they hold the soul of an individual they have killed.
A: No. No to both.

Спойлер
В: Кажется, Змеи и Лисы обладают многими способностями. Владеют ли они к тому же и Силой? У меня два вопроса: могут ли они переселять души? Второй: могут ли они хранить душу убитого ими?
О: Нет. На оба.
[свернуть]

Q:  Does the physical location of the world of 'Finns have anything to do with the bells ringing when the ta'veren were in together?
Q: Have the 'Finns existed as long as the Wheel?
Q: Do they have souls?
Q: Are the 'Finns from human stock?
Q: Did they originate in their current location?
Q: Are they related to Tel'aran'rhiod or do they control Tel'aran'rhiod?

Спойлер
В: Имеет ли какое то отношение месторасположение мира Финнов к колоколу, звеневшему когда та'верены были внутри одновременно?
В: Существуют ли Финны столько же, сколько и Колесо?
В: Имеют ли они души?
В: Принадлежат ли Финны человеческому роду?
В: Они зародились в той же местности, в которой и живут сейчас?
В: Имеют ли они отношение к Тел'аран'риоду или контролируют его?
[свернуть]

Q: The 'Finns reside in a Parallel World, is that correct?
Q: Okay, so are Parallel Worlds and Mirror Worlds the same thing?
A: No, they are different.
Q: Okay, well then do Parallel Worlds have their own reflections?
A: Possibly.
Q: Did Lanfear get the opportunity to ask the 'Finns, to make a wish, after going through the doorway with Moiraine?
Q: Okay, well, then did Moiraine get the opportunity to make a wish?

Спойлер
В: Финны живут в Параллельном Мире, верно?
В: Хорошо, а Параллельные Миры и Миры-Отражения - это одно и тоже?
О: Нет, они разные.
В: Хорошо, ну тогда, имеют ли Параллельные Миры свои собственные отражения?
О: Возможно.
В: Была ли у Ланфир возможность задать Финнам вопросы или загадать желания, после того как она свалилась в дверной проем вместе с Морейн?
В: Хорошо, ну а Морейн имела возможность загадать желания?
[свернуть]

Q: What were Moiraine's three questions that she asked the Aelfinn and what were their answers? If the whole answer is RAFO could you give us one Q&A?
A: Sorry, guys. This one is a big time RAFO.

Спойлер
В: Какие три вопроса задала Морейн Элфинам, и какие она получила ответы? Если полный ответ – RAFO, не могли бы вы дать ответ хотя бы на один из них?
О: Извини парень, но это все – одно большое RAFO.
[свернуть]

Q: Do Min and the 'Finn do the same thing when predicting and answering questions?
A: No

Спойлер
В: Делают ли Мин и Финны одно и то же, предсказывая и отвечая на вопросы?.
[свернуть]

When RJ signed my copies of Winter's Heart and Crossroads of Twilight, I asked him a question. Because of wording he uses when describing the Finn and their meeting with Mat, I thought that maybe Min's viewings had some relation to them. RJ describes the Finn as looking, not at Mat, but at the air around Mat's head. I thought this was similar to the way Min sees her viewings. Are they related, I asked him?
No, he said flatly.

Спойлер
В: Из за формулировки описания Финнов и их встречи с Мэтом, я подумал, что может быть образы Мин каким то образом связаны с ними. Вы описываете их, как смотрящих не на Мэта, а на воздух над его головой. Я подумал, что это аналогично тому, как видит образы Мин. Так ли это?
[свернуть]

Q: Are all of Mat's memories from his past lives?
A: No, Mat's "old" memories are not from his past lives at all.3 The "sickness" he got from the Shadar Logoth dagger resulted in holes in his memory. He found whole stretches of his life that seemed to be missing. When he passed through the "doorframe" ter'angreal in Rhuidean, one of the things he said - not knowing that the rules here were different than in the other ter'angreal he had used - was that he wanted the holes in his memory filled up, meaning that he wanted to recover his own memories. In this place, however, it was not a matter of asking questions and receiving answers, but of striking bargains for what you want. What he received for that particular demand was memories gathered by the people on that side of the ter'angreal, memories from many men, all long dead, from many cultures. And since not everyone passing by has the nerve to journey through a ter'angreal to some other world, the memories he received were those of adventurers and soldiers and men of daring

Спойлер
В: Все ли воспоминания Мэта из прошлых жизней?
О: Нет, "старые" мэтовские воспоминания вообще не из его прошлых жизней. "Болезнь", которую он получил от кинжала Шадар Логота, пробила дыры в его памяти. Он понял, что целые отрезки его жизни кажутся отсутствующими. Когда он прошел через тер'ангриал в форме дверной рамы в Руидине, одну из вещей, которую он назвал, не зная, что правила здесь иные, чем в другом тер'ангриале. который он использовал - это было заполнение пробелов в памяти, подразумевая, что хочет восстановить воспоминания. В том месте, однако, вместо получения ответов на вопросы, заключают различные сделки. То, что он получил на свое требование, были воспоминания людей, побывавших по эту сторону тер'ангриала, воспоминания многих мужчин из различных стран, которые уже давно умерли. И, поскольку, не у всех хватает духу для путешествия через тер'ангриал в другой мир, воспоминания, которые он получил, были от авантюристов, солдат и смелых мужчин.
[свернуть]

Q:  What exactly are Mat's memories? Are they from his ancestors, as they all seem to be connected to Manetheren?
A: Mat's memories are not from his ancestors.5 He said [he wanted] to have the holes in his head filled but he did not specify exactly what he wanted them filled with and so he received scraps and bits and pieces of memories stolen from other men.

Спойлер
В: Чем являются воспоминания Мэта? Являются ли они воспоминаниями его предков, поскольку все они, похоже, связаны с Манетерен?
О: Воспоминания Мэта не являются воспоминаниями его предков. Он сказал, что хочет, чтобы его пробелы в памяти были заполнены, но не стал уточнять чем именно. Вот они и были заполнены фрагментами воспоминаний, похищенных у других мужчин.
[свернуть]

Q: Is there any chance whatsoever that you could explain to us the full set of rules for the game 'Snakes and Foxes'? I would really like to try playing it.
A: (laughs) Not tonight! There's a fair description in one of the books, though -- perhaps someday I'll put it down in print somewhere. Really, it is a child's game.

Спойлер
В: Есть ли шанс, что вы объясните нам полностью все правила игры в Змей и Лисичек? Очень хочется поиграть...
О: [смеясь] Не сегодня! Существует настоящее описание в одной из книг, возможно я когда нибудь выложу его в печатном виде где нибудь. На самом деле, это детская игра.
[свернуть]

RJ: "When Moiraine and Lanfear went through the ter'angreal, it burned in part because both were channeling, and the world on the other side of the doorway has a radically different set of natural laws. The odd optical effects witnessed in that other world are not artificially produced artifacts."
Спойлер
РД: Когда Морейн и Ланфир прошли через тер'ангриал, он загорелся, потому что они направляли, а мир с другой стороны рамы имеет совершенно другие законы. Замеченные там странные оптические эффекты не были искусственного происхождения.
[свернуть]

Q:  Does the Snakes and Foxes game played in the Two Rivers have anything to do with the 'Finn?
A:  RAFO.

Спойлер
В: Игра в Змей и Лисичек, в которую играют в Двуречье, не имеет ничего общего с Финнами?
[свернуть]

Q: In The Shadow Rising Perrin was chasing Slayer in Tel'aran'rhiod. Slayer vanished at the Tower of Ghenjei. Did he enter it or did he just step out of the Dreamworld?

Спойлер
В: В ВТ Перрин преследовал Губителя в Тел'аран'риоде, а тот исчез у Башни Генджей. Он вошел туда или же просто вышел из Мира Снов?
[свернуть]

Q: Will we being seeing more of the snakes and foxes in the next book?
RJ: RAFO.

Спойлер
В: Увидим ли мы больше Змей и Лисичек в следующей книге?
О: RAFO
[свернуть]

Q: Also, what was going on in Aelfland when Mat went round and round and round the same location? Were they traveling in time?
RJ: Not traveling in time. the physical laws of nature differ. Mentioning the Dark One here is bad luck. In Aelfland, it is really bad. You can not go to Aelfland in Tel'aran'rhiod (similar to stedding).
Спойлер
В: Также, что происходит, когда в Элфляндии Мэт ходит кругами в одном и том же месте? Это были путешествия во времени?
О: Нет, это не путешествия во времени, просто физические законы природы различны. Упоминание Темного здесь приводит к невезению. В Элфляндии это действительно приводит к чему то скверному. Вы не можете придти в Элфляндию через Тел'аран'риод (также как и в стеддинг).
[свернуть]

Q: Is the Tower of Ghenjei based on the dark tower from the story of Childe Roland?
RJ: no.

Спойлер
В: Башня Генджей основана на темной башне из истории о Чайльде Роланде?
[свернуть]

Перевод
пер. acranis, Симмах; кор. Симмах
[свернуть]

arcanis

Берелейн

I think Faile's reaction is perfectly reasonable.  Here she is thinking that Perrin may just be Mr. Right, and then this sultry floozy waltzes in and starts trying to put the moves on him.  Berelain even says right out that she'll take him away from Faile.  Even without that, Faile has plenty of reason to consider Berelain a floozy and essentially worthless.  After all, from what she knows, Berelain has tried putting the moves on not only Perrin, but also Rand and quite likely Rhuarc.  She can't be inside Berelain's head to know that Berelain uses sex and her reputation as political tools.  So why would she want to be chums with Berelain?
Спойлер
Я думаю, что реакция Фэйли вполне разумна. Вот она думает, что Перрин, возможно, ее суженный, и тут подкатывает эта знойная шлюха, и пытается отбить его. Берелэйн даже говорит прямо, что заберет его от Фэйли. И более того, у Фэйли есть все основания полагать, что Берелейн - шлюха, за которую даже платить не надо. Более того, она знает, что Берелейн пыталась подкатить не только к Перрину, но и к Ранду и, вполне вероятно, даже к Руарку. Она не может заглянуть внутрь головы Берелейн и понять, что та использует секс и свою репутацию, как политические инструменты. Так почему бы она хотела дружить с Берелейн?
[свернуть]

Berelain certainly knows of the Tear doorframe, but she has never entered it.
Спойлер
Берелейн безусловно знает о тирском тер'ангриале в форме дверной рамы, но она никогда туда не входила.
[свернуть]

Berelain is Perrin's hawk (seen in Min's vision). I really don't know how anybody could have failed to make this connection, and Jordan was similarly incredulous when someone asked him. "What is the symbol of the Mayene?" he intoned heavily. "And who wears that symbol on crown, above her brow? Who is descended from Artur Hawkwing? And who is chasing Perrin like a bird of prey?" Those words aren't Jordan's verbatim, but they're close.
Спойлер
Берелейн - ястреб Перрина в образах Мин. Я действительно не знаю как кто либо не смог бы увидеть этой связи. И РД тоже был настроен скептично, когда кто то спросил его.
- Что является символом Майена? - он произнес нараспев. - А кто носит этот символ на короне на своей голове? Кто потомок Артура Ястребиное Крыло? И кто гонится за Перрином подобно хищной птице?
Это ответ не дословно, но близко к тому, что сказал РД.
[свернуть]

Some dude asked if Perrin's Hawk had appeared yet. The answer: "I thought that was fairly obvious. What is the symbol of Mayene? What is the CROWN of Mayene?" i.e. Berelain, for all of you who actually doubted that. RJ also said Berelain is attracted to Perrin partly because he's the first man she wanted and couldn't get which is interesting, partly because he's buff, and partly because she thinks it'd be kinky to make it with a blacksmith. (On the anvil???)
Спойлер
В: появился ли уже Ястреб Перрина?
О: Я думал это очевидно. Что является символом Майена? Что представляет собой КОРОНА Майена?
Т.е. это Берелейн, для тех кто еще сомневался. РД также сказал, что Берелейн тянется к Перрину отчасти от того, что это первый мужчина, которого она хотела, но не смогла получить, отчасти потому что он накачанный, и отчасти потому что она думает, что было бы неплохим извращением делать это с кузнецом. [На наковальне?!]
[свернуть]

Перевод
[свернуть]

arcanis

Авиенда

Q: Is the ter'angreal which Aviendha identifies as related to holes, and requiring a song to activate, the Talisman of Growing for the Ways?
A: (Huge grin) RAFO.

Спойлер
В: Тер'ангриал, который Авиенда определила, как связанный с бурением отверстий и требующий песню для активации, это Талисман Роста Путей?
О: [с широкой улыбкой] RAFO.
[свернуть]

Q: Was it difficult for you to find any of the character's voice?
A: Aviendha.  The Aiel way of thinking is so different and I think like a Two Rivers folker. It was easy to write the Two Rivers. And when I started writing Aviendha, I was writing like a Two Rivers-er.

Спойлер
В: Было ли вам трудно писать от лица какого нибудь персонажа?
О: Авиенда. Мышление Айил настолько другое, а я мыслю скорее как житель Двуречья. Легко было писать двуреченцев. И когда я начал писать про Авиенду, я писал как двуреченец.
[свернуть]

Q: What is going to happen with Elayne, Min, Rand and Aviendha in their relationship? Will they all get along?

Спойлер
В: Что будет с отношениями Илейн, Мин, Ранда и Авиенды? Будут ли они жить вместе?
[свернуть]

On why Aviendha's toh required her to kill Rand, he said basically "Read and Find Out", but he noted that Aviendha is under the strain of several tohs. He also pointed out that her interpretation from Elayne's reaction from her confession to Elayne gives her a way out, but that Elayne does not share that interpretation.
Спойлер
По поводу того, почему тох Авиенды требует ей убить Ранда, он обычно говорит "RAFO", но он отметил, что Авиенда связана несколькими тохами. Он также отметил, что ее интерпретация реакции Илейн на ее признание дает ей выход из ситуации, но Илейн не согласна с такой интерпретацией.
[свернуть]

Rand 6'6".
Perrin 6'2".
Mat 5'11.5".
Aviendha 5'8-5'9.
Elayne 5'6".
Nynaeve 5'4".
Egwene 5'2".
Moiraine 5'0"-5'2".

Спойлер
Рост Ранда 6 футов и 6 дюймов, Перрина – 6 футов 2 дюйма, Мэта – 5 футов 11,5 дюймов, Авиенды – 5 футов и 8-9 дюймов, Илейн  – 5 футов 6 дюймов, Найнив – 5 футов 4 дюйма, Эгвейн – 5 футов 2 дюйма, а Морейн – 5 футов и 1-2 дюйма.
[свернуть]

When I asked about the hemisphere of the Seanchan continent, RJ said that it had parts in both the northern and southern hemispheres, but that Rand and Aviendha Traveled to a part in the southern hemisphere.
Спойлер
Когда я спросил о полушарии континента Шончан, РД сказал, что он находится в обоих, в северном и южном полушариях, но Ранд и Авиенда Переместились в часть континента, находящуюся в южном полушарии.
[свернуть]

Q: Could Aviendha be pregnant...inquiring minds want to know!
RJ: Inquiring minds can read and find out

(She's definitely not prego as of The Gathering Storm.)

Спойлер
В: Может ли Авиенда быть беременной...вопрошающие умы хотят знать!
О: Вопрошающие умы могут читать и выяснить. (RAFO)
(Она точно не беременна в ГБ.)
[свернуть]

Перевод
[свернуть]

arcanis

Ата'ан Миэйр и Амайяр

I did ask about the so-called mistake with Harine and the cleansing, and Brandon confirmed that Harine was basically being cautious when speaking to Rand, and didn't want to get caught between Rand and the Wavemistresses.
Спойлер
Я спросил о так называемой ошибке, связанной с Харине и очищением Источника, и БС подтвердил, что Харине просто была осторожна, разговаривая с Рандом, и не хотела попасть между Рандом и Госпожами Волн.
[свернуть]

Q: Harine appears once just after she arrives from the Sea Folk. What happened to her?
A: Harine has not been forgotten. There hasn't been a lot for her to do, and Rand is not keeping his side of the Bargain of keeping her close.

Спойлер
В: Харине появляется только однажды, когда она прибыла от Морского Народа. Что с ней случилось?
О: Харине не забыта. Ей было особо нечего делать, а Ранд не выполняет свою часть сделки и не держит ее рядом с собой.
[свернуть]

I'm not going to reveal what the "gasp" moment is [this was revealed to be the Amayar suicide - Terez].  I certainly won't be putting any spoilers here.  But I have read the reviews, both spoiler and non-spoiler.  For those who have read the book and believe you have identified the "gasp" moment, congratulations.  For those who have read the book and still don't know what the "gasp" moment is, my sympathies.  I mean that in all truth.  You failed to see something that really should have made you gasp.  I think I am fairly hardened, but occasionally something happens that makes me mutter, "Where are you, God?  Are you sleeping?  Are you blind?"  This is fiction, but even so, I had to pause a couple of times in writing about it.  Of course, I get deeply immersed in my work so that it becomes real to me while I am writing, but I hope to pull the reader into that level of realness, too.  Either I failed completely in this instance, or some of you have become way too hardened.  Too much on the evening news, I suppose.  It's just today's hurricane, today's tsunami, today's Armageddon.  I wonder what's coming up at eleven?
Спойлер
Я не буду раскрывать слезный момент [это оказалось самоубийство Амайяр - Тереза]. Я конечно не буду спойлерить. Но я читал обзоры, как со спойлерами так и без. Для тех, кто читал книгу и считает, что нашел слезный момент, мои поздравления. Для тех, кто читал книгу и до сих пор не заметил - мое сочувствие. Я имею ввиду, что все правы. Вы не видели настоящий слезный момент. Мне кажется, я довольно жесток, но иногда, происходит что то, что заставляет меня бормотать "Где ты Бог? Ты спишь? Ты ослеп?" Это вымысел, но все равно, я делаю паузу, когда пишу об этом. Я, конечно, глубоко погружен в работу и для меня все становится реальным, когда я пишу свои книги, но я надеюсь затянуть в эту реальность читателя тоже. Либо у меня это не получается, либо некоторые из вас слишком тверды. Я  полагаю, слишком много такого в вечерних новостях.
[свернуть]

I didn't put the whole onus for failing to see the gasp moment on the fans.  If you read my post, I said that either I had failed completely in making you have the same sense of realness in the books that I do when writing or else....I do think there is a hardening to many people, though, through being inundated with images of hurricane victims, tsunami victims, people starving because of famines, suicide bombing sites etc.  There was a time that the splattered blood of a suicide bomb site would have been considered too graphic and violent for the evening news.  Now, it is an appropriate thing to show while people are having dinner.  It won't spoil too many appetites.  I noticed one or two posts of comments to spoiler reviews where the gasp moment was revealed and some people seemed to find it funny.  That's somebody who probably makes Darfur jokes.
Спойлер
Я не возложил на фанатов всю вину за то, что они не увидели слезный момент. Если вы прочитали мой пост, то вы знаете что я сказал, что либо мне не удалось создать у вас такое же чувство реалистичности, как и у меня, либо вы слишком зачерствели. Когда то забрызганные кровью суицидников бомбы сочли бы слишком красочной и жестокой картиной для вечерних новостей. Теперь же нормально показывать это во время обеда. Я заметил одно или два сообщения к спойлеру, где этот мемент был обнаружен и некоторым людям казалось это смешно. Возможно, те, кто считает Дарфурские события шуткой.
[свернуть]

Q: Are the Sea Folk marriage customs based on any real culture that you know of?
RJ: No, they were made up in his head.

Спойлер
В: Свадебные обычаи Морского Народа основаны на реальной культуре, известной вам?
О: Нет, они взяты из моей головы.
[свернуть]

Q:  Do certain races have better ability at channeling than others? For example, the Sea Folk at very good at weather, the Aiel have a high proportion of Dreamers, and the Seanchan can make ter'angreal.
RJ: The Seanchan can only make one kind of ter'angreal. They haven't thought about making another. Certain groups are better at some abilities but its a matter of need. The Atha'an Miere are dependent on the sea, the wind and water and it would be natural for them to develop high skills to deal with control of weather and winds. For the Aiel, Dreaming is one of the ways to find new water, using need is how they find water. When the population in a hold is too great, and they have to find a new hold, the Dreamwalker uses need to find it. So yes, there are more Dreamwalkers there.
Q:  How do the Atha'an Miere and the Amayar deal with male channelers?
RJ: They kill them. Actually the Sea Folk kill their male channelers. The Amayar don't channel themselves - they see it as a violation of their Water Way and they commit suicide.
Q:  Are we going to see more of Tremalking in the next book (Knife of Dreams) or of their prophecies?
RJ: In a way.

Спойлер
В: У некоторых рас лучше развита способность направлять, чем у других? Например, Морской Народ хорошо управляется с плетениями, влияющими на погоду, у Айильцев много Сновидиц, а Шончан могут делать тер'ангриалы.
О: Шончан может делать только один тер'ангриал. Они не думали о других. Некоторые группы лучше в какой либо области, но это вопрос необходимости. Ата'ан Миэйр зависят от моря, погоды и ветра, и было бы естественно для них развивать способности, направленные на контроль погоды и ветра. Даже Сновидицы Айил являются одним из способов найти воду, если использовать их Нужду для этого. Когда населения холда превысит необходимое, они должны найти новый холд, Ходящие по Снам используют Нужду, чтобы найти его. Поэтому у Айил больше Ходящих по Снам.
В: Как Ата'ан Миэйр и Амайяр поступают с мужчинами-ченнелерами?
О: Они убивают их. На самом деле Ата'ан Миэйр убивают своих мужчин-ченнелеров. А Амайяр не направляют самостоятельно - они в этом видят нарушение их Пути Воды и совершают самоубийство.
В: Увидим ли мы в следующей книге больше о Тремалкине или их пророчествах?
О: В некотором роде.
[свернуть]

RJ Said: "Something that has previously happened in the series is going to be revealed [in Knife of Dreams] to have a terrible cost." He added, "When you read it your reaction will be, 'Gasp. How horrible!'" [This is referring to the end of the Age of Illusions, which seemed really cool at the end of Winter's Heart but ended up leading to the Amayar suicide. - Terez]
Спойлер
- Кое что, случившееся ранее в серии, будет показано в следующей книге [НС], имея страшную цену, - сказал РД. - Когда вы прочитаете это, ваша реакция будет "Боже! Какой ужас!", - добавил он.
[Имеется ввиду конец Эпохи Иллюзий, который показан действительно здорово в конце СЗ, но в итоге приводит к самоубийству Амайяр.]
[свернуть]

Q: The Prophecies of the Dragon are a fairly sized book. Do the prophecies of the Sea Folk, the "Jendai Prophecy", have a similar size, or is it much smaller? And who or what is or was "Jendai"?
RJ: The Jendai prophecies are smaller in length but similar in scope to the Dragon prophecies but limited to the Sea Folk.

Спойлер
В: Пророчества Дракона представляют собой довольно большого размера книги. "Джендайские Пророчества" имеет такой же размер или же намного меньше? И кто или что это за "Джендай"?
О: Джендайские пророчества покороче, но масштаб аналогичен Пророчествам о Драконе, но ограниченным Морским Народом.
[свернуть]

Q:  Tell us about those Sea Folk rituals during the wedding...
RJ:  How old are you?
Q:  Over the age of consent.
RJ:  You're too young!

Спойлер
В: Расскажите нам об обычаях Морского Народа, связанных с бракосочетанием...
О: Сколько вам лет?
В: Достаточно зрелый.
О: Вы еще слишком молоды!
[свернуть]

Перевод
[свернуть]

arcanis

Фэйли

I think Faile's reaction is perfectly reasonable.  Here she is thinking that Perrin may just be Mr. Right, and then this sultry floozy waltzes in and starts trying to put the moves on him.  Berelain even says right out that she'll take him away from Faile.  Even without that, Faile has plenty of reason to consider Berelain a floozy and essentially worthless.  After all, from what she knows, Berelain has tried putting the moves on not only Perrin, but also Rand and quite likely Rhuarc.  She can't be inside Berelain's head to know that Berelain uses sex and her reputation as political tools.  So why would she want to be chums with Berelain?
Спойлер
Я думаю, что реакция Фэйли вполне разумна. Вот она думает, что Перрин, возможно, ее суженный, и тут подкатывает эта знойная шлюха, и пытается отбить его. Берелэйн даже говорит прямо, что заберет его от Фэйли. И более того, у Фэйли есть все основания полагать, что Берелейн - шлюха, за которую даже платить не надо. Более того, она знает, что Берелейн пыталась подкатить не только к Перрину, но и к Ранду и, вполне вероятно, даже к Руарку. Она не может заглянуть внутрь головы Берелейн и понять, что та использует секс и свою репутацию, как политические инструменты. Так почему бы она хотела дружить с Берелейн?
[свернуть]

Someone asked for a little more description about the sa'sara -- as in how does he envision one doing it -- which he thought was hilarious. He said she was the first person who'd asked him about it and apart from saying it would be like something a non-tourist might see in Cairo or Istanbul, he said it wouldn't be "boring" like a stripper act in the U.S.  He seemed to really get a kick out of this question.
Спойлер
Кто-то попросил небольшое описание са'сара, показавшийся ему забавным. Он сказал, что она была первым человеком, кто спросил его об этом, и в реальности это может быть похоже на что-то нетуристическое, что можно увидеть в Каире или Стамбуле; он сказал, что это не будет так скучно, как танцуют стриптизерши США. Казалось, он действительно получил удовольствие от этого вопроса.
[свернуть]

The story of The Wheel of Time evolved during a very long period, in part beginning in the middle of the seventies with the idea of the Breaking of the World, before he found the "final scene in the final book" and began to actually write The Eye of the World. The main impetus from the beginning was the notion of "men breaking the world" (my emphasis), and that men able to channel must be killed, controlled or stopped at all costs for 3,000 years. This led naturally to a society where women had great power and respect.
As an example of this, he puts forth Davram Bashere's reaction to Faile being a Hunter of the Horn. His initial negative response does not come from that Faile is a girl, but that she only is 17 years old. Her gender is irrelevant to the issue.

Спойлер
Идея о КВ развивалась в течении очень длинного периода, в частности, начиная с середины семидесятых с идеи о Разломе Мира, прежде чем он нашел "последнюю сцену в последней книге", и фактически начал писать ОМ. Основным толчком с самого начала была мысль о "мужчинах, разломавших мир" и что мужчины, способные направлять, должны быть убиты, взяты под контроль или остановлены любой ценой в течении всех 3000 лет. Это, естественно, привело к обществу, где женщины имели большую власть и уважение.
В качестве примера, он предлагает реакцию Даврама Башира на то, что Фэйли стала Охотницей за Рогом. Его первая реакция не на то, что Фэйли девушка, а на то, что ей только 17 лет. То есть пол не имеет никакого отношения к этому вопросу.
[свернуть]

Q:  How dangerous and how ambitious is Faile?
RJ: Exceedingly dangerous, not particularly ambitious. Perrin is due his due as Lord of the Two Rivers. She has been raised as a noble with noblesse oblige. Perrin has been pushed into lording and she doesn't like him ducking out of what she sees as his obligations. She doesn't understand why he doesn't understand this in his blood like she does in hers.

Спойлер
В: Насколько опасна и насколько амбициозна Фэйли?
О: Чрезвычайно опасна и не очень амбициозна. Долг Перрина - быть лордом Двуречья. Она была воспитана как дворянка. Перрин же стал дворянином насильно, и она не любит то, что он уклоняется от того, что она считает его обязанностями. Она не понимает, почему для него это не является естественным, каким это является для нее.
[свернуть]

Перевод
[свернуть]

arcanis

Равин

As to Rahvin sitting on his throne and being shocked to see Rand.  First off, he knew his first trap hadn't worked, but he had others ready.  He saw no reason to start jumping about.  He thought he was maneuvering Rand into a series of traps, one of which he was sure would work.  He did not expect Rand to simply leap into the same room with him.  He did not expect Rand to know that he could Travel to somewhere in sight of himself without knowing the ground.  So what he had expected to be a chess game where he knew the positions of all the pieces and Rand did not suddenly turned into a close-quarters slugging match.  Surprise!
Спойлер
Про то, как Равин сидел на троне и был потрясен увидев Ранда. Во первых, он знал, что его первая ловушка не сработала, но у него были готовы другие. Он не видел причин к бегству. Он думал, что он приведет Ранда в серию ловушек, одна из которых, он был уверен, точно сработает. Он просто не ожидал, что Ранд Переместится в одну комнату с ним. Он не ожидал, что Ранд знает, что он может Переместиться куда-то в его видимости без знания окрестностей. То, что, как он предполагал, должно было быть шахматной партией, в которой ему известно расположение всех фигур, а Ранду - нет, обернулось ближним боем. Сюрприз!
[свернуть]

Q: Did the Dark One or Ishamael, either one, have a say in the placement of any or all of the other Chosen once they were released, or did they all just carve out power bases of their own choosing?
RJ: They carved out power bases of their own choosing based on various criteria, one of which I will reveal. (Others are definitely RAFO!) For the most part, Ishamael excepted, they set out to create worldly power for themselves using the methods they favored in the Age of Legends. That is, Moghedien worked from the shadows using subversion, Sammael, Be'lal and Rahvin attempted to seize control of national governments and so on. The theory behind this was that once the Dark One broke free, those with the largest worldly power bases would be rewarded most.

Спойлер
В: Влияли ли Темный или Ишамаэль, кто нибудь из них, на расположение других Избранных или они после освобождения сами подбирали себе логова?
О: Они размещались по нескольким критериям. Один я вам скажу (остальные - RAFO!). В основном - кроме Ишамаэля - они намеревались захватить власть методами излюбленными ими еще в Эпоху Легенд. То есть Могидин работала в тени, Саммаэль, Бе'лал и Равин пытались захватить контроль над правительствами стран. Они отталкивались от догадки, что после высвобождения Темного вознаграждение будет тем выше, чем больше у Избранного личной власти в мире.
[свернуть]

Q: Ouch - Okay, now that you have killed my black cord theory, are the oath and covenants Forsaken make with the Dark One necessary for the Dark One to transmigrate a soul?
A: They are not necessary, but he is not likely to do it for anyone who hasn't done, who hasn't sworn to him.
Q: He doesn't have access to all souls to be able to grab any soul?
A: No, no, no. Because of the Bore and the fact that the Bore is best perceived, the Bore doesn't really exist in Shayol Ghul, the Bore exists everywhere, its simply in Shayol Ghul where it can be perceived most easily. By the same token he has greater access to people at Shayol Ghul than he does elsewhere, or did, and uh, that's, when you know, Rahvin died, Rahvin is balefired out of time, slain out of time, cannot be reached, gone. Be'lal, (names someone else)...
Q: Well, then is there something unique about the Forsaken other than the fact that they are his favorites that he would transmigrate them, or be able to?
A: Well, he would have been a lot less likely to in an earlier time when they were a lot of powerful, knowledgeable channelers who were in his service. Essentially half the people in the world who could channel were on his side, during the War of the Shadow. Now he has very few, he's got the Black Ajah, and a few wilders, and some stuff I ain't going in to, but uh he doesn't have a lot, but he can't afford to waste assets.

Спойлер
В: Хорошо, теперь, когда вы убили мои теорию о черных шнурах, обязательны ли Клятвы, приносимые Отрекшимися Темному, для того, чтобы Темный мог пересилить их души?
О: Они не необходимы, но он вряд ли будет делать это для тех, кто не клялся ему.
В: Темный не имеет доступа ко всем душам, чтобы захватить их?
О: Нет, нет, нет. Потому что Скважина, и тот факт что Скважина отлично чувствуется, Скважина на самом деле не существует даже в Шайол Гул, она существует везде, просто в Шайол Гул она может ощущаться особенно легко. к тому же он имеет более широкий доступ к людям в Шайол Гул, чем где то еще, или же, что вы знаете, когда Равин умер, он был забэлфарен вне времени. Кто убит вне времени, не может быть возрожден. Бе'лал, (какие то еще имена)...
В: Ну тогда есть ли еще что либо уникально у Отрекшихся кроме того, что они его любимцы, что он может переселять их?
О: Ну, это было гораздо менее вероятно в более раннее время, когда у него на службе было много сильных и способных ченнелеров. По сути, половина Направляющих в мире были на стороне Тени. Теперь у него их очень мало - у него есть Черные Айя и немного дичков, и некоторый материал, про который я не скажу, но их немного, и он не может позволить себе терять приспешников.
[свернуть]

Q:  In The Fires of Heaven, after Rand has his battle with Rahvin at the end, why is it that balefire works for his friends and not on his bites that have to be healed?
A: Because his injuries occurred in Tel'aran'rhiod. And what occurs there is different than what occurs in the waking world. Different rules apply.

Спойлер
В: В ОН, когда Ранд наконец убил Равина, почему Погибельный Огонь сработал для двух его друзей, но не излечил его от травм, которые получил он?
О: Потому что его травмы были получены в Тел'аран'риоде. И что там происходит отличается от того, что происходит в мире яви. Разные правила.
[свернуть]

I got an answer to the Rahvin/balefire/Tel'aran'rhiod question - when someone is balefired, the constructs they make in Tel'aran'rhiod do not disappear, but instead fade away slowly over time. There are lots of weird effects associated with Tel'aran'rhiod and balefire, such as the way the world flickers after balefire used. I asked him just generally about it, and then he jumped straight in, gave the answer, then used the Rand and the fish example.
Спойлер
Я получил ответ на вопрос по Равину/Погибельному Огню/Тел'аран'риоду - когда кто то забэлфарен, их творения, сделанные в Тел'аран'риоде, не исчезают, а вместо этого медленно исчезают с течением времени. Существует много странных эффектов, связанных с Тел'аран'риодом и Погибельным Огнем, например мерцание мира после использования Погибельного Огня. Я в общем-то только об этом и спрашивал, а он сразу же дал прямой ответ и привел в качестве примера Ранда и рыбок.
[свернуть]

Перевод
[свернуть]

arcanis

Бе'лал

RJ: They carved out power bases of their own choosing based on various criteria, one of which I will reveal. (Others are definitely RAFO!) For the most part, Ishamael excepted, they set out to create worldly power for themselves using the methods they favored in the Age of Legends. That is, Moghedien worked from the shadows using subversion, Sammael, Be'lal and Rahvin attempted to seize control of national governments and so on. The theory behind this was that once the Dark One broke free, those with the largest worldly power bases would be rewarded most.

Спойлер
[свернуть]

Q: How did Be'lal recognize that Moiraine was intending to use balefire against him before Moiraine released the balefire? And how did Moiraine sense the balefire Rand used?

Спойлер
В: Как Бе'лал определил, что Морейн сплела Погибельный Огонь? И как Морейн узнала, что Ранд сплел Погибельный Огонь?
[свернуть]

Q:  Did Be'lal's name mean "Netweaver" or "Envious"?
RJ:  RAFO  (He noted that all of the Forsaken's Old Tongue adopted names would be translated in the Encyclopedia if not before.)

Спойлер
В: Имя Бе'лала значит "Плетущий Сети" или "Завистник"?
(Он заметил, что все имена Отрекшихся будут переведены с Древнего Наречия в Энциклопедии, если не раньше.)
[свернуть]

Q: Ouch - Okay, now that you have killed my black cord theory, are the oath and covenants Forsaken make with the Dark One necessary for the Dark One to transmigrate a soul?
A: They are not necessary, but he is not likely to do it for anyone who hasn't done, who hasn't sworn to him.
Q: He doesn't have access to all souls to be able to grab any soul?
A: No, no, no. Because of the Bore and the fact that the Bore is best perceived, the Bore doesn't really exist in Shayol Ghul, the Bore exists everywhere, its simply in Shayol Ghul where it can be perceived most easily. By the same token he has greater access to people at Shayol Ghul than he does elsewhere, or did, and uh, that's, when you know, Rahvin died, Rahvin is balefired out of time, slain out of time, cannot be reached, gone. Be'lal, (names someone else)...
Q: Well, then is there something unique about the Forsaken other than the fact that they are his favorites that he would transmigrate them, or be able to?
A: Well, he would have been a lot less likely to in an earlier time when they were a lot of powerful, knowledgeable channelers who were in his service. Essentially half the people in the world who could channel were on his side, during the War of the Shadow. Now he has very few, he's got the Black Ajah, and a few wilders, and some stuff I ain't going in to, but uh he doesn't have a lot, but he can't afford to waste assets.

Спойлер
В: Хорошо, теперь, когда вы убили мои теорию о черных шнурах, обязательны ли Клятвы, приносимые Отрекшимися Темному, для того, чтобы Темный мог пересилить их души?
О: Они не необходимы, но он вряд ли будет делать это для тех, кто не клялся ему.
В: Темный не имеет доступа ко всем душам, чтобы захватить их?
О: Нет, нет, нет. Потому что Скважина, и тот факт что Скважина отлично чувствуется, Скважина на самом деле не существует даже в Шайол Гул, она существует везде, просто в Шайол Гул она может ощущаться особенно легко. к тому же он имеет более широкий доступ к людям в Шайол Гул, чем где то еще, или же, что вы знаете, когда Равин умер, он был забэлфарен вне времени. Кто убит вне времени, не может быть возрожден. Бе'лал, (какие то еще имена)...
В: Ну тогда есть ли еще что либо уникально у Отрекшихся кроме того, что они его любимцы, что он может переселять их?
О: Ну, это было гораздо менее вероятно в более раннее время, когда у него на службе было много сильных и способных ченнелеров. По сути, половина Направляющих в мире были на стороне Тени. Теперь у него их очень мало - у него есть Черные Айя и немного дичков, и некоторый материал, про который я не скажу, но их немного, и он не может позволить себе терять приспешников.
[свернуть]

Q: What was Lews Therin's age at the time of the sealing of the Bore, and was his prowess with the sword (and Sammael's) [Be'lal's? - Terez] comparable to modern blademasters?
Спойлер
В: Сколько лет было Льюсу Терину во время бурения Скважины и было ли его мастерство во владении мечом (и Саммаэля) [Бе'лала - Тереза] сопоставимо с уровнем современных Мастеров Клинка?
[свернуть]

Q: Did you get inspiration for Be'lal's name from Paradise Lost? (ie, the fallen angel Belial)
RJ: Among other places, yes.

Спойлер
В: Вы черпали вдохновение для имени Бe'лала из Потерянного Рая? (то есть падший ангел Белиал).
О: Среди прочего, да.
[свернуть]

Перевод
[свернуть]

arcanis

Туон/Фортуона

Q: Is it possible to force someone (a learner) to start channeling?
A: Almost anything is possible, under the right circumstances.
Q: One of Tuon's Conflicts, is will she 'protect' the Tinkers from harm and keep her word? Or is Tuon, loyal to the a'dam?
A: Tuon is loyal, so far, to the a'dam. In her mind, leashing tinkers who could channel would be 'protecting' them. Now, how that might change based on interactions with Aes Sedai--and the true secret of sul'dam--is still uncertain.

Спойлер
В: Возможно ли заставить кого либо (учащегося) начать направлять?
О: Почти все возможно при соответствующих обстоятельствах.
В: Один из конфликтов Туон, защитит ли она Лудильщиков от зла и сдержит ли свое слово? Или Туон лояльна к ай'даму?
О: Туон до сих пор лояльна к ай'даму. Она считает, что удерживание на привязи Лудильщиков, которые могли бы Направлять, защитило бы их. Сейчас, как это может измениться из за взаимодействия с Айз Седай - и истинный секрет сул'дам - пока неясно.
[свернуть]

Q: Is Tuon's new name, Fortuona, an intentional play on the Latin Fortuna? Many see this as a semantic trick for calling her Lady Luck, which fits being Mat's wife.
A: Good question, and I'm going to allow you to say yes, as I don't think anything of that nature was done without a purpose, but it was Jim's (Robert Jordan) choice, which Maria dug out for me when I realized I needed to create a new name for her upon ascending as Empress. (Hah! All you naysayers who bagged on Brandon for this, saying Jordan would never have chosen such a goofy name.)

Спойлер
В: Является ли новое имя Туон, Фортуона, намеренной игрой слов от латинского Фортуна? Многие видят это, как семантическую уловку для названия ее Леди Удача, которая согласилась быть женой Мэта.
О: Хороший вопрос, и я скажу да, я не думаю, что что-то подобное было сделано просто так, а это был выбор РД, который Мария откопала для меня, когда я понял, что нужно создать ей новое имя, как Императрице.
[свернуть]

Rand did not use Compulsion, or any other weaves, on Tuon at their meeting.  Tuon's refusal was mainly due to her innate sense of self.  At this point, she firmly believes that she is the most important person in the world.
Спойлер
Ранд не использовал Принуждение или любое другое плетение на Туон во время их встречи. Отказ Туон был главным образом из за ее врожденного чувства гордости. На данный момент она твердо убеждена, что является самым важным человеком в мире.
[свернуть]

Q: After Rand has channeled the True Power, he has a dark cloud around him. When he meets with Tuon after this, she manages to resist his ta'veren pull. Is this because the True Power has reduced his ta'veren mojo?
A: The reason she manages to resist is that she has a lot of willpower. Rand is just as ta'veren as ever.

Спойлер
В: После того, как Ранд направил Истинную Силу мы наблюдаем темное облако вокруг него. Когда он встречается с Туон после этого, она сопротивляется его влиянию та'верена. Это потому что Истинная Сила уменьшила его влияние, как та'верена?
О: Это все потому что у нее много силы воли. Ранд такой же та'верен, как и раньше.
[свернуть]

Q: Is the Court of Nine Moons something that moves with the Empress? In other words, wherever the Empress is holding court is that the Court of Nine Moons?
A: I think that would be subject of debate, depending on what...I think that if the Empress were to declare herself on a different continent she would expect that it would and I think there would be those that would argue with her and wouldn't expect that it would. Does that make sense? So, my answer would be that it would move with the Empress, but there are those that would disagree with me and with the Empress, may she live forever.

Спойлер
В: Перемещается ли Двор Девяти Лун вместе с Императрицей? Иными словами, двор Императрицы - это Двор Девяти Лун?
О: Я думаю, это было бы предметом обсуждений, в зависимости от... Я думаю, что если Императрица объявила бы себя на другом континенте, то она ожидала бы, что это будет так [двор Императрицы - это Двор Девяти Лун - Симмах], а еще я думаю, что были бы и те, кто оспорил это и считал иначе [двор Императрицы - это не Двор Девяти Лун - Симмах]. Бессмыслица? В общем, мой ответ такой: он там же, где и Императрица, но есть те, кто не согласятся со мной и Императрицей, да живет она вечно!
[свернуть]

Tuon is stating a misbelief [that damane can tell fortunes], really, a Seanchan urban folk tale, if you will.  The Seanchan no longer know about Foretelling — though they are beginning to hear reports – but they have memories of the knowledge, you might say.  There memories have gotten twisted into the widespread belief that any damane  can tell your fortune.  This belief is strengthened by the fact that some damane actually can Foretell, and more of them than on "this" side of the Aryth Ocean, a facet of sul'dam remaining in the breeding pool with the result that there are a higher percentage of women who potentially could channel among the Seanchan than on the Eastern side of the ocean.  And also a higher percentage of many Talents.
Спойлер
Туон сказала действительно ересь [речь про гадание дамани], городская народная сказка Шончан, если угодно. Шончан давно уже не знают о Предсказании - хотя продолжают слушать доклады - но они помнят о знаниях, можно сказать. Эти воспоминания переросли в широко распространенное убеждение, что любая дамани может рассказать тебе о твоей судьбе. Эта уверенность подкрепляется тем фактом, что некоторые дамани на самом деле могут Предсказывать, и способных на это больше, чем на "этой" стороне океана Арит; это одно из преимуществ того, что сул'дам участвуют в продолжении рода, и в результате среди Шончан рождается с даром больше людей, чем с восточной стороны океана Арит. А также чаще встречаются разные Таланты.
[свернуть]

For those of you who think the razor that Mat gave to Tuon is a zebra, it isn't.  I was thinking of a horse I once saw a picture of, an American paint, which in memory seemed to fit my description (white meeting black along dead-straight lines) very closely.  In fact, the memory fit so well that I decided not to check whether the actual horse looked the way I recalled it.  The recollection made a terrific image.
Спойлер
Для тех из вас, кто думает, что бритва, которую Мэт дал Туон является зеброй, это не так. Я думал о лошади, однажды я увидел картину с ней, американского художника, которая, казалось, запомнилась как очень подходящая к моему описанию (белый чередуется черным вдоль идеально прямых линий). В самом деле, воспоминания в памяти подходят так хорошо к описанию, что я решил не проверять выглядит ли лошадь так, как запомнил я. Воспоминание дало потрясающий образ.
[свернуть]

...Oh, finishing A Memory of Light, of course, and getting started on Mat and Tuon, and some others, five to ten years after the Last Battle [plan for outrigger novel].
Спойлер
О, окончив ПС, конечно, я попробую начать про Мэта и Туон и некоторых других, через от пяти до десяти лет после Последней Битвы. [план об еще одном романе]
[свернуть]

Q: How many crescent moons are on Mat's funky new ring?
RJ: You guess.

Спойлер
В: Сколько полумесяцев изображено на новом кольце Мэта?
О: А вы догадайтесь.
[свернуть]

Q: I have heard rumors that you confirmed the identity of the Daughter of the Nine Moons as Tuon, the Seanchan Empress's second daughter. Is this true or just a rumor?
RJ: A rumor. I very seldom confirm my very own existence.

Спойлер
В: Я слышал слухи, что вы подтвердили идентичность Дочери Девяти Лун и Туон, второй дочери Императрицы Шончан. Это правда или только слухи?
О: Слух. Я очень редко подтверждаю свое собственное существование.
[свернуть]

Q:
What are the major points of evidence about the identity of the Daughter of the Nine Moons? Will see have a role in the next book?
RJ: It's possible. And I'm not going to give anybody any clues or hints -- you guys ought to know me better than that by now!
Q: Hi, Mr. Jordan. I'm rereading the Wheel of Time series over, so I can work myself up for The Path of Daggers. My question: Who is the Daughter of the Nine Moons?
A: Oh... Oh... Oh! Does the phrase RAFO seem familiar to you at all? Take heart, all will be revealed eventually! Pay no attention to the man behind the curtain!

Спойлер
В: Какие основные моменты доказательства личности Дочери Девяти Лун. Увидим ли мы ее роль в следующей книге?
О: Возможно. И я никому не дам любые намеки или подсказки - вы, ребята, к этому времени, должны бы знать меня лучше.
В: Кто такая Дочь Девяти Лун?
О: О..о...о! Кажется, фраза RAFO вам не знакома? Не пугайтесь, в конечном итоге все это будет показано. Не обращайте внимание на человека за занавеской.
[свернуть]

Перевод
[свернуть]

Виктор

Может не очень в тему, но несколько, показавшимися любопытными, ответов(Перевод несколько корявый, поэтому заранее благодарен желающим привести в читабельный вид или поправившим смысл):
ЦитироватьHe confirmed that the Crystal Throne is a ter'angreal (as the Big Book of Bad Art says), but that it does not require channelling.
Хрустальный Трон - терангриал, не требующий применения ЕС.
ЦитироватьYes. But they won't use the same weaves the women use, so they will have to figure out how to do it themselves unless they can get it from one of the male Forsaken, if he happens to know it. It is an oddity that Moghedien even knew how to do this -  it's just her fascination with things that are valuable.
Тут только общий смысл - мужчины, если не получат сведений об этом от одного из Отрекшихся, знакомого с его изготовлением, могут создать квендийяр только опытным путем. Знание техпологиии изготовления квендийяра Могидин - счастливая случайность.

О сулдам и айдаме:
ЦитироватьRJ:The a'dam can only hold sul'dam who have been sul'dam for a long time and so wearing the bracelet for a long time. Four months for example isn't enough. He said the circle helped them get to the point that's described in the book, as being on the brink of being able to channel, one foot stepped over or something.
Айдам может удерживать только тех сулдам, которые носили браслет в течении долгого времени. Четыре месяца, например, будет недостаточно. (Далее - только смысл) Это похоже на состояние вступающего в Круг - он в шаге от Источника и способности направлять.

О мощи Отрекшихся:
ЦитироватьRJ:RAFO. I don't go into that kind of thing. I know where they are. I also know they are highly unreliable. None of them is going to admit that anyone is that much stronger than they are, even when you are inside their heads. Don't take everything they say as the absolute truth or unbiased observation.
Читайте и узнаете. Их свидетельства(относительно силы друг друга) очень ненадежны. Ни один из них не признает, даже в мыслях, что кто-то другой намного сильнее его. Не стоит принимать их слова за абсолютную истину или объективное мнение.
ЦитироватьQ: "Was the Aes Sedai who initiated the Pact of Rhuidean from the Age of Legends?".
RJ: "No. No, she was not from the Age of Legends.
АС, которых Ранд видел в Руидине, - не АС Эпохи Легенд.

arcanis

Том Меррилин

Q: Will we ever find out why there were blue flashes when Thom fought the Myrddraal at Whitebridge while Rand and Mat fled?
A: I believe Robert Jordan said something along the lines of "Thom's knives are special.

Спойлер
В: Узнаем ли мы когда нибудь, почему были голубые вспышки, когда Том бился с Мурддраалом в Беломостье, пока Ранд и Мэт бежали?
О: Я считаю, что РД говорил по аналогии с "ножи Тома особенные".
[свернуть]

Q: One unsolved mystery=is Thom Elayne's real father?
A: I'm pretty sure Robert Jordan said that Thom was not her father. I wondered that myself for years.

Спойлер
В: Одна из неразрешимых загадок - является ли Том настоящим отцом Илейн?
О: Я уверен, что РД говорил, что Том не является ее настоящим отцом. Я размышлял об этом сам в течении нескольких лет.
[свернуть]

Q: Why was there a flash of blue when Thom fought the Myrddraal in The Eye of the World?
Maria: To quote Robert Jordan himself: RAFO.

Спойлер
В: Почему, когда Том дрался с Мурддраалом в ОМ, возникла голубая вспышка?
О: Цитируя РД: RAFO.
[свернуть]

Q: Will Moiraine be rescued in the next book?
A: You're assuming that Moiraine will be rescued.
Q: Will Moiraine's rescue attempt be in the next book?
A: You're assuming that Thom and Mat will attempt to rescue Moiraine. (I'll tell you, he's as bad as an Aes Sedai.)
Q: What will be the focus of the next book?
A: This book really needed to focus on Egwene and Rand, and get their stories moving. There was also a nice contrast between their arcs in this book, with Egwene's going upwards and Rand's downward. The next book will be much broader in scope – we need to see what's going on with a lot of different parts of the story. There will be a lot more Mat and Perrin than in this one. I suppose you could say that if there was going to be a rescue attempt, the logic place to put it would be in a book with a lot of Mat.

Спойлер
В: Будет ли Морейн спасена в следующей книге?
О: Вы предполагаете, что Морейн будет спасена.
В: Будет ли попытка спасти Морейн в следующей книге?
О: Вы предполагаете, что Мэт и Том попытаются спасти Морейн.
В: Что будет центром следующей книги?
О: Эта книга действительно должна была сфокусироваться на Эгвейн и Ранде и показать развитие их линий. В этой книге существует большой контраст в их линиях, когда Эгвейн движется вверх, в то время как Ранд движется вниз. Следующая книга будет масштабней – мы должны видеть, как развивается много других частей историй. Будет намного больше про Мэта и Прерина, чем здесь. Я полагаю, что если бы была попытка спасти Морейн, то логично было бы, если бы она была в той книге, где много Мэта.
[свернуть]

I started asking him about the two conflicting chats. The question was already sent to him, but he declined to answer it for the Q&A session. I was wondering about why he would do it, but as you might guess when reading his answer, it's because its a RAFO question.

Both answers on the chat are RIGHT!!!! He knows exactly how Thom managed to escape with only a limp and how he managed to survive that. But he might use it in the next book and doesn't want to give away anything. So we have to do it with the knowledge that both answers, although seemingly conflicting are both CORRECT.

Спойлер
Я начала спрашивать его о двух противоречивых чатах [речь идет о голубых вспышках, которые наблюдал в Беломостье Ранд, когда столкнулись клинки Мурддраала и Тома]. Вопрос уже попал к нему, но он отказался ответить на него на встрече. Мне было интересно почему он это делает, но вы могли бы догадаться, так как его ответ на вопрос - RAFO.
Оба ответа в чате ПРАВИЛЬНЫ!!! Он знает, как Тому удалось выйти из битвы только хромым и как ему удалось выжить. Но он мог бы использовать это в следующей книге, поэтому не хочет раскрывать. Так что, мы должны принять, что оба ответы на эти вопросы были правильными, насколько противоречивыми они бы не казались.
[свернуть]

Q: Why was there a blue light flashing when Thom met the Fade in Whitebridge?
RJ: Because Thom's best knives are very special indeed.

Спойлер
В: Почему возникли голубые вспышки, когда Том встретился с Мурддраалом в Беломостье?
О: Потому что лучшие ножи Тома в действительности очень уникальны.
[свернуть]

Q: You've said before that the blue flashes during the fight with the Myrddraal in Whitebridge were not from Thom's daggers. What were they from?

Comment: Wow... I agreed with Ruriha that I really thought we should get an answer to this. Jordan went on to explain that there are three types of ideas that are floating around in his head about the series. Things that he must include, because they are the major turning points for a character, story line, etc; Things he wants to include, because he things they give a little more in depth knowledge about a character, etc; and Things that would be nice to include. Unfortunately he says that the explanation regarding Thom's daggers falls into the last category. But, on the chance that he will get to include it, he doesn't want to give away anything. So hopefully, this means that at some point, we will revisit Whitebridge and find out some more about it, as well as what the flashes were from.

Спойлер
В: Вы сказали, что голубые вспышки, образующиеся во время битвы с Мурддраалом в Беломостье, не от кинжала Тома. Из-за чего они образовывались?
Комментарий: Я думаю, мы действительно должны были получить ответ на этот вопрос. РД продолжал объяснять, что существует три типа идей, которые блуждают в его голове по поводу серии. Это те идеи, которые он должен включить в серию, потому что они являются основными точками поворота сюжета и изменения характера персонажа и т.д.; вторые - это те, которые он хочет включить, потому что они раскрывают персонаж чуть больше и т.д.; третьи - те, которые было бы приятно включить. К сожалению, он сказал, что разъяснения по поводу кинжалов Тома относятся к третьей категории. Но он не говорит ничего по поводу того, будет ли это включено или нет. Хотелось бы надеяться, что в определенный момент мы вернемся к Беломостью и найдем что-нибудь об этом, так же хорошо, как и об образующихся вспышках.
[свернуть]

Q: Do Myrddraal blades flash blue lightning regardless of the blades they strike? Or does it require a power wrought blade? If so, why do the two Fades fighting in the Stone make the flashes?
RJ: Myrddraal blades produce the blue lightning only when they strike their own kind of blade or a blade wrought with the One Power, not simple steel.
Q: If a Fade's blade will not produce lightning except against other Thakan'dar wrought blades, and power-wrought blades, why do Thom's daggers produce it when he attacks the Fade at Whitebridge?
RJ: Thom's daggers did not produce the effect. It was produced before Thom reached the Fade.

Спойлер
В: Клинки Мурддраалов вспыхивают голубым светом не в зависимости от того, с какими клинками они сталкиваются? Или с клинками выкованными с помощью Единой Силы? Если это так, то почему от двух дерущихся Мурддраалов в Твердыне образовывались вспышки?
О: Клинки Мурддраалов образуют голубые вспышки только от удара о клинки такого же типа или о сделанные с помощью Единой Силы, а не из простой стали.
В: Если клинки Мурддраала не будут производить вспышки кроме как при ударе о клинки Такан'дара или клинки сделанные с помощью Единой Силы, то почему при ударе о кинжалы Тома, когда тот атаковал Исчезающего в Беломостье, образовывались вспышки?
О: Кинжалы Тома не дают такого эффекта. Они возникли до того, как Том достиг Исчезающего.
[свернуть]

Q: Is Thom Elayne's and Gawyn's real father?
RJ: No. Absolutely no. No question about it. No. No. No. Thom is exactly who he says he is.

Спойлер
В: Является ли Том настоящим отцом Илейн и Гавина?
О: Нет. Однозначно нет. В этом нет никаких сомнений. Нет. Нет. Нет. Том является именно тем, за кого он себя выдает.
[свернуть]

Q: When Fades use their swords, we often see blue flashes when the Fade blade hits another weapon. Is this an interaction between the Fade blade and a specific sort of weapon (such as other Fade blades, or Aes Sedai-forged swords), or an interaction between the Fade blade and any iron, or is it just a special effect with no special basis?
RJ: The reaction is specific. The Fade's sword striking Power-wrought metal.

Спойлер
В: Когда Исчезающие используют их мечи, мы часто видим голубые вспышки, когда клинок Исчезающего сталкивается с другим оружием. Это взаимодействие между клинком Исчезающего и особым типом оружия (таких как другой клинок Исчезающего, или мечи, сделанные Айз Седай), или взаимодействие между клинком Исчезающего и любым железным изделием, или это особый эффект, не имеющий специфичной основы?
О: Эта реакция специфична. Когда клинок Исчезающего ударяет по металлу, сделанному с помощью Единой Силы.
[свернуть]

Q: Can Thom channel?
RJ: Absolutely not. I never intended anyone to think he could.

[Jordan also strongly implied that Thom was not Elayne's father. Oh, well, so much for all our beautiful net theories based on those two facts.]

Спойлер
В: Может ли Том направлять?
О: Конечно нет. Я никогда не стремился к тому, чтобы кто-то подумал что он мог бы.
[РД также четко сказал, что Том не является отцом Илейн. Ну вот и плакали все наши красивые интернет-теории, построенные на этих двух фактах.]
[свернуть]

I brought up the hereditary point (i.e. Owyn) but he said just because your parents have a particular gene doesn't mean you'll receive that particular gene. Also he made a point that Owyn was Thom's nephew so therefore not necessarily very similar gene-wise. When I pressed him again on it, he said (I'm quoting) 'There is no way in hell Thom can channel.' All he offered for explanations is that Thom is a 'mysterious man.'
Спойлер
Я перешел на разговор о наследственности (то есть об Овайне), но он сказал только, что если ваши родители имеют особый ген, не означает, что вы получите этот особый ген. Также он заметил, что Овайн приходится Тому племянником, а значит не обязательно, что их гены будут очень похожи. Когда я прижал его снова, он сказал (я цитирую): "Ни коим чертовым образом Том не может направлять". Все, что он предложил для объяснения, это то, что Том "таинственный человек".
[свернуть]

Перевод
[свернуть]