Цитадель Детей Света. Возрождённая

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Новости:

Мы переехали! Постарался перетащить всех пользователей и темы-сообщения

Наши отзывы о AMoL. БЕЗ ОБСУЖДЕНИЙ.

Автор Шарин Налхара, Март 25, 2013, 01:18

« назад - далее »

Шарин Налхара

Многие жаловались, что за потоком обсуждений не видно впечатлений о самой книге и её событиях.
Давайте же каждый из уже прочитавших книгу внесет свою маленькую лепту в общее настроение, без грызни и топтаний по трупам и старым дрязгам. :)
Здесь вы можете оставлять свои отзывы и впечатления. ТОЛЬКО отзывы и впечатления, без споров и обсуждений. Для обсуждений есть специальная тема, и тех, кто будет нарушать правила этой теме, я буду банить на неделю после третьего предупреждения. Все обсуждения в этой теме будут удаляться.
А написавшие подробные и непредвзятые отзывы получат от меня плюсики и благодарность :)
Шарин Налхара
Мать Матчасти
Леди Косы и Сковородки
Богиня, вампир, гном, охотник, принц Хаоса, пират, бабуля и Мистер Пушистиус.
Щасвирнус
Колдунья из Кварта
Янеубивашка (с)

Шарин Налхара

#1
Цитата: lionel от Фев. 10, 2013, 12:46  Начну с пожалуй с финальной фразы, авторство которой по моему разумению принадлежит Джордану, даже если ее написал и Сандерсон: «But it was an ending (Но это было окончание)».  Потому, что прямо перед ней стояли до боли знакомые, хотя и чуточку видоизмененные,  слова: «There are no endings, and never will be endings, to the turning of the Wheel of Time».В общем, мы все же получили праздник со слезами на глазах. Наконец-то вышла в свет последняя книга Великой Саги. Вышла благодаря любви миллионов фанатов и благодаря беззаветной преданности родных и близких Роберта Джордана. Благодаря таланту и трудолюбию Сандерсона. Короче говоря, благодаря много чему, но лично я никогда не мог отрешиться от того факта, что она  вышла вопреки всем трагическим обстоятельствам, о которым фанатам «Колеса Времени» нет нужды напоминать. Скажу прямо, предыдущие две книги цикла вызывали во мне двоякие чувства. Умом понимал, что они написаны лучше, чем я смел надеяться. Но все равно надеялся, что они будут лучше. Каждый не оправдавший повышенных ожиданий эпизод неизменно будил непрошенную мысль: «А вот если бы ее писал САМ Мастер, тогда…»Поначалу и в «Памяти Света» продолжилась та же история. «Ах, не верю я, что обновленный Дракон мог бросить на произвол судьбы своих людей в Черной Башне!» Или: «Ну не могли айильские клановые вожди не высылать разведчиков, даже если их  командующий был под колпаком у Мюллера…»Но чем дальше в лес (в прямом и переносном смысле) и ущелье (Тарвиново) забиралось повествование, тем реже и реже посещали меня эти глупые мысли. Драматизм и динамика батальных сцен оказывали настолько гипнотизирующее действие, что не могло быть и речи о попытках поиска ляпов и нестыковок.Кульминацией этой метаморфозы стала неистовая,  ошеломляющая, пленительно-невозможная и невообразимо-громадная обалденная тридцать седьмая глава. Зе ласт бэтл. «Последняя битва». Она чудо как хороша и поэтому нет охоты измерять ее чем-то другим, чем своими эмоциями. Но  все же никуда не деться от ощущения, что она офигенно большая. Больше девяти часов я слушал, как ее читают своими волшебными голосами Майкл Крамер и Кейт Ридинг! Если учесть, что подряд это сделать не удалось, то получается, что в своем воображении я провел в гуще боя приблизительно столько же времени, что и Мэтрим Коутон. Уверяю, если вы будете внимательно слушать аудиокнигу, почувствуете пульс Битвы вместе в Мэтом!  Со времен Колодцев Дюмай не получал такого удовольствия от чтения батальных сцен.Надеюсь, что в «Башне Генджей» мы вскоре сделаем детальный разбор всего того, что может показаться ляпом. Но найдем ли мы нестыковки или нет, это уже не сможет изменить моего влюбленного отношения к этой книге.Мой отзыв на «Память Света» прошу рассматривать как скромный знак признательности и благодарности всем причастным к созданию книги. В первую очередь Брэндону Сандерсону. За отвагу взять за этот  необычайно трудный и ответственный проект. СПАСИБО за прекрасную книгу! Спасибо за ПОСЛЕДНЮЮ БИТВУ!
Спасибо, Лионель.

И еще раз напоминаю, что все, кто будет флудить в этой теме, получат от меня только и исключительно "минусик" или "банчик".
И крайне прошу писать развернутые полноценные отзывы, а не в три слова на две строчки. Уважайте читателей Колеса Времени.
Шарин Налхара
Мать Матчасти
Леди Косы и Сковородки
Богиня, вампир, гном, охотник, принц Хаоса, пират, бабуля и Мистер Пушистиус.
Щасвирнус
Колдунья из Кварта
Янеубивашка (с)

Tweety

Могу сказать, что книга в целом действительно хороша.
Динамизм. Что есть, то есть. Прочитала книгу за два вечера, поскольку оторваться действительно было практически невозможно, при этом 37 главу пришлось читать до 4 утра, но прерваться было не вариант - как сказал БС, для героев книги перерывов в битве не было, значит их не должно было быть и для читателей. Картины битв действительно эпические, при этом дается и полная картина, и детали, взгляды на битву изнутри, со стороны ее участников (к сожалению, такой взгляд на битву изнутри дается глазами в основном главных героев. Хотелось бы больше ПоВов рядовых участников (Героизм и самопожертвование рядовых людей, которые никому особо незаметны, но без которых не бывает победы. Но, с другой стороны, я понимаю, почему таких сцен мало, книга не резиновая, как сказал БС, материала хватило бы еще на три. Я, кстати, против такого варианта бы не возражала. Три книги лучше чем одна  :)).
Интрига. Планы внутри планов, которые в свою очередь складываются в стратагемы, некоторые из которых разрабатываются специально для того, чтобы быть проваленными. Ранд дал Моридину мастер-класс по игре в ша'рах.
Очень понравились описание главных героев саги. Все очень достоверно и в рамках характеров персонажей, они в полном смысле этого слова оживают на страницах книги. Особенно понравилось то, как были изображены Мэт и Илэйн. Показалось, что несколько схематичен Перрин, кажется, что в его случае экшн превалирует над психологическими мотивами. Впрочем, с его стороны было столько психологии в предыдущих книгах, что, быть может, это только пошло книге на пользу. Хотелось бы, чтобы полнее была раскрыта Мин. По сюжету подразумевалось, что она нашла свой долг, свое призвание после победы в ТГ - помочь навести мосты между Шончан и Рандландией, но это именно что подразумевалось, раскрыто это не было. Очень понравилась сцена, как Эгвейн прорывается навстречу умирающему Гавину, в отчаянной попытке успеть его спасти. Ее пронзительное отчаяние в этой сцене почти ощутимо.
Особо хочется отметить Певару и Андрола. Они просто бесподобны. Лучшая роль второго плана для обоих, однозначно.
Очень человечен Логайн. Можно его критиковать за его внутренние колебания, но без них все бы выглядело недостоверно. Он переживает внутренний кризис и оправляется от него, находя свою цель в служении людям, отказываясь от могущества ради спасения людей. Возможно, мы наблюдаем появление еще одного истинного Слугу Всего Сущего, равного тем, что жили в ЭЛ?
Но больше всего мне понравилось окончание книги. Мягкий, незаметный юмор, мудрость и любовь к своим героям - неподражаемый стиль РД, который покорил в свое время сердца его читателей, чувствуется в каждой строчке.
Книга просто прекрасна.
Блондинка - это не цвет волос, а состояние души.

Луан

#3
С учетом того, что ждал я книгу с 1996 года, можно сказать, что ожидания закончились на высокой ноте. Не скажу, что понравилось все, но книга в целом понравилась. Конечно я ее еще буду перечитывать (наконец то прочитаю все книги цикла подряд), но вряд ли основные ощущения изменятся.
Немного по запомнившемуся. Роман держит в напряжении почти до самого конца. Есть несколько совершенно шикарных глав. Очень понравилась 6-я, где появляется Морейн. Понравились главы с Мэтом. Ну и сама битва в целом запомнилась. Остальные главы - некоторые понравились больше, некоторые меньше. И очень понравилась сцена, где Кадсуане узнает о свалившемся на нее счастье.:) А также сцена с Томом, когда мимо него проходила "Кадсуане".:) В общем то подобных моментов, доставляющих удовольствие, хватает.
Из главных героев... Мэт шикарен. Ранд - в общем то здесь он гораздо лучше раскрылся, чем в предыдущих двух книгах. Перрин - честно говоря с его суперкрутизной, имхо, немного перестарались. Эгвейн - финал в общем то закономерный. Найнив - явно не самый любимый персонаж у Сандерсона, она как то слишком сильно ушла в тень. Илейн - все же ей еще многому нужно учиться. Авиенда и Мин понравились здесь гораздо больше, они нашли свое место и раскрылись немного с неожиданной стороны (особенно Авиенда). Очень порадовали Морейн, Том (и Лан, кстати, да и Бергитте). Кроме того, здорово раскрыты некоторые роли второго плана (вроде Певары и Андрола).

Из ложки дегтя. Тупость некоторых Отрекшихся тоже немного доставляет. Все же с Демандредом Сандерсон, имхо, немного перестарался.
Ну и все же финал слишком схематичный оказался. Да, оставлен простор для додумывания, но любому фанату хочется немного посмаковать случившееся. Ну и многие ветви повествования так и повисли, не сыграв до конца. Хотя и нужно признать, что все закончилось логично, но хочется еще. Думаю, что ломка не только у меня будет. И далеко не сразу придет осознание того, что это последняя книга, больше не будет. Хотя надежда на то, что раньше или позже появится еще что-то, будет жить долго.

Как итог. Книга явилась достойным финалом любимого цикла.
Луан
Все черепа скалятся, но этот выглядел особенно счастливым.
Дж. Мартин. Танец с драконами

Законы всемирного свинства едины для всех и каждого
А. Пехов. Вьюга Теней

Родривар Тихера

Ну вот и от меня немножко.

Вот твой билет, вот твой вагон
Все в лучшем виде, одному тебе дано
В цветном раю увидеть сон
Трехвековое непрерывное кино.
                                                         В.Высоцкий

           Ну вот, «сеанс кина» закончен, осталось только послевкусие от прочтения, и теперь уже можно как то оценить – чуть отстраненно, - впечатления от последней книги саги Колесо Времени.
Для меня лично, «Память Света» пожалуй больше всего ассоциируется с песней Александра Дольского [spoiler]«Старые паруса»
Как небосвод мое сознанье
над бытием судьбы земной,
все катаклизмы мирозданья
произошли уже со мной.
И память так смела и прочна,
что быть пророчеству пора.
И жизнь, короткая, как строчка,
бессмертной кажется с утра.
Так много слез сушил мне ветер,
так много старых парусов
лежит на дне, летит по свету
под звуки юных голосов,
так мимолетны состраданья,
так много грустных стариков,
так поэтичны оправданья
измен, соблазнов и грехов,
так много злости и отравы
я через сердце пропустил,
что быть жестоким и неправым
нет ни желания ни сил,
так хороши людские лица,
когда в них свет и вера есть!
И я попробовал молиться -
молитва обратилась в песнь.
В авторском исполнении можно послушать например здесь:
http://www.bard.ru/cgi-bin/mp3.cgi?id=513.14
А не в авторском тут –
http://www.wheeloftime.ru/forum/index.php/topic,7702.msg764270.html#msg764270[/spoiler]
Прочитанное иногда выскакивает в сознании словами бардовской песни, иногда – кадрами, когда то виденного фильма. Иногда вспоминаются слова, ранее прочитанные, где то в других книгах.
      И все вместе это создает ощущение чего-то огромного, стиснутого в строках и буквах как солдаты в боевых колоннах на полях Ватерлоо или Аустерлица из фильмов Сергея Бондарчука – а иногда видится чем-то легким и воздушным, как танец  князя Андрея и Наташи Ростовой. Бесконечный калейдоскоп событий, где переливаются яркие и тусклые цветные стекляшки-судьбы, создающие причудливые и фантастичные узоры, которые кажутся невозможными жизни – до тех пор, пока не вспоминаешь иные реальные события, происходившие в нашем мире.
Наверное, должно пройти еще какое-то время, чтоб прочитанное (и к тому времени еще и перечитанное) как то более-менее организованно разложилось в сознании по полочкам. Но что нам тогда, спустя месяцы, будет во вкусе съеденного давным-давно мороженого? – попробуем все же оценить его сразу после «употребления».
Невозможно в кратком пересказе отразить все впечатления об огромной, все-таки, книге, попробую сделать это хотя бы кусками – по вырванным памятью эпизодам.
Общее впечатление: ну вот и пришел долго ожидаемый всеобщий армагездец Последний Бой – и те, кто не желал умирать сегодня стоя, но с поднятой головой, должны будут сдохнут завтра - уже поставленными победившей Тенью на колени. Эта книга про тех, кто стоя на коленях жить был не согласен. Они разные, эти люди: про кого-то мы знали давным-давно, любили их и сопереживали им – кто то, подобно метеору в небе, мелькнул в одном единственном эпизоде, чтоб тут же кануть во мрак. Это книга о людях, которые не только встретили приход Конца Света достойно, но еще и не допустили его осуществления при этом.
Книга, пользуясь словами К.Симонова, «поделила их всех на живых и мертвых» - но от этого герои не перестали быть все вместе, рядом, на ее страницах. Глянем на некоторых из них еще раз.
      Первый, несомненно, Ранд – и приведенные в начале строки Дольского больше всего прилагаются именно к нему. Да, «Память Света» можно с полным основанием назвать «книгой Ранда» - не смотря на то, что другие герои совершают на ее страницах множество великих и славных дел. О, здесь он уже не молит Создателя о том, чтоб роковая чаша была пронесена мимо его губ – тут он вполне готов к тому, чтоб было как в словах Б.Окуджавы: «И в суете тебя сняли с креста, и воскресенья не будет». Его грандиозная победа, это, прежде всего победа над самим собой, победа над «черным человеком» в собственной душе, потому, что «мы сами ставим себе ограничения, и всегда замахиваемся на большее» - после этого Темный действительно выглядит жалко, с его стремлением поиграть в песочнице Реальности и претензиями на власть над миром.
А последняя сцена книги, с уходом Ранда в странствия,  до жути похожа на заключительные кадры фильма «Щит и Меч», где Вайс-Белов как бы проваливается сквозь реальность: выходя из фронтового госпиталя конца войны, попадает прямо на дорогу в уже в глубоко послевоенное время.
               А читая про Мэта, невольно вспоминаешь старые кадры про обаятельного жулика Феликса, в исполнении блистательного Адриано Челентано, из фильма «Блеф». Вплоть до полета на самолете ракене с кучей денег Рогом Валир. Причем, настоящие герои делают такими же героями и тех, кто находится рядом с ними: спаситель населения Кеймлина Талманес, сперва казавшийся такой серой кайриэнской мышкой – это только один пример. И стеб Мэта над шончанским генералитетом, и вообще всем, положенным ему теперь «по должности» «шончанством», гармонично перекликается с тонким юмором, который мы вдруг обнаруживаем в Талманесе. А уж сцена расстрела из пушек, спрятанных в пещере, троллочьих орд так вообще напоминает сценку из старого советского фильма про Мальчиша-Кибальчиша, где пацаны раз за разом сбивали подвешенным на веревках бревном набегающих в атаке солдат Главного Буржуина.
          Вообще, если сцены с участием Мэта больше ассоциировались с бесплатным цирком, не смотря на всю их серьезность, и, временами, трагичность, то сцены с участием Перрина как то прочно навевали мне ассоциации с книгой Короткевача «Дикая Охота короля Стаха» - и такой же триумф твердой реальности над инфернальностью в конце. Перрин как бы убивает кошмар страшной легенды, а не просто воюет с силами Тени.
        А вот Эгвейн кажется наоборот, позволяет Миру Снов возобладать над явью, путая свои желания и стремления с реальностью, и не желая видеть эту самую реальность такой, какая она есть. И чем-то все ее эпизоды в книге перекликаются с фильмом «Чапаев» - только в странно-вывернутой форме. Нет, «бросившаяся на амбразуру» и превращающаяся в кристалл, Эгвейн вполне нормально ассоциируется со скачущим по дороге в никуда, за горизонт, Чапаевым – но нет той сцены, где Чапаев объясняет Петьке основы тактики и стратегии, - «вырезана»! И странно искаженно воспринимается сцена «психической атаки»: только вместо каппелевцев почему то идут Айз Седай, а у Демандреда пулемет ленту не зажует, и патроны в нужный момент не кончатся.
        В этой книге сцен с Найнив не так уж много, но ее присутствие, точно так же, как и присутствие вернувшейся из-за грани бытия Морейн, все же постоянно ощущается в тексте. Они те, кто всегда рядом с Рандом. «Мы одни и плеть им, мы одни узда им – мы всегда успеем, мы не опоздаем» - да, как в песне А.Градского, без них не началось.
  Зато много Лана, который как никогда похож на одного из героев Мэла Гибсона или Рутгера Хауэра. А еще его война ассоциируется с «Вариантом «бис» С.Анисимова, и как квинтэссенция – бой с Демандредом.
Позволю себе цитату оттуда:
[spoiler]Когда на бойца смотрит смерть и ясно, что спасения нет и быть не может, что кавалерия Буденного не спешит с боевым кличем тебе на помощь, сметая врагов, — тогда у разума может быть только три выхода. Первый — сказать себе: «Это все равно конец, нет никакого смысла, все равно убьют», и поднять руки. В сдавшихся стрелять не будут, противник наступает успешно, и пленные могут получить шанс пережить первые часы, когда ворвавшиеся в их окопы солдаты действуют еще сами по себе, не связанные правилами и надзором тыловых чистоплюев. Но до этого можно и не дожить, потому что таких людей, не раздумывая, убивают свои — те, кто выбрал другую дорогу. «Это все равно конец, все равно убьют», — говорят себе те, другие. И заканчивают: «Так сдохнем же так, чтобы они всю жизнь потом боялись». И тогда контроль берет то, что определяет жизнь человека, бессознательное, глубинное, едва покрытое налетом цивилизованности, воспитания, научного атеизма или, наоборот, церковных заповедей. Человек впадает в состояние боевого безумия, подхлестываемого химией разлагающихся азотных соединений застилающего все вокруг порохового и тротилового дыма. Превращая его в зверя, бессознательное выбирает один из всего лишь двух возможных выходов, позволяющих не выпадать из окружающей действительности до тех пор, пока избавление наконец не придет.[/spoiler]
Вообще, весь тот кусок текста (полный) из книги Анисимова можно целиком и полностью применить ко всей 37-ой главе. Последняя Битва, черт ее побери!
         И так перечислять всех героев и их деяния можно до бесконечности: Тэм и Демандред, Туон и Илэйн, Ланфир и Суан – про каждого можно написать страницы и страницы.
А еще Андрол с Певарой!
И судьба Лудильщиков так же интересна, как и судьба Логайна и Черной Башни, например. Впрочем, то как Мэт, словно таракана тапком, прихлопнул походя Фейна, ничего кроме глубокого чувства удовлетворения не вызвало.
А в общем, мы ведь с героями саги не расстаемся:  мы еще не раз перечитаем про их приключения, а потом будет и новая повесть Сандерсона – и наверняка что то еще!
А есть еще счастливчики (или несчастные – это как посмотреть) кто сагу пока еще не читал, и у которых все еще впереди.



Селин

A Memory of Light.
Мысль - это времени стрела, и память не истает.

Давненько я не брала в руки ша'рах... в смысле, не писала в БГ. Неинтересно стало - по разным причинам. Но как-то неудобно не отметиться по завершающей книге грандиозного цикла.

Книга меня не разочаровала. Разумеется, в ней есть нераскрытые линии, но в общем книга не "слила" основные моменты - а это не так-то просто, при завышенных ожиданиях из-за долгого срока. "Память Света" достойно завершает цикл "Колесо Времени", а Ранд ал'Тор, Дракон Возрожденный, достойно завершает очередной оборот Колеса.

Теперь по отдельным моментам, которые я, вероятно, не все сейчас помню.

Ранд
Отличный Ранд. Вот просто нет других слов, отличный Ранд. Он стал светлым, но не святым - и его понимаешь.

Илэйн, aka Бландинко Всея Рандляндии
Надо сказать, ее в контексте AMOL упрекнуть не в чем - девочка наконец-то (!!!) взрослеет, и очень вероятно, что большая часть ее невыносимости в предыдущих книгах была от возраста, помноженного на гипертрофированное КВшное женское самомнение. Если вы считаете себя офигеть какой правой, а реальность натягивает вам нос, можно 1) научиться и 2) не научиться. Илэйн, похоже, чему-то да научилась.
Назначение на пост главнокомандующего армиями Света человека, который разбирается в военном деле максимум как теоретик? - все вопросы к Ранду. Вероятно, он хотел туда поставить не свою женщину, а кого-то, кто априори не конкурент главным полководцам. Хотя может показаться, что пропихивание Илэйн сначала на кайриэнский трон, потом на пост супергенерала, довольно странно... но накануне конца света можно принимать странные решения. Другой вопрос, что от нее (+ КВшное женское самомнение) могло в самый неподходящий момент полезть дилетантство. Сандерсон по этому пункту пытался оправдать Илэйн - сказав, что она хороший организатор и другого от нее не надо - но все же имхо решение очень рискованное.

Эгвейн
Вот честно скажу - она мне до лампочки, всю дорогу от ОМ до ПС была до лампочки. Сцены с ней не вызвали почти никакого эмоционального отклика. Кроме внезапного изобретения АнтиПогибельного Огня, который показался аццким роялем в кустах. Она просто должна была быть та'верен, иначе все это необъяснимо и неестественно.

Гавин
Должен был надеть Кольцо, других вариантов не было.

Туон
Вольность Сандерсона, что она слишком много прощает Мэту и Мин? Наплевательство на главную шончанскую фишку - беспрекословное уважение к статусности - должна была очень больно караться. Показалось странным.

Ланфир
Думаю, она тоже была разыграна максимально хорошо - я ожидала банального слива а-ля "Моридин сказал ей дурить во снах Ранду голову", а она пошла до конца, как и должна была. И, в общем, она обязана была проиграть по законам жанра. Книги ни в коем случае не есть жизнь, и книги, слава Создателю, не фанфики...

Бергитте
МЕЛЛАР: А? Шо?
БЕРГИТТЕ: Превед, медвед! Сюрпрааайз!
(надо опять стебное краткое содержание сочинить, что ли  :2funny:)
Ну, что... ей тоже некуда было больше деваться.

Олвер и Рог
Понравилось - как неизбежный момент, который я тем не менее не предвидела. Ведь этот мальчик - и вправду герой...

Андрол и Певара
Читала всю эту историю с обращением Ашаманов (а до этого я как возможный вариант допускала, что нехорошка Шириам все наврала про 13+13), и честно говоря меня раздражали куски, вставленные между историей Андрола =))) Мне было ОЧЕНЬ интересно, удастся ли Ашаманам сопротивляться тому, что их раздавливают, изнутри. Андрол мне с самого начала был симпатичен (кстати, в ответах Сандерсона упоминалось, что это выдуманный им персонаж, который был ему нужен, чтобы лучше описать Черную Башню). Да и Певара не подкачала в тандеме с ним. =))

Остальные
Лан очень Лан. Перрин очень Перрин. Логайн - хороший Логайн. Изамолюку пытались придать черточки человечности - это скорее удалось. Руарка очень жаль. Интересные главы с Авиендой. Фэйли как Фэйли, в версии Сандерсона она повзрослела и больше не та квинтэссенция идиотского женского КВшного самомнения, которое ярче всего проявляется в малолетках.
А Мэт хорошо прикололся над армией Тени с людьми из Хиндерстапа :D

Сюжетные моменты
Очень понравились трещинки на ткани реальности, само противостояние Ранда с ВПТ. В целом понравился распадающийся ТАР.
По использованию Врат в смертоубийственных целях: а с этим примерно как со здравыми мыслями по обмену опытом между направляющими, которые вдруг пришли кому-то в "Башнях Полуночи". Почему до такой очевидной вещи не додумались раньше? Не в жерло вулкана, так в океан? Врата = дырка над полем боя хотя бы опасны...

Концовка
Понравилось. Очень чувствовалось, что Джордановское. Начало новой Эпохи - иссякли дни на земле, и века начинаются снова... Ранд свободен от путаницы отношений и от долга (а мне упорно кажется, что в отношениях "3 к 1" он частично всего лишь позволяет себя любить, и уж во многом передает ответственность за отношения в руки женщин, а то, что пытались выстроить они, всего лишь существует параллельно с их жизнью - королевы/ХМ/новой карьеры Мин, которая протекает совершенно отдельно от Ранда, а на последнюю смотрят довольно-таки второпланово. Словом, выпирающая идентичность женщин КВ как бы оставляет совсем мало места любимому мужчине, увы). Я рада за Ранда - это действительно счастливый конец.
Правильный.
...И каждый пошел своею дорогой, а поезд пошел своей.

Kashej

   Даже не буду пытаться перещеголять в красноречии Родривара Тихеру и Селин: куда уж скромному инженеру?

  Моё знакомство со вселенной Колеса Времени состоялось ровно два года назад. Мир захватил сразу, без остатка. Забыв об сессии, личной жизни, друзьях я погрузился в удивительный мир, где правят бал хитроумные Айз Седай, многотысячные армии сходятся на полях брани, Мировое Зло (представленное отрекшимися) на удивлении человечно и по большей части даже понимаемо... Только проглотив залпом 13 книг я узнал, что Роберт Джордан скончался в далёком 2007. Именно этот взгляд "новичка", не знавшего о смене авторства Грядущей Бури и Башен Полуночи позволил мне, постфактум, непредвзято оценить Сандерсона - не испортил, оказался практически неотличим от Мастера. Поэтому ожидание Памяти Света, для меня лично затянувшееся на полтора года, не было исполнено мрачных опасений за судьбу Цикла.

  Теперь, собственно о последней книге: порадовала. Несмотря на жалобы многих на незаконченность достаточного количества сюжетных линий, мы можем вспомнить слова автора, что так и должно быть. Нас предупреждали ещё до выхода Памяти Света: останутся дыры, будет простор для фантазии и споров на форумах.

  Последняя Битва грянула. Не то чтобы неожиданно, но в душе каждый надеялся оттянуть этот миг ещё хоть на немного. Многочисленные взлёты и падения героев, феерия чувств и действа, всё слилось в единый эмоциональный клубок. Несколько раздражало, что только слившегося с описываемым героем читателя автор берёт за шкирку (словно от саидин отрезал!) и переносит на другой конец мира: наблюдать уже за иным Великим. Великих в книге было предостаточно:

  прежде всего хотелось бы отметить Талманеса,пусть ему посвящено не так уж и много страниц, но атмосфера, создаваемая этим человеком вполне может соперничать с той, что творит вокруг себя Андрол (эпичные моменты открытия врат, извергающих лаву, и стрельбы из пещер стоят друг друга!). Да, Талманес Сандерсона несколько отличается от Джордановского, но эти отличия вполне могут быть результатом роста Человека (с большой буквы), кто сказал что меняются со временем только та'верены?
  Андрол, упомянутый выше, пожалуй, заслуживает звания главного открытия книги. Несмотря на то, что персонаж этот от начала и до конца придуман Сандерсоном, белой вороной в стаде не выглядит и органично вписывается в разношерстную компанию героев "полуторного" плана. Да, ко второму плану отнести его нельзя: слишком качественный образ, слишком обидным будет это звание. Ну а до первого плана-таки не дотягивает (мнение субъективно).
  Том остаётся верен себе. Старого менестреля очень мало, разочаровало
  Ноэл, старина, был рад увидеть!)
  Мэт. Всё что можно сказать о Мэтриме Коутоне не уместится даже на целой странице топика! Гордость за юного прохвоста переполняла неоднократно. Мэт потрясающе, нет просто ошеломляюще харизматичен! Лучшей краткой характеристикой станет цитата: "Дело было в герое, который готов был до последнего своего вздоха доказывать, что он кто угодно, но только не герой."
  Перрин динамичен. Нет, на самом деле, за Перрином стало интересно следить.
  Агельмар Джагад, Родел Итуралде, Гарет Брин, Даврам Башир. Люди, которым чуть-чуть не повезло. Они были слишком известны. Несмотря на принуждение самой Грендаль остались верны долгу до самого конца. Низкий поклон.
  Бергитте: месть это блюдо, которое должно подаваться холодным.
  Суан Санчей - последняя Великая Амерлин ушла, не вняв пророчеству Мин. Она не была даже удостоена сценой последнего мига жизни. Помним, любим, скорбим.
  Ранд ал'Тор. Про Ранда писать сложно. Он меняется от книге к книге, и тут Дракон Возрождённый уже не тот, каким мы могли видеть в Башнях Полуночи. Дракон упрям, решителен, готов к действию и в то же время, как это ни парадоксально звучит: растерян, сомневается. В отличие от всего остального мира Ранд осознаёт, что не всемогущ, но всё же: "Смерть легче пёрышка, долг - тяжелее горы", Дракон отправляется окропить стены Шайол Гул собственной кровью.

Безусловно, в Памяти Света присутствовали и разочарования
  главным из которых стал Демандред. Великому отрекшемуся, лишь на волосок отстававшему от Льюса Терина Теламона не хватило вовсе не умения или силы... Ему не хватило места в книге. Сандерсон должен был очень быстро раскрыть и убить Демандреда, так как "книга не резиновая, материала хватило бы ещё на три". В итоге мы имеем то, что имеем: в результате трёх рукопашных (!!!) схваток главная загадка цикла (разумеется, после "а кто убил Асмодиана?") лишается головы. Браво, лорд Мандрагоран, браво.
  Могидин, попытавшаяся было перехватить бразды по праву может считаться вторым разочарованием, а также гордиться званием самой никчемной отрекшейся после Разлома мира.
  Третьим и, пожалуй, последним "Великим" разочарованием стал "слив" Падана Фейна. Интрига, развивавшаяся вокруг этого уникального (со слов Мастера) явления нынешней Третьей Эпохи, была походя развеяна Мэтом. Корень проблемы, как мне кажется, лежит в той же сфере, что и у Демандреда.

  Что сказать в итоге? Нет ни начала, ни конца у оборотов Колеса Времени, быть может, при следующем рождении уже мы с вами будем воочию наблюдать как парит Дракон на ветрах времени.

Shurik

Ну что можно сказать, цикл завершен, слава Богу, книга порадовала и натолкнула на разного рода размышления, в том числе и философские, что меня радует больше всего. А теперь обо всем по порядку.

Читая книгу создавалось впечатление, что это не отдельная книга, а логичное продолжение двух предидущих, о чем, вобщем то, автор и говорил. Мотор и камера прозвучале в первых двух частях, в третьей был екшн, и сюжетные повороты которых никто не мог предугадать. Еще одно несомненное достоинство книги.

Главные герои, о да, и главные и второстепенные герои порадовали.

Ранд. О Ранде многое умалчивалось в первой и второй частях, дабы не испортить третью и это по истине порадовало. Душею вернув себе молодость он, однако же, повзрослел умом и значительно помудрел. Вынос старого друга и врага из узилища отложилось в памяти, как замедленный повтор, ну и конечно мчащийся во весь опор к отдыху и радость от соприосновения с живой природой, это образы мастеров.

Перрин. Болел за этого парня всей душей, его метания и борьба с противником, превосходящим в силе и исскустве это нечто. Финальный аккорд, это его борьба с Ланфир, борьба, в последние мгновения осознанная, из этого эпизода можно сотворить по истине шедевральный образ в кино. Ну и конечно его отчаянные поиски любимой половины. Единственное но, как то уж очень он форсированно смог стать на столько могучим. После долгих тренировок обычно прорыв происходит скачком, но не на столько. Видимо Сандерсону надо было взяться за книгу в томе девятом или эдак в десятом (шутка конечно).

Мэт.Этот парниша меня порадовал и читая его повы я по истине наслаждался чтением. Смесь дурашества и при этом непоколебимые нравственные установки (хотя и весьма не высокого уровня, но все же). Очень отложилась в голове его беседа с бывшей Айз Седай и встреча с Перрином, что-то непосредственное, лукавое и веселящее, как солнечный луч проникающий неожиданно свозь толщу грозовых облаков. По истине подкупает непосредственность этого плута. Впрочем, не остается без внимания и его глуповатость и несерьезность в жизни, что делает его героем по неволе, так бы был себе плутом плутоватым и все тут!

Суан Санчей. Когда погибала эта дивная барышня сердце наполнилось печалью, не то, что бы я почувствовал обман, нет, но мастер перехетрил, думаю, многих кто уже не переживал за нее и Гарета Брина. Жизнь Суан была постоянной борьбой, с самого детства оно с чем то или с кем то боролась, и в бою погибла. Пожалуй она достойна песни Поттеровского феникса.

Авьенда. Ну эта барышня еще в Полуночных башнях сделала серьезную заявку на то, что она великая мудрая, в Памяти Света она раскрылась на полную катушку и ее наградой, своеобразным терновым венцом стал возглас Грендаль "О великая", ту победу она заслужила!

Илэйн. Не смотря на свой цвет волос, барышня достойна всяческих похвал. Она росла на протяжении всего цикла и в финальной книге, это уже не инфантильный ребенок, но волевая, ответственная женщина ведущая войну на истощение. Конечно, немного смешно читать ее мысли о "своем народе" которому она как мать родная, но это же фентези и здесь не все как в реальной жизни, делаем поправку на ветер!

Элминдреда. Эта девушка всегда была мила моему сердцу. Пожалуй больше чем Авьенда и Илэйн. Тем интереснее мне было следить за тем, как круто происходили события с ней. Беседы с Фортуоной и разоблачение Могидин доставили массу удовольствия!

Том Мериллин. Этот старик меня по истине позабивил и его пов, с укладыванием штабелями приспешников темного, меня повеселил от всей души.


Логайн Аблар. Этот драмматичный персонаж оказался мне очень близок, человек переживший почет, возвышения, позор и унижение. Человек, решения которого могут повлиять на расстановку сил так же как и многих первостепенных персонажей, но чьи решения не так очевидны как тех, кто закрывают его своей тенью. Это свободный радикал, борющийся с самим собой в то же время воюя за жизнь на земле. Пожалуй он наиболее человечен в этой книге нежели другие персонажи.

Андрол и Певара. В этих товарищей Брендон Сандерсон вложил всю свою страсть и свои чаяния. Для читающего новичка может показаться чем непонятным появлене в последних частях книги персонажа, которому уделено столь много внимания, человеку, научившемуся побеждать не силой, но силой духа и смекалкой противостоящему своим врагам.

Олвер и Рог Валир. И снова мои апплодисменты мастерам пера, меня и, думаю, многих они опять овели вокруг пальца. Как же так, все просмотрели смерть Метрима в пятой части и вот, на наших глазах Легендарный Рог обретает нового хозяина, в лице маленького мальчугана, в отчаянии трубящего в него и нежелая власти, но тольо спасения.

Эгвей ал Мира. Девушка несущая тяжелую ношу. Ее жертвенност во имя света, добра и любви не должны оставить никого в стороне. Она испила чашу горечи до самого дна, она перенесла все потери, но ее дух не был сломлен, она погибла, но ее смерть, это торжество духа. джи джи джи...

Гавин Траканд, Галадедрид Дамодред и ЛАн ал Мандрагоран. Долго, очень долго велись словесные форумные баталии, кто же из них сильнее, проворнее и чей меч разит мощнее.
И вот ответ дан, три очные битвы с умелым антагонистом и вот Вам результат. Правда выглядит это несколько схематично, прямолинейно что ли. В такой катавайсе добраться до главного генерала, это практически невозможно, но читатели желали, и, думаю заслуженно получили ответ. Браво!!!

Кадсуане Седай. Седовласая, несгибаемая теща, так бы ее назвать чтоли, получила по своим заслугам, и как бы не пыталась отвертеться, но трон придется принять и рулить!


МОрейн Седай. Ох уж та всезнающая аристократка. Ни что так в книге меня не раздражало, как ее выспренные и высокопарые монологи. И однако же я за ней очень скучал и ее появление меня очень порадовало. Женщина страсти, посвятившая себя всю ез остатка одной цели и этого оказалось достаточно, что бы смотреть Великой Кадсуане глаза в глаза на равных. Хвала и почет этой маленькой, хрупкой но храброй Айз Седай.

Ну что же, описав впечатление о положительных персонажах вкратце коснусь маленьких и мерзких негодяев. Ожидал большего от сюжетной линии Падана Фейна, однако многооищающий проказник рухнул как мешок с дустом от рук шаловливого МЭтрима и большой черный шар оказался, всего лишь мыльным пузырем лопнувшим водночасье. Первая мысль была такая, меня обманули, но поразмыслив я понял, гнида есть гнида и удилять ей много внимания не стоит, ведь гораздо приятнее и полезнее читать про положительных персонажей, нежели это "кровь, мозги, кости, ням ням" брр.

Отрекшиеся, все получили по заслугам, при этом сама развязка с каждым из них не прочитывалась изначально, хотя и вытекала весьма логично. Желающий умереть сумасшедший философ/старик помер, горе спасителю БеоВульфу отрубили голову, насилующая интеллект и душу людей сама стала жертвой своего заклинания и крик "О ВЕЛИКАЯ" как обухом по голове. Плетущая сети трусливая мстительная и алчная паучиха стала жертвой ай дама. И на закуску Майрин, так и оставшаяся до конца эгоисткой, свернули шею в самый критичесий момент.

Баталии. Учитывая специфику произведения батальные сцены писать всегда очень сложно, нынешнего читателя практически невозможно обмануть и лажу он чувствует сразу. Здесь все на высшем уровне, битва здесь, битва там, битва везде. Однако настоящая шахматная партия, что еще можно сказать, затягивает, затягивает своей настоящестью до последнего выстрела пушки и бегущего с вилами Хиндерстаповца. Блеск.

Тайны. Книга заканчивается с незавершенными сюжетными линиями и пророчествами, с персонажами о которых ничего неизвестно, кроме того, что они должны там быть. Ну что же, у Толкиена был Том Бомбадил одевающий кольцо всевластья и неисчезающий у Джордана старая Айилка. Ну а зажигающийся в трубке табачек и странная игра слов стоят отдельной строчки.

Очень понравилось описание того, как расходятся и искажаются новости, которые потом обрастают слухами и разными небылицами. Пожалуй очень важный намек и звонок нам, простым читателям подходить критически ко всему, что мы читаем, что слышим и видим.


Ну и в завершение, как маленькая тень недоумения, хотя чего уж тут жаловаться, это развлекательная, ненавязчивая история несущая в себе много полезных истин. И так, Ранд держит в руках мелкого паразита и вместо того, что бы его раздавить, он его... запечатывает... но какая аргументация?... не будет темного, не будет зла и добро само станет злом? Ну что же, это, пожалуй самое слабое место во всем цикле, и об этом я уже раньше писал. Что же, человек не свободное создание Божие, которому не нужен лукавый бес для того, что бы выберать добро или зло, свет или тьму, жизнь или смерть. Думаю темный тут абсолютно лишний... Да и ладно, оставим это брюзжание для таких буквоедов как я, а простым парням и девченкам рекомендую, наслаждайтесь, много букаф для прочтения, много философских мыслей для размышления, драмма-трагедия, старые сказки и легенды нашего мира ТОР, ОДИН, ЛОККИ, БЕОВУЛЬФ и многое другое на просторах Колеса времени.




Malus

Первое впечатление после прочтения — разочарование. Тем не менее, книга мне понравилась. Как так? Легко. Я ожидал большего.
Некоторое из того, что я прочитал, хорошо смотрелось бы во второсортном романе; в КВ (Любимой саге! Не первое десятилетие ждал финал!) смотрится... средне.
Разумеется, завышенные ожидания. Я хотел Идеальную Концовку. Но понимал, что это невозможно — и великодушно простил Джордана и Сандерсона :)
Но это — что касается Темной стороны силы, которая меня всегда интересовала больше Светлой. Я разочарован шерстеголовостью Темного и Ко — но понимаю, что иначе книга закончилась бы гораздо раньше. Или пришлось бы вложить ЕЩЕ БОЛЬШЕ сил в написание книг серии, чтобы согласовать такие масштабные изменения. Разочарован еще тем, что многие ружья выстрелили холостыми зарядами. Многие форумчане предлагали гораздо более интересные теории; и я много чего придумал; много кто придумал и не поделился с широкой общественностью — наверняка.
Хотел ли я темной концовки? Я знал, что ее не будет — Джордан говорил, что любит хэппи-энды. Светлые концовки мне приелись за все те тысячи фэнтезийных книг, что я читал. Но темная концовка «не смотрелась» бы в КВ. Не темная и не однозначно светлая концовка КВ — пожалуй, наилучшее решение и разумный компромисс.
Самый нелюбимый момент книги — «ничтожный Темный». Такая насмешка выглядит... глуповатой. Ничтожная сверхсущность... Нет. Не нравится.
Большего ожидал от линий Таима и Моридина.

Поругал (профессия обязывает :) — я редактор) — и хватит.

Шикарная книга! Серьезно.
Джордан написал бы лучше? Конечно. Но и Сандерсон справился хорошо.
За исключением перечисленных выше нареканий — отлично все. Да и сколько там тех нареканий...
Отличные персонажи. Обычно меня больше интересует мир (сеттинг), сюжет вообще (глобальный) — а здесь их почти оттеснили отдельные личности! Браво. Пусть даже Темные прописаны хуже...
Отличный сюжет. Кроме Таима и Моридина — все сюжетные линии именно такие, какими должны быть.
Отличный язык. Приятно читать. Огрехи есть, но я их нахожу вообще везде.
Работа над мелочами — выше всяких ожиданий. Большое спасибо Сандерсону и команде Джордана.
Незаконченность — то, что надо. Нельзя раскрывать все карты даже после концовки. Иначе неинтересно.
Решение не уничтожать Темного — единственно верное. Мир не может и не должен существовать без Темной стороны. Никак. Вообще. Только вечный круговорот. Светлое без Темного бессмысленно — как и Темное без Светлого. Я хочу видеть мир во всей его полноте.

«Реку Душ» все-таки можно было вставить в книгу. Но тогда бы мы потеряли внезапное появление  Бао на поле боя...

«Память Света» прочитал в начале года; не все понимаю так, как сразу после прочтения. Допишу диссертацию — перечитаю в очередной раз цикл, уже ВСЕ тома. И напишу другой отзыва — не неформальный, как этот, а большой и серьезный. Страниц эдак на тысячу.

Отличная книга.

pvs

Последняя книга цикла «Колесо Времени» написана. Очень удачная книга замечательного цикла. Все линии сошлись к кульминационному моменту, тому, которого мы так долго ждали – Последней Битве, к развязке противостояния с Темным и силами ему подвластными, пытающимися утвердить новый миропорядок, соответствующий их мировоззрению. И если по началу книги мы всё еще видим силы Света разобщенными, вплоть до очень возможного противостояния, то воспоследовавшее объединение особенно приятно увидеть, учитывая, что оно произошло не силами одного человека, кем бы он ни был, но стало результатом осознания сторон наилучшего выхода или решения проблем, какие были, самостоятельно, хоть местами и не без «пинка» со стороны. Но порой и он жизненно необходим. Развитие героев, достигающее своего апогея, ну по крайней мере на данный момент времени, для некоторых – осознание своего места в мире, и возможности этот мир сохранить, для других – осознание мира в целом и в конкретных его представителях, возможность увидеть и узнать, за что и насколько нужно бороться. Вот что особенно ценно в произведении - вместе с героями оценить смысл противодействия враждебной силе и осмыслить, нужно ли бороться, насколько сильно и для чего. Контраст борьбы с иномировой сущностью и сражением, происходившим в самом мире, отражающийся  и влияющий на тех и на других, особо показателен. Победа Ранда – это победа всех сил Света, именно в них, всех людях, погибших, гибнущих или еще сражающихся, черпал он силу в противодействии. И именно на него были возложены все их надежды.
Но довольно философствовать, пройдемся традиционно по героям.
Ранд. О нем можно говорить долго, но, главное понятно, что он сохранил человечность. Меняясь, совершенствуясь, порой совершая ошибки, порой выбираясь из очень сложных или почти безвыходных ситуаций, он конечно не остался прежним, но, видя его отношение к людям, понимаешь, что несмотря на полученные им знания и умения, он – человек. И, как Возрожденный Дракон, он выполнил свою миссию, поэтому особенно приятно, что он может пожить нормально, как сам хочет, по крайней мере некоторое время...
Перрин. Одним словом – Друг. Причем вот так, с большой буквы. Поддерживающий, практически во всем и прикрывающий спину, мало кому так повезло. От двух неприятностей, а возможно и смертей Ранда он-таки спас – от Губителя и Ланфир. Причем действительно мощно, лишь переосмыслив и подкорректировав свои мировоззрение и мироощущение. Губитель просто-таки умер в состоянии шока, когда его в ТАРе настолько превзошли, и без вариантов. Ланфир умерла бы в таком же состоянии, если бы успела понять, что ее принуждение дало сбой, и главное почему. Приятно, что авторы нас радуют на счастливые концовки, и Фэйли осталась жива.
Мэт. Гениальный полководец, его место во главе сил Света интуитивно подозревалось, и слава богу, надежды оправдались. Отлично проведенная кампания, выжал все что мог из того, что имелось. Но даже не это самое главное, а то что персонаж колоритный и своеобразный, этакое сочетание наглости, беспутства, непризнания дворянства и авторитетов, нахальства и в то же время заботы, самоотверженности, отваги и житейской мудрости, всё это получило отражение в произведении. В чем-то, лично для меня, антипод Перрина. Перрина порой хотелось «пнуть», чтоб думал и решал быстрее, а Мэта, временами, наоборот притормозить, да задуматься, всегда ли будет действовать его удача, да при таком поведении. Но это опять лишь отвлеченные размышления, а факт в том, что безусловно без него победы бы не было, и даже сражением в ПБ это далеко не ограничивается.
Эгвейн. Самый противоречивый и обсуждаемый персонаж. Но, в последнем слове, об умершей либо хорошо, либо никак. А Эгвейн молчания уж точно не заслужила. Именно ее самоотверженность помогла силам Света, ликвидировала последствия ПО, уничтожила Таима и кучу направляющих Тьмы. И очень немаловажный, а возможно, и определяющий фактор, что ее смерть повлияла на Ранда в его противостоянии. Каждая смерть была для него значимой, больше конечно смерть тех людей, кого он знал, а тем более тех, кого любил. Эгвейн именно та, о чьей смерти он больше всего переживал.
Найнив и Морейн. Несомненно соучастницы успеха Ранда. Порой так трудно положиться хоть на кого-то, но они обе поддержали его, помогли осуществить его план, который многим показался бы безумным. У них конечно и других заслуг хватает, но это мне кажется наиболее важным.
Обо всех говорить конечно очень долго, но еще одного персонажа не могу не отметить, хоть и было его очень мало в последней книге, это...
Том. Ну просто не может не подкупать его отношение к искусству. Мир на краю гибели, возможен скорый конец света, по крайней мере такого каким он был,  а Том сочиняет балладу. Находясь практически в эпицентре событий, наблюдая за происходящим вокруг, не боится за свою жизнь, и не пытаясь ее спасти, принимая всё как есть, делает возможное на данный момент – сочиняет. Вот то, чему стоило бы и тому же Асмодиану поучиться – не выторговывать вечную жизнь, а создать произведение, которое может жить вечно. Очень надеюсь, что баллада Тома переживет не века, а Эпохи! Жаль только, что наверняка в переработанном варианте...
Отдельно хотелось бы отметить нарождающееся возвышение Ашаманов. Даже есть надежда на далекое будущее объединение ЧБ с ББ. Ну или хотя бы на более адекватную смену политики в ББ, а то уж организация и так себя дискредитировала как могла и не могла.
Пара слов о Темных. Интересный ход Грендаль против Великих Полководцев. Демандред, выскочивший из «ниоткуда» с мощным са'ангриалом, и проявивший себя как гениальный полководец и Мастер Меча. Каждый из них интересен и достоин уважения, но мне более интересна Ланфир, которая, в отличии от них, пробыв почти все время в тени, практически достигла желаемого, была на волосок от успеха, и ей помешал лишь один небольшой фактор – Перрин, и его явная недооценка. Ну и конечно особый интерес к Моридину-Ишамаэлю, хотя по тексту все довольно понятно, скорее мешает смириться моё к нему отношение, и отсылки к сумасшествию, которые возможно оставляют простор для различного рода интерпретаций...)
Теперь перейдем к разочарованиям. Самое бросающееся в глаза – это некая урезанность книги. Читая, порой бросается в глаза, что вдруг что-то явилось непонятно откуда, или наоборот куда-то что-то или кто-то пропали совсем. Но тут уж видимо сыграли роль временные рамки и ограничения размера объема текста книги, написанной БС. В любом случае, лучше такой вариант, чем никакого.
А главное разочарование последней книги конечно – что цикл все-таки закончился. Как возможно ни парадоксально прозвучит, но приятно, что он закончился и закончился, на мой взгляд, удачно. Но, в то же время, очень жаль, что закончился безвозвратно. Ну, тут уж ничего не поделаешь, всему приходит конец, история подошла к концу, и раз ее творец не может продолжить, то нам приходится прощаться с миром КВ и ее героями. Разочарование есть, но признательность к авторам намного больше – за то, что создали этот мир, показали его, погрузили в него, раскрыли героев, помогли сопереживать им. Вспоминая и обсуждая некоторые моменты, всё временами надеешься, что это не конец) Но цикл в любом случае – в классику!)

Mitrodor

Судя по всему, моему отзыву суждено стать здесь первым по-настоящему критическим. Это не доставляет никакой радости или удовлетворения, отнюдь. Критиковать долгожданный финал любимой саги по-своему даже больно. Но и смолчать никак нельзя.
Итак, прошлой весной начал перечитывать КВ с начала с тем, чтобы не отрываясь, запоем, прочитать все книги подряд, насладиться историей от начала и до конца.
Поясню сразу - ПС я читал в переводе Гильдии (23 главы) и, далее, в оригинале.То есть никакие корявые недопереводы не повлияли на мое восприятие.
Так вот, Память Света меня разочаровала. Вернее, не совсем так - меня разочаровало исполнение Памяти Света.
Книги Джордана с первых строк подкупали яркими красками, сочным языком, живым, детально проработанным миром, атмосферой которого буквально можно было дышать.

С приходом в цикл Сандерсона жизнь из книг цикла исчезает (более-менее трепещется в ГБ, но начиная с БП - это труба). Краски, изящность, глубокое чувство и мастерское описание момента уходят из языка, сменяясь примитивными, краткими, рублеными, банальными фразами. Стиль Сандерсона сух и невыразителен; даже удивительно, насколько он умудряется загубить прекрасные по-задумке, мощные, захватывающие сцены своим исполнением.Пример первый: Андрол низвергает на троллоков лаву близ Кайриэна. Эпическая сцена тут же предстает перед воображением, читатель осознает, ЧТО должно произойти, мурашки пробегают по коже - и он бросается дальше в текст, смаковать краски и детали... Но смаковать-то нечего! Все кончается через несколько повествовательных предложений, оставляя чувство разочарования и недосказанности.
Чувство, не покидавшее меня на протяжении последних 2х книг, отступая лишь изредка, например, в сценах Талманеса в прологе ПС, или в дуэли Гавина и Демандреда, где переживания за персонажей и напряженность момента перекрывали все остальное. Но! Важнейшая, переломная сцена - Ранд на Драконовой горе. Я, внимательно наблюдавший за путем Ранда к этой вершине (а развитие Ранда как персонажа Джордан описал мастерски), переполненный значимостью момента, перечитал сцену несколько раз подряд, пытаясь проникнуться, сжиться с происходящим. Но, черт подери, как же сухо это написано! Литературного оргазма не происходит, никакой феерии впечатлений, никакого внутреннего родства с героем.
Возникает ощущение, что краткость Сандерсона намеренна - словно он специально старается уместить динамичную и эффектную сцену в максимально сжатые рамки, оставить ощущение шока и оставить читателя переваривать произошедшее. Но работает это плохо, по крайней мере, со мной. И текст в итоге оказывается полон таких оборванных "хвостов".

Или, например, развитие персонажей. Мэт, конец БП. Достойный легенд поход в башню Генджей, кульминация - обмен половины света мира ради его спасения. Мэт получил основательную трепку, лишился глаза, друга и пережил такое, чего любому бы хватило для сумасшествия. Изменило ли его это хоть на йоту? Куда там. Можно, конечно, сказать, Мэт привык к передрягам, психически гиперустойчивый здоровый пофигист. Но мы-то знаем, что это не так, и при всей своей внешней невозмутимости, Мэт - человек тонкой душевной организации. Впрочем, даже в жизни пофигиста потеря глаза - немалое событие, с этим приходиться привыкать жить заново, я уж не говорю о драках и метании ножей. Как это обыграл Сандерсон? Никак. Никакой рефлексии, ничего.
Теперь Морейн. 8 книг ожидания, пересуды фанатов, потерянный глаз Мэта, и что в итоге? Морейн картинно излагает банальности на собрании Мериллора, а в дальнейшем присутствует исключительно как статист. Даже когда Найнив в жерле рока действует, спасая Аланну, Морейн просто не делает ничего. Ее роль могла бы сыграть любая направляющая. Линия слита.

Сандерсон работает без огня, без души, словно печатная машинка. Он взял исходные сюжетные линии, обширную базу проработанных персонажей, готовый мир, готовую концовку, соединил все грубыми стежками, добавил несколько по-киношному эффектных сцен, несколько дежурных "роялей", но не сделал главного - он не вжился в мир, он не понял его, не разделил с персонажами их печали и надежды, а просто отработал свое как обычный средний коммерческий писатель. Джордан жил и дышал своими книгами, и оттого читать его было так приятно. Сандерсон - лишь сторонний наблюдатель.

Другой важный момент - логика повествования. Мелких огрехов здесь полным-полно, всех и не вспомнить. Остановлюсь на 2 крупных, особенно непонятных мне момента. Возможно, более внимательные читатели мне как раз все объяснят.

Пункт первый. Айил. Отменные бойцы, лучшая легкая пехота цикла, идеальный атакующий юнит. В Огнях Небес, Хребет Мира пересекло, если не ошибаюсь, 8 кланов. Цифры точно не помню; но если учесть, что в Шайдо было около 150000 человек, и даже приняв, что Шайдо - самый многочисленный клан, а в остальных жалких 100000, с Рандом должно было оказаться что-то около 700 тысяч Айил. Ну, хорошо, хранительницы мудрости, кузнецы, прочие, пусть будет 500 тысяч воинов. Сила по-прежнему огромная. И как распоряжается ею Сандерсон в лице Илэйн? Отправляет в ТаканДар, добивать тех, кто прорвался за защитные линии! Ну, какая-то (неясно, какая) часть действовала с армией Андора, но и там ничего толкового не осуществила. Учитывая, какие страшные воины Айил, армия из 300 тысяч при грамотном применении могла бы выпилить несметные полчища троллоков. Вкупе с Хранительницами Мудрости - почти неостановимая сила. Вместо чего они отсиживались за спинами тайренских копейщиков.

Пункт второй. Направляющие. В течении всего цикла их число нарастает по экспоненте, к последним книгам достигая значительных величин. Сотни Айз Седай, Черная Башня, чья численность где-то около Ножа оценивается в 1000 человек, более тысячи направляющих женщин Родни, десятки Ищущих Ветер, и не менее 500 Хранительниц Мудрости, если судить, опять же, по Шайдо. Ну, в ЧБ произошли печальные события, предательство Таима, допустим, стоило половины населения. Остается около 500 Ашаманов - ну ладно, пусть будет 300. 300 лучших боевых ченеллеров, людей, тренировавшихся быть живым оружием. И да, не стоит забывать Шончан с их "сотнями" дамани, так же живущих, чтобы убивать. Грандиозная мощь в руках Света. Большую часть цикла мы наблюдаем, какие страшные вещи способны вытворять одиночные направляющие, иногда кучки, ну а когда они собираются десятками, начинается хаос а-ля Колодцы Дюмай. Тут же - счет на тысячи. Ну и где же эта сила?? Где кровавый апокалипсис несметных полчищ троллоков? Где новая Война Силы? Эпические деяния полных кругов? В 37 главе у Мериллора Логайн командует отрядом из 40 направляющих, их которых даже не все - Ашаманы. Где же остальные? Где сила сотен дамани? И, еще интереснее, где Хранительницы мудрости? От них до конца книги добрались Авиенда сотоварищи, человек 15. Остальные, видимо, попивают оосквай в Трехкратной Земле. Также бесславно оборвана многообещающая линия Родни. Пусть слабые, но даже слабые направляющие могут быть полезны. Не все же они оставлены в Майене и создают врата...

Я не могу объяснить это ничем иным, кроме промахов автора. Эти промахи, и многие меньшие, чрезвычайно отравляют впечатление от книги.
Вспомнил еще одно. Перрин! Один из могучей тройки, глубоко проработанный герой, за чьим развитием и психологическими треволнениями с различной степенью интереса читатели следили с первой книги. Этот важнейший персонаж ПРОСПАЛ последнюю битву. Ну что, скажите, хороший ход? Автор хотел показать, что и с главные герои не всесильны? Такой ценой? Увольте. Чуть не с первой книги я предвкушал, как Перрин с рычанием поведет в бой полчища волков, как ярость заполыхает в золотых глазах, сокрущающий молот посеет в отродьях тьмы незнакомый им доселе ужас, а бок о бок со Златооким в бой пойдут крепкие двуреченские парни. Ну, ладно, выспался, и то хорошо. Хотя в финале Перрин немного реабилетировался, его страдания по Фейли трогают за живое.

Конечно, все это не значит, что книга мне не понравилась совершенно. Множество драматичных, напряженных моментов делют свое дело - за родных, любимых - созданных Джорданом! - героев по-настоящему переживаешь. Понравилась битва Ранда с Темным, понравилась концовка. Хороши отдельные диалоги, какие-то маленькие намеки, оставленные наблюдательным фанатам. Наибольшее удовольствие мне принес финт с Олвером-Гайдалом. Достойное будущее для мальца и пара для возрожденной Бергитте:)

И, конечно, каждое погружение в этот мир - удовольствие. Но я убежден, что Джордан сделал бы из этой - крепкой сценарно, плохенькой художественно -  книги шедевр.
Да, еще из нереализованного - ранее я мечтал, что в эпилоге Памяти Света будет что-то вроде взгляда в будущее, наброска ситуации в мире после победы Дракона. Хотелось посмотреть, во что превратиться Черная Башня, как пойдут дела с Шончан, сколько детишек будет у Галада с Берелейн. Но это не критика, это просто крик души)
Не стоит думать, будто я недооцениваю труд Сандерсона. Я представляю, насколько тяжелая ноша ему досталась, как нелегко влиться в чужой мир, тем более такого масштаба. Он свел концы с концами, дал возможность миллионам фанатов дочитать любимую сказку до конца, и за это ему Спасибо. Но ничего не поделаешь, он не велик, он не гений. Он не Джордан. Возможно, я просто требую от него слишком многого.

Ллойт

Книга, если так можно назвать эпопею из 14 здоровенных томов мне однозначно понравилась, её подавляющее большинство, но это и так понятно иначе бы меня здесь не было. Поэтому напишу о разочарованиях. Ну первое и самое главное - нет ощущения законченности. На мой взгляд это ужасно, когда после 14 книг тебе говорят "А история Ранда только началась, новое путешествие бла бла бла".Какого черта!? Ради чего я тогда читал 14 книг, дайте мне моё полноценное завершение книги с окончанием сюжетной линии и точкой, пусть не жирной прежирной, но хотя бы точкой, это раз. Во-вторых, книги не хватает как бы это сказать, спокойствия что ли. Батальные сцены, напряжение, смерти героев, которые с читателем уже 10+ книг, ладно это все ожидаемо и скорее всего правильно, хотя в такой истории, как КВ я никак не ожидал смерти Гавина и уж тем более Эгвейн, такое чувство, что подобные главы, Сандерсу помогал Джордж Мартин дописывать, но да ладно, я хочу сказать, что очень сильно не хватило главы в которой Ранд, Мэт и Перрин наконец собрались бы вместе в спокойной обстановке, поделились бы приключениями, поговорили о своих женах и.т.д. и.т.д. и.т.д. не важно до последней битвы или после, как мне кажется это был бы мощный запоминающийся момент и представлял я его себе примерно так: http://fc00.deviantart.net/fs70/i/2010/339/d/8/taimon_gaidon_by_dem888-d348zgo.png
Под музыку: http://www.youtube.com/watch?v=xpk-267X9bk
послушал в момент прочтения 8ой книги и все ждал, когда же? Оказалось никогда. Теперь вот собираюсь ждать фильм, сейчас мне 19 и если все сложиться хорошо, то годам к 40 я наконец увижу сцены 14 части фильма на экране, хотя может быть в виде сериала... Тогда и к 30 годам есть шанс. А может для меня есть смысл самому выучиться на режиссера и отснять его :D. Ведь такой сюжет пропадает, эх.
Общее впечатление от эпопеи конечно положительное, не часто встретишь 14 книг, которые описывают всего 2 года позволяя истории раскрыться со всех сторон, показывая как меняется парень внезапно получивший такую власть и показывая героев, не только как героев, но и как обычных людей с имеющимися недостатками. Так что спасибо Сандерсу, спасибо     
Джордану и спасибо тебе, тому кто смог осилить этот отзыв до конца :)

Рысенок

Мой путь в мир «Колеса Времени» можно назвать долгим и тернистым. Сначала около полутора лет назад по совету одного хорошего человека была прочитана «Новая весна» очень даже понравившаяся, затем была первая попытка прочитать «Око мира», но не пошло, а вот в прошлом сентябре дело было вечером, делать было нечего, и я сделала вторую попытку. И я пропала! Причем настолько, что подсадила на этот цикл маму (больше пока никого не удалось, но я стараюсь). Цикл был прочитан буквально за полгода (огромное спасибо и низкий поклон переводившим последние книги и особенно «Память света»). И вот, все закончилось... Грустно, но грусть эта светлая.
Последняя Битва- то, чего все так ждали и боялись на протяжении тысячелетий, наконец-то началась. Но у каждого из героев и главных, и не очень битва эта своя и вызовы, на которые приходится отвечать тоже свои: Порубежье в огне, Черная Башня противостоящая Таиму и его прихвостням (Певара и Андрол просто чудесны), разоренный троллоками Кэймлин, необходимость договариваться между самыми заклятыми врагами. В особенности необходимость договариваться и объединяться.
На мой взгляд, Последняя Битва проходила даже не на полях грандиознейших сражений, а в сердцах участвовавших в ней людей и от их выбора исход ее зависел даже больше, чем от боя Возрожденного Дракона с Темным.
Само описание Последней Битвы не смотря на объем было прочитано запоем. Особенно бой Лана с Демандредом (присоеденяюсь к сокрушавшимся по поводу не раскрытости этого персонажа, но, увы, объем книги, хотя я бы тоже хотела побольше о нем узнать). «Встреча» Ранда со старыми врагами (Моридином и Темным) и понимание, что на этой самой извечной битве между Добром и Злом весь мир и держится, что она и вращает Колесо Времени. Но особенно мне запал в душу образ цветущего Шайол Гул, погребальный костер, собравшиеся вокруг него люди, и раскинувшийся над всем этим купол чистого без единого облачка звездного неба. И ветер, конечно же, куда ж без него! Ветер, который не имеет ни начала, ни конца как и Колесо Времени. И щемящее сердце чувство светлой грусти от того, что закончилась История. Но там, где закончилась одна начинается другая. Мы ее, правда, уже не узнаем, но всегда ведь можно надеяться на лучшее.
Тут еще много чего можно было написать, подробнее остановиться на главных и не очень героях, но большую часть из того, что хотелось про них сказать, уже сказано, а повторяться... имеет ли это смысл? Зато теперь можно уже более вдумчиво перечитать весь цикл, не сомневаюсь, что найду в нем немало упущенного при первом прочтении. 

Suren

#13
Мне лично последняя книга понравилась.Конечно Сандерсон не Джордан,язык его гораздо беднее и это чувствуется(мне нравились милые моменты у Джордана например как Илэйн выбирает себе платье).Тем не менее в книге присутствует целый ряд поистине драматических моментов - все три битвы с Демандредом,спасение Илэйн вновь вернувшейся к ней после смерти Бергитте.Я кстатии не согласен что Илэйн зря выбрали главнокомандующей,она ведь добилась короны Андора в очень непростых условиях,присоединила Кэйриэн и стала самой сильной правительницей(не считая Фортуоны).                                                                                                                                                                                 Самый кайф это конечно 37 глава,накал сражения с Темным передан великолепно,Мэт показал себя как бы не лучше любого из Великих полководцев да и Фейна прихлопнул как дерьма кусок кем собственно Фейн и был.Очень жаль Гарета Брина - всю жизнь провоевал за Андор,в благодарность получил пинок под зад и только нашел любовь как тут же погиб вместе с любимой женщиной.
Перрин изменился,раньше он все думал "нет ничего важнее Фэйли" а оказалось есть - Последняя битва всеж важнее.Ну автор ему безусловно помог,по логике вещей Фэйли должна была умереть но кривая вывезла.Интересно,где они теперь будут жить,ведь после смерти Тенобии и Даврама Заринэ становится королевой Салдэйи.
Очень жаль Эгвейн хотя нечто такое я предвидел вообще то по моему следовало не ее а Кадс убрать т.к. ББ нужны перемены а кто мог их лучше обеспечить чем молодая Амерлин? Мне к слову сказать совершенно непонятен пиетет АС к Трем Клятвам,мало того что в Эпоху Легенд о таких глупостях и не слыхивали так эти клятвы еще и сокращают жизнь АС чуть ли не вдвое и чего шаленоски за них так держатся? Вполне ясна так же и относительная пассивность АС в самой битве(что некоторыми ставилось в вину Сандерсону) - в конце концов подавляющая часть из них вообще драться не умеет а Зеленые показали свои "таланты" еще во время налета шончан на ББ.
Ну а Ранд есть Ранд,его характер по сути определился в предыдущей книге.В этой он уже несмотря на сомнения четко идет к намеченной цели и заставляет идти туда же весь мир.И получает в конце награду - не корону или власть а возможность просто пожить нормальной жизнью с любимой женщиной(или несколькими).
Итог моих рассуждений такой - вполне достойное завершение одной из лучших серий в своем жанре.Хотелось бы еще одну книгу,хоть краткое описание дальнейшей судьбы героев но видно не судьба.