Яндекс.Метрика Риторика. Как лучше изучать?

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Новости:

Если у вас не получается зайти на форум или восстановить свой пароль, пишите на team@wheeloftime.ru

Риторика. Как лучше изучать?

Автор На-На, 11 марта 2016, 11:26

« назад - далее »

На-На

Нужен совет сведущего человека, любого, кто имеет соотвтствующий опыт.
Балбесу 9 лет. Учительница велела научиться грамотно излагать свои мысли, пересказывать, рассказывать, дабы избавиться от словесного поноса!
Учебник по риторике для 1-3 классов есть, предмета в школьной программе нет. Нужно не только изучить текущие темы, но и всё за два предыдущих года.
Хочется дать ребёнку не только "голую науку". Научить общаться, дискутировать без аргументации кулаками. Сделать 10-ти минутные ежедневные занятия обалденно интересными, без скуки и нотаций. Человечек способен на вполне взрослые суждения и восприятие.
Вопрос в том, что главное? Умение точно выражать свои мысли, быть правильно понятым и интересным собеседником или чёткость произношения, построение фраз, интонации?
Курс риторики в младших классах школы - это обучение культуре общения. Как поблагодарить, вежливо отказать, выслушать собеседника не прерывая, подумать о последствиях сказанного, просто быть вежливым, тактичным...

В общем: что делать и с чего начать?  :)

PS: У меня из педагогического образования - квалификация воспитатель детского сада (всего-навсего). Занятия не соответствуют возрастной группе - шалим, дурачимся, серьёзности никакой! :D
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...

Эльф Лориеновский

Ребенку легче брать примеры из жизни (что обычно они и делают). Можно начать с создания среды. Дикторы с советского радио и ТВ в этом отношении оказывали неоценимую услугу. Прежний Гостелерадиофонд при этом со сих пор доступен и оцифрован - можно сделать аудио подборку из классики, сказок, рассказов от профессиональных дикторов, записать на диски коллекцию. Приобрести ребенку CD-проигрыватель как подарок.
Больше детской литературы - пусть читает вслух бабушке, маме. Рассказывает интересное. Не важно, как - главное, втянуться в процесс. Можно попросить его самого записывать для родных то, чего нет в оцифровке. Позже - придумывать истории самостоятельно.  

Речевые приемы и серьезные вещи как раз и нужно вводить через игру. Как мне кажется, основная проблема в том, чтобы ребенок НЕ догадался, что все эти попытки направлены на его обучение "риторике". Никакой "риторики" дома, никаких "специальных" упражнений. Только чтение для удовольствия, логические игры, шутки, рассказы у домашнего очага.
Разрушены серебряные башни Авалона...
...Немного спустя вдалеке послышался топот маленьких ног. Алиса торопливо вытерла глаза и стала ждать.

На-На

#2
Цитата: Эльф Лориеновский от 11 марта 2016, 17:58Никакой "риторики" дома, никаких "специальных" упражнений. Только чтение для удовольствия, логические игры, шутки, рассказы у домашнего очага.

Спасибо. Начну с того, что вместо учебника будут песенки, мультики, а задания и контрольные вопросы учебника между ними.
Пока не получается: звук "С" не слышно, дыхание не поставлено, мнээ... кота Василия Сругацких проскальзывает довольно часто...

Что дают логические игры?
У меня самой пробел в знаниях о месте логики в искусстве общения.

Даже не предполагая, что будет подобная проблема, мы летом посмотрели "Мою прекрасную леди",  почитали отрывки из "Пигмалиона", обсудили. Целью было заинтересовать в грамотном произношении английских фраз. Пригодилось и для русского...
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...

На-На

#3
Попробую писать коротенькие отчёты, что получается из нашей затеи.

Прежде всего возник вопрос: зачем нам оно надо? Читать чётко ребёнок научился, пересказывать - тоже.

Но! В ходе занятий и освоения программы за два предыдущих класса чётко высветились плюсы от знания предмета:
1) ребёнок вполне осознанно стал участвовать в учебном процессе, так как понял, зачем нужно не отвлекаться и быть внимательным к собеседнику,
2) понял, насколько неприятно самому, когда тебя не выслушали или прервали,
3) понял, что главное в сказанном, заложенный в фразу смысл. Кроме того смысл этот нужно подать так, чтобы быть верно, правильно понятым. Сказать так, чтобы "ушлый" противник в споре не переврал твои же слова.
4) понял, что кулак не аргумент, но, иногда, кроме кулаков, аргументов и не остаётся.  :D
5) понял, что словом можно и воодушевить и крупно обидеть...
6) в методике огромное место отводится обучению вежливости, этике поведения в социуме.

Продолжаем заниматься.
В 10 минут не укладываемся, но стремимся к этому.
Постановку дыхания и чёткость произношения оставили преподавателю пения после вот этой песенки:
"Игра" В.Шаинский

Артикуляцией занимаемся, готовя домашку по английскому: осваиваем разницу в произношении английских и русских звуков.
Развиваем память, выполняя задания по литературе, заучивая таблицу умножения и правила... Учим стихи и английские слова.
Интонирование речи тоже прекрасно укладывется в пересказы и стихи и на русском и на английском и в песенках.
Вот скороговорками приходится заниматься отдельно! :) На них оттачиваются вполне взрослые приёмы произношения: темп речи, акцент на согласные или гласные звуки, напевность речи, шепот, изменение смысла простым ударением на том или ином слове.
Пока ребёнку интересно.
:)

наши аргументы для занятий:
[свернуть]
;)
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...