Яндекс.Метрика Рецензии и обзоры - Страница 4

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Новости:

Если у вас не получается зайти на форум или восстановить свой пароль, пишите на team@wheeloftime.ru

Рецензии и обзоры

Автор Яманэко, 05 марта 2008, 16:21

« назад - далее »

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review1502.htm
Дэн Симмонс «Олимп»
Спор о том, сколько расхожих сюжетов составляют костяк мировой литературы, ведется не одно столетие. Пожалуй, проще будет назвать количество стандартных фантастических допущений, на которых строится большая часть НФ. Вот только ни один предприимчивый писатель не станет складывать все яйца в одну корзину: попробуй-ка соорудить нечто цельное из путешествий во времени, нанотехнологий, разумных роботов, утопии, антиутопии, клонирования, разумных ноо- и биосферы, параллельных вселенных, идеи суперчеловека, инопланетян, посткатастрофной робинзонады, хронопарадоксов, хтонических (ктулхуподобных!) чудовищ-захватчиков, оживших литературных персонажей!..


Я наверняка что-нибудь, да забыл. А вот Дэн Симмонс все это и многое другое аккуратно исчислил, прибрал к рукам и устроил масштабнейший спектакль, где рассуждения о судьбах человечества сменяются пальбой из ружей, сражение под Троей — шутками роботов-моравеков, и даже удар кинжала — вопреки Гамлету — не сводит все концы и не отправляет в страну, откуда ни один не возвращался.

Кого-то такой винегрет, безусловно, отпугнет: иные читатели бывают строже пуритан и — ни-ни! — даже в мыслях не допускают, что можно для одного полотна использовать больше двух-трех красок. А между тем еще Лем в знаменитой «Фантастике и футурологии» (1970) писал: «Фантастика первого уровня — это роботы, андроиды, телепаты, параллельные миры, путешествия во времени и т. п. Фантастика второго уровня из вышеперечисленных элементов конструирует фантастические системы, возведенные в новую ступень». Именно это делает Симмонс: пытается представить мир, где все или почти все НФ-допущения реализованы. В «Илионе», первом томе дилогии, такое буйство фантазии поначалу выглядело нарочито маскарадным, наигранным, пародийным. Однако автор не просто сумел завоевать мое читательское доверие, но и не разочаровать на протяжении двух толстых томов.

Лихость, с которой Симмонс жонглирует несколькими сюжетными линиями и множеством НФ-допущений, поражает. Подсознательно ожидаешь, что вот уже скоро, вот прямо сейчас он не совладает со всей этой структурой, не сумеет выткать единый рисунок!.. Не дождетесь. Все вопросы первого тома нашли разъяснение во втором, все подвисшие сюжетные линии завершились, причем далеко не всегда хэппи-эндами. Правда, приключения местами перетягивают на себя одеяло, но и любители умной фантастики не останутся недовольными. Финал хорош, он расставляет почти все точки над i, хотя кто его знает, этого Симмонса, что там у него на уме...

На русском роман издан на удивление пристойно: все та же переводчица поработала не в пример более тщательно, нежели над «Илионом». Конечно, совсем без сюрпризов не обошлось: второй том издан в новой серии, поэтому рядом обе книги будут смотреться странновато; ну да это как раз можно пережить.

Итог: знаковый для жанра роман, прочесть нужно хотя бы для того, чтобы знать: можно писать и так.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review562.htm
Сергей Лукьяненко «Сумеречный дозор»
Не успел "Сумеречный Дозор" Сергея Лукьяненко выйти отдельной книгой, как сразу превратился в большую редкость. На прилавках остались только толстые тысячестраничные томики, содержащие всю "дозоровскую" трилогию. Зато таковых издательство "АСТ" выпустило как минимум три вида. В том числе один — в серии "Библиотека мировой фантастики". Читатели морщатся, затягивают пояса, но покупают. Книгоиздатели знали, на что шли — Лукьяненко будут покупать всегда.

Прошло около трех лет с кануна двухтысячного года — точки конца "Дневного Дозора". Антон Городецкий и Светлана Назарова — счастливые родители маленькой Надюшки, которой предназначено стать Самой-Великой-Светлой-Волшебницей. О детях и о том, кем им предназначено стать, и пойдет речь в книге. Неприятности начинаются с письма, написанного в лучших традициях детектива, — буквами, вырезанными из газет, главам Дозоров и Инквизиции сообщается о том, что некто собирается превратить обычного человека в Иного. Проблема в том, что подобная операция — не считая, разумеется, вампиров и оборотней — вещь фантастическая даже в мире Лукьяненко. Нельзя человека Иным сделать — и баста, а книга Фуаран, в которой данный процесс описывается, попросту не существует. И тем не менее...

Дозоры признают дело достаточно важным, чтобы заключить временное перемирие, и проводят совместное расследование. Со стороны Светлых — Антон, со стороны Темных — его старый знакомый вампир Костя, со стороны Инквизиции — пражский гость Витезслав. Временный альянс, как и все временное, продержится до конца книги — события будут становиться все любопытственнее и любопытственнее. Обнаружится старый и забытый сын Гесера, из человека непонятно как ставший Иным. В подмосковных лесах проснется древняя ведьма Арина, в чьей избушке найдется единственный экземпляр самого настоящего Фуарана. Главный злодей выкрадет книгу и отправится с ней в космос, чтобы всех людей на Земле сделать Иными, чтобы никому обидно не было... Но все Иные Земли ему этого не позволят.

Очередная угроза миру отведена, Ночной Дозор пополнился магами, Антон стал Великим волшебником и так и не ушел в Инквизицию... А что в сухом остатке? Иные — Светлые ли, Темные ли — паразиты, их Сила заемная, они не могут существовать без людей. Если все станут Иными, Иных не останется. Счастья для всех не бывает, и Светлый с Темным куда ближе друг другу, нежели Иной и человек. И — "Данный текст безразличен делу Света. Данный текст безразличен делу Тьмы" в эпиграфе.

Третий (подозреваю, что не завершающий, хотя на мой взгляд, самое время поставить точку) роман "дозоровского" цикла, в отличие от первых двух, более тяготеет к мистическому детективу, чем к боевику. Последняя часть вообще вызывает в памяти "Убийство в Восточном экспрессе" Агаты Кристи. "Сумеречный Дозор" — книга Сергея Лукьяненко, и в этом большинство ее плюсов и большинство ее минусов. Несмотря на то, что местами стиль и внутренняя логичность персонажей оставляют желать лучшего (а кто безгрешен?), книга читается на одном дыхании и оставляет после себя самые положительные впечатления. Лучший роман "дозоровской" серии — после которого и ждешь, и не ждешь достойного продолжения.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review807.htm
Сергей Лукьяненко «Последний дозор»
Поскольку третий роман «Дозорного цикла», «Сумеречный дозор», не ставил жирной точки в истории мага Городецкого и его светло-темных коллег, появление четвертой книги было предсказуемо. В интервью, которое Лукьяненко дал для ноябрьского номера «Мира фантастики» за прошлый год, писатель впервые признался, что четвертому «Дозору» — быть. Неудивительно, что «Последний дозор» попал в прошлом номере в «Ожидания 2006 года» на первую позицию. Но получилось так, что книгу издали до Нового года, и она успела войти в списки номинантов в «Итогах 2005» (читайте в разделе «Врата миров»).


Антон Городецкий сменил имидж. Если в первых двух «Дозорах» мы видели парня, склонного к нездоровым излишествам, то теперь перед нами — образцовый семьянин, любящий жену, дочку и привычную работу. На протяжении книжного цикла Антон, подобно герою ролевой игры, набирал очки опыта, переходил на новые уровни и расширял список известных заклинаний. В начале четвертого «Дозора» он уже Маг-Вне-Категорий. А это значит, что Антону придется сразиться с самыми жуткими чудовищами, встретить самых легендарных магов, применить самые могущественные чары и выйти на Последний слой Сумрака. Тем самым дойдя до финального уровня игры: согласно дозорной мифологии, дальше расти некуда.

В новом романе проявились черты, типичные для «сериальной» литературы и ранее не свойственные Лукьяненко. В прежних «Дозорах» каждый персонаж был наделен если не именем, то характером. Теперь же главгерои уничтожают безымянных плохишей толпами, а истории некоторых новых личностей, которых автор вводит в повествование, теряются в энтропии событий. Например, Лера, появляющаяся в начале романа, так и не получит обещанной открытки, а срок жизни террористов, укравших атомную бомбу и грозящихся взорвать ее в Москве, составляет пару абзацев.

По традиции, Лукьяненко заставляет тех, кто «в теме», читать между строк. В романе спрятаны многочисленные отсылки к фильмам и игре по «Дозорам». В игре «Ночной Дозор», создателей которой консультировал писатель, впервые появились зоны, где нельзя войти в Сумрак, а также арсенал огнестрельного оружия и богатая коллекция волшебных предметов. И вот теперь «среднестатистический» злодей — обычный человек, увешанный магическими артефактами, а в обойме у него — заговоренные пули.

Фраза «Неужели ты думаешь, что этот Дозор — последний?», вынесенная на обложку книги — не просто маркетинговый ход издательства: ее произносит один из персонажей романа. Жирной точки снова нет, зато фанатам есть, на что надеяться.

Итог: если вы с удовольствием прочли предыдущие три романа, то читать обязательно! Если без удовольствия, то и новый роман вам вряд ли понравится. Наконец, если вообще не читали, начните с «Ночного дозора».

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review2049.htm
Сергей Лукьяненко «Чистовик»
Ровно два года преданный читатель ждал «Чистовик» — вторую книгу в дилогии, открывшейся «Черновиком». Два года поклонники Лукьяненко гадали, как писатель совладает со своим героем, продавцом компьютерной техники Кириллом. Ведь в конце «Черновика» Кирилл обрел способности полубога!

Коварный автор легко вышел из положения. Кирилл больше не супермен, он простой парень без особых умений. А сверхспособности... да, бывает, они возвращаются. Редко и безо всякой логики. Обычно, когда главгерой снова собирается помирать. Вообще, рояли в кустах и явления deus ex machina щедро размещены по сюжету романа, персонаж которого долгое время не сопротивляется событиям и безвольно плывет по страницам. Правда, в середине книги автор берется обосновать происхождение и «роялей», и Кирилловых суперумений, но поверит ли читатель в объяснения, шитые белыми нитками? Особенно на фоне масштабной и вполне научно-фантастической вселенной, в которую мы поверили еще в «Черновике». Кстати, этой авторской вселенной Лукьяненко дал имя, прямо на страницах романа. Отныне ее правильно называть Миром Веера.

Продолжения своих книг Лукьяненко часто пишет экспромтом, не ведая, что будет с персонажами дальше. Писатель этого не скрывает, и «Чистовик» в значительной мере стал импровизацией. А потому желающие могут искать нестыковки, не разъясненные загадки и сюжетные дырки. Будут искать — найдут. Впрочем, в таком творческом методе нет ничего плохого, и пользуется импровизацией не только Лукьяненко. Вспомним «Темную башню» Стивена Кинга, который честно признавался: «Понятия, мол, не имею, о чем расскажет следующий том». Кстати, Лукьяненко этот цикл Кинга очень любит. Дань уважения «Башне» — это не только «сочинительство экспромтом», но и метания главного героя. Кирилл, подобно Стрелку, ищет свою Башню, высокую и темную, в которой сидит Человек-Над-Людьми...

Но книги Лукьяненко мы читаем не только ради сюжета. Да какая, собственно, разница — что будет с главным героем в конце романа. Раз от лица собственного «я» повествует сам персонаж, значит, финал дилогии он благополучно переживет. В «Чистовике», помимо действия, есть все, за что мы любим прозу Лукьяненко. Более того, лукьяненковских фирменных «штучек» здесь столько, что автора можно угадать буквально по любой странице. Наблюдательный писатель то и дело рассуждает о жизни: о трудностях и радостях, о причинах и следствиях, о важных мелочах и пустых проблемах. И, выходит, читаем мы не о таможеннике Кирилле и его приключениях, а о себе самих, о наших буднях и праздниках, друзьях и сотрудниках, о любимых книжках, еде и домашних животных. В этом — весь Лукьяненко, в этом — 90% его мастерства и популярности. И «Чистовик», 21-й по счету (см. сноску) роман автора, недвусмысленно показывает, кто из писателей в нашей русской фантастике «Номер Один» и почему.

Но есть в текстах Лукьяненко забавный казус. Автор любит, чтобы за него говорил главный персонаж, чтобы повествование шло от первого лица. Своими мыслями и афоризмами писатель наделяет Кирилла, молодого москвича без высшего образования, менеджера по продаже электроники. В итоге этот простой парень обладает таким культурным багажом, которому позавидуют многие читатели «Чистовика».

Итог: по традиции, второй том в дилогиях Лукьяненко — слабее первого. «Фальшивые зеркала» не дотягивают до «Лабиринта отражений», «Звездная тень» — до «Звезд — холодных игрушек», «Танцы на снегу» — до «Генома». Да и «Близится утро» скучнее «Холодных берегов». «Чистовик» — очень качественная, истинно «лукьяненковская» фантастика, но... «Черновик» заставил нас мечтать о большем.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review1457.htm
Сергей Лукьяненко «Пристань желтых кораблей»
Десять лет назад издательство «Кранг» в серии «Фантоград» выпустило сборник Сергея Лукьяненко «Отложенное возмездие». Некоторые вошедшие в книгу произведения неоднократно публиковались позже, но большинство до недавнего времени можно было обнаружить только на ее страницах или в интернете.


«Пристань желтых кораблей», появившаяся в серии «Звездный лабиринт-мини» в непривычно твердом переплете, — сбывшаяся мечта многочисленных поклонников Лукьяненко. Центральное место нового сборника занимают три откровенно подростковых повести: «Отложенное возмездие», «Восьмой цвет радуги» и антиутопия «Тринадцатый город». Кроме них, в том включены и другие малоизвестные работы писателя, выходившие 15-20 лет назад в разнообразных журналах и газетах. Среди них отдельного упоминания заслуживает трогательный и очень сильный рассказ «Чужая боль» о безжалостных людях будущего и их смертельных играх.

Есть здесь также ранее нигде не печатавшиеся вещицы — своеобразный «Поймать пятимерника!», любопытный «Офицер особых поручений», забавное «Предание о первом атеисте», сатирический «Пастор Андрей, корабельный мулла, по совместительству — Великое Воплощение Абсолютного Вакуума» и великолепный «Три тощака». Последний рассказ не фантастичен, зато это маленький шедевр. Ведущие жалкий образ жизни актеры начала девяностых задействованы в пьесе по книге Юрия Олеши «Три толстяка». Вот только в их исполнении история Суок и Тутти превратилась в фарс.

Конечно, почти все собранные в «Пристани желтых кораблей» тексты уступают более поздним (и более объемным) творениям Лукьяненко. Они ученические. Но не слабые. В этих повестях и рассказах причудливым образом переплетаются множество самых разнообразных идей, вот только действительно цельная картина создается далеко не каждый раз. Нынешний Лукьяненко серьезнее. Он тщательно разрабатывает жилу, на которую наткнулся в молодости. Отдельные эпизоды его ранних зарисовок впоследствии перешли в романы. В новых книгах мэтра больше нет хаотичности, бурлящий поток превратился в реку, произведения стали лучше по сюжету, стилю и эмоциональному накалу.

Итог: сейчас, на волне успеха «Дозоров», этот сборник познакомит многих новых почитателей писателя с его первыми опытами в литературе. Разочаруют ли они фэнов? Вряд ли! Скорее — сподвигнут прочесть другие, более удачные книги Лукьяненко.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review2109.htm
Глен Кук «Шепчущие никелевые идолы»
Он вернулся! Все тот же старый добрый Гаррет. Широкая душа. Отзывчивое сердце. Сомнительное чувство юмора. Похотливый взгляд, алчно провожающий очередную юбку. Пудовые кулаки, время от времени сжимающие залитую свинцом дубинку. И довольно эластичная совесть. А что поделаешь: совестливые в Танфере долго не живут...

Прогуляемся по улицам великого города Танфера — живописного обиталища людей и разной нелюдской шушеры. Впрочем, шшш! По нынешним временам за разжигание межнациональной розни можно и в тюрягу угодить. Или получить топором по кумполу. И никто цветочков на могилку носить не будет. Ибо в городе, который лишь пару лет назад выполз из столетней войны, сантименты не в чести.

Ладно, что же там с Гарретом? Парень вновь влез в неприятности по самые уши. Для разнообразия — не по своей дурости. Домоправитель Дин повелся на жалость, на сей раз к сиротке Пенни Мрак, взяв у нее на сохранение корзинку очаровательных котят. А зверьки оказались с секретом. За ними охотится банда религиозных фанатиков. Причем ребята на голову отмороженные: изо всех аргументов признают лишь грубую силу и носят омерзительно скроенные зеленые панталоны. Неудивительно, что в Танфере они мрут как мухи — за такие штаны вдобавок к дурным манерам пришибить их сам бог велел!

А преступный мир города находится на грани взрыва. Мафиозные главари наконец уразумели, что «крестный отец» Чодо Контагью недееспособен и делами заведует его дочурка Белинда. Баба на месте Босса? Это же вызов вековым традициям! А танферские бандиты традиции чтят, потому все как один готовятся взяться за ножи. Вдобавок в городе объявился неизвестный колдунишка, сжигающий людей изнутри. И Гаррет, как водится, оказался в самом центре заварухи. А его могущественный компаньон Покойник, как назло, дрыхнет без задних ног...

Итог: несколько предыдущих романов цикла были слабоваты. Казалось, Кук исписался и серию о Гаррете пора сдавать в архив. Однако «Идолы» неплохи. Конечно, ничего нового вы в романе не найдете, но фанаты наверняка порадуются. Для них, в конце концов, это писано. Ведь чужакам на улицах Танфера ловить нечего...

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review1397.htm
Глен Кук «Помощники Ночи»
Глен Кук пользуется у нас популярностью благодаря сериалам о сыщике Гаррете и Черном Отряде, поэтому каждая его новая работа воспринимается с интересом. «Помощники Ночи» открывают новый цикл фэнтези, основанный на событиях эпохи крестовых походов — противостояния христианства и ислама. Тема очень востребованная и актуальная.

Герой Элс Тэг — офицер ша-лугов, воинов-рабов, прототипом которых послужили египетские мамлюки. Командующий ша-лугов Гордимер Лев отправляет Элса в западные земли, чтобы шпионить за неверными и помешать организации Священных Походов. Элс под именем наемника Пайпера Хэхта делает блестящую военную карьеру: от простого солдата до главнокомандующего войсками Патриарха.

Тэга поджидают нешуточные опасности. Он понимает, что Лев ведет с ним нечестную игру, из-за чего верность героя поколеблена. Но главная беда грозит со стороны богонов — местных богов-демонов. Однажды Элс совершенно случайно убил богона, чего ранее никому из людей не удавалось. Демоны всполошились и решили любой ценой прикончить обидчика, для чего отправили по его следам живых мертвецов.

Сюжет книги довольно запутан, чему способствует обилие названий, имен и терминов — при отсутствии глоссария. Но главная беда — ужасающего качества перевод, из-за которого невозможно оценить реальные достоинства романа (поэтому мы и не ставим оценку за стиль). Перед нами фактический подстрочник, сляпанный с помощью компьютерной программы. Положение мог бы спасти грамотный редактор — у книги их аж двое, — но свои деньги они получили явно зря. Достаточно прочесть цитаты.

Итог: потенциально любопытная книга, безнадежно испорченная переводом и редактурой.

Цитаты
-Элс удивлялся тому, что в плену им удалось избежать жестокости. Наверное, причина крылась в просторном помещении.
-В империи Грааля, особенно на севере, женщины должны были обладать бедрами и мышцами, вероятно, чтобы родить ребенка, не отходя от плуга.
-Город-метрополь внушил брату Светочу благоговейный страх... (судя по тексту, имеется в виду некрополь, город-могильник).
-Кольцо принципата Бруглиони, казалось, весило двадцать футов (в книге мера длины фут и мера веса фунт постоянно путаются).
-На самом деле все дело было в том, что в городе отсутствовали женщины в возрасте полового созревания, какими бы либеральными ни были взгляды человека.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review743.htm
Глен Кук «Злобные чугунные небеса»
Цикл романов о сыщике Гаррете, живущем и действующем в мире, полном магии, — одно из самых популярных творений Глена Кука. В жанре иронической фэнтези этот сериал ненамного уступает "МИФу" Роберта Асприна и "Плоскому миру" Терри Пратчетта. А "Чародея поневоле" Кристофера Сташеффа обходит на пару корпусов. Даже другой известный цикл того же Глена Кука, стильные и мрачные "Хроники Черного Отряда", не пользуется у читателей таким спросом.

Действие "приключений Гаррета" разворачивается преимущественно в Танфере. Город заселен представителями десятков различных рас — от пикси и гномов до гигантов и троллей. Власть в этом городе принадлежит группе могущественных магов, "волшебников с Холма". Подробнее о нравах колдовской аристократии можно узнать из "Черного отряда". Однако далеко не все проблемы в этой жизни можно решить при помощи магии, и даже сильным мира сего время от времени приходится обращаться за услугами к сыскарю-профессионалу... Разумеется, для тех, кто хоть мало-мальски знаком с традициями американского "крутого детектива", не секрет, что за тексты легли в основу этого сериала. Сыщик Гаррет — фэнтезийный двойник Филипа Марлоу из книг Раймонда Чандлера, а также Арчи Гудвина из произведений Рекса Стаута. Роль напарника нашего героя вместо тучного любителя орхидей играет покойный логхир, душа которого упорно не желает расставаться с телом после смерти владельца. Бывший морской пехотинец, а ныне преуспевающий частный детектив, верный друг, славный выпивоха и, простите за прямоту, матерый бабник, Гаррет то и дело попадает впросак, но в конечном счете неизменно выходит победителем из схваток с преступным миром.

В одной из предыдущих серий, романе "Жалкие свинцовые божки", Гаррету уже доводилось столкнуться с выходцами из иного измерения — с богами полузабытых культов, мечтающими восстановить свою былую власть. В книге "Злобные чугунные небеса" (Angry Lead Skies, 2002) ситуация прямо противоположная: на сей раз спокойствие Танфера нарушают существа, явившиеся из мира, где о магии даже не подозревают. Это не мешает правонарушителям творить при помощи странных амулетов сверхъестественные вещи — менять внешность, создавать иллюзии, видеть за много миль, летать на огненных шарах... Дальше, думаю, можно не продолжать: что именно "маленькие зеленые человечки" забыли в Танфере, при желании прочитаете сами. В конце концов, детектив есть детектив, здесь нельзя подсказывать громким шепотом: "Убийца — дворник!", даже если сам автор то и дело нарушает это правило. Увы, забавная и остроумная игра, начатая пятнадцать лет назад, превратилась в рутину — такое ощущение, что новый роман о Гаррете Глен Кук писал по инерции, выполняя давние обязательства перед читателями, и не более того. "Злобные чугунные небеса" ничем не выделяются на фоне других произведений цикла. Незамысловатый юмор, незамысловатый сюжет — поклонники Гаррета особого разочарования, надеюсь, не испытают. Но если вы этот роман ненароком пропустите — тоже немного потеряете.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review1859.htm
Лоис Макмастер Буджолд «Разделяющий нож: Наследие»
Предыдущий том «Разделяющего ножа» на 80% был «лавбургером» — любовным романом с легкой примесью фэнтезийной авантюры. «Наследие» чуть больше соответствует ярлыку Буджолд, который она навесила на свое произведение в одном из интервью, — «гибрид фэнтезийного любовного боевика и социально-психологической драмы».

Крестьянка Фаун и маг Даг Рэдвинг, наконец-то поженившись, отправляются к мужниной родне, в племя Стражей Озера. Недоброжелательный прием, с которым влюбленные столкнулись в крестьянской среде, не идет ни в какое сравнение с реакцией Стражей. И главная причина — вовсе не презрение волшебников к невежественным крестьянам. Просто магические способности Стражей, благодаря которым они сражаются с демонами-Злыми, передаются по наследству. Поэтому вся их культура направлена на сохранение чистоты крови. Естественно, связь с крестьянкой не вызывает восторга, ведь из-за этого может пресечься линия щедро наделенного Даром Рэдвинга. А значит, ослабеет незримая плотина, ограждающая остатки цивилизации от натиска демонов.

С другой стороны, Стражи, невзирая на все усилия, понемногу проигрывают войну. Возможно, нужен новый подход к проблеме, который не способны увидеть Стражи, зацикленные на традициях предков? Ведь среди крестьян тоже попадаются люди с Даром: может, двум общинам настала пора объединиться? Буджолд не дает окончательных ответов.

«Наследие» не может похвастать экшеном: как и в первом томе, здесь имеется лишь одно столкновение со Злым. Основа книги — острый социально-психологический конфликт внутри Стражей, подробный показ их культуры и обычаев. И немного любви главных героев. Также Буджолд чуть больше рассказывает читателям о мире своих персонажей. И явно неспроста: похоже, Дага и Фаун ждет дальняя дорога и немало шокирующих открытий.

Итог: чуть поинтересней «Приманки», но значительнее слабее лучших вещей ЛМБ. Не зря автор призналась, что «Разделяющий нож» дался ей значительно легче других книг. Увы, легче не значит лучше...

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review1772.htm
Лоис Макмастер Буджолд «Разделяющий нож: Приманка»
Когда Лоис М. Буджолд только начинала писательскую карьеру, она собиралась сочинить любовный фантастический роман, которым должен был стать «Осколки чести». Однако автора распирали идеи, и в книге оказалось переплетено слишком многое. Кроме любовной линии присутствовали политика, война, интриги, толпа ярких вспомогательных персонажей и клубок страстей. А самое главное — увлекательный сюжет, который разворачивался в великолепно продуманной вселенной. В дальнейшем ЛМБ не раз делала любовь одной из сквозных тем своих книг, однако романтике всегда сопутствовало что-то еще. Но Буджолд твердо решила написать чистый romance, о чем громогласно и заявила. Дескать, пишу любовное фэнтези, и точка!

Что ж, поставленную перед собой задачу ЛМБ выполнила на все сто. Вот только это как-то не радует. На первый взгляд, роман «Разделяющий нож» (точнее, первый его том «Приманка») — фэнтези авантюрное, с вполне традиционным для такого рода книг сюжетом: дева в беде, подстерегающие ее опасности, доблестный защитник. Вот только никакого значения типичный авантюрный расклад книги не имеет. Но по порядку...

Юная крестьянка Фаун совершила ошибку, которую делают многие ее сверстницы и в нашем мире, — выбрала «не того» парня. Местный красавчик Санни оказался эгоистичной скотиной, и, чтобы не стать опозоренной, беременная Фаун бежит из родного дома, рассчитывая найти приют и работу в городе. Правда, большой мир обходится с девушкой неласково. Ее похищают, пытаются изнасиловать, а потом и вовсе убить — причем делают это не простые разбойники, а креатуры Злого, одного из кошмарных демонов этого мира. Но нет худа без добра. Во время своих злоключений Фаун встречает однорукого Дага, потрепанного жизнью члена Стражей Озера — загадочного клана владеющих магией борцов с нечистью. Вдвоем им удается прикончить Злого, использовав для этого особое волшебное оружие Стражей — Разделяющий Нож. Дальше между героями вспыхивает горячая любовь и после череды переживаний, как всегда, мастерски описанных Буджолд, их сердца соединяются. Собственно, и предыдущие фэнтезийные романы ЛМБ из шалионского цикла были построены примерно по той же схеме. За одним главным и решающим отличием. Если в шалионских романах сюжет относительно плавно распределялся по всему тексту, то приключенческая линия «Приманки» — лишь завязка, вбирающая в себя первую четверть книги. А вот потом фантазию ЛМБ более не связывают никакие авантюры — перед нами почти незамутненный лавбургер.

Нельзя сказать, что на протяжении трехсот с гаком страниц с героями ничего не происходит, — вот только к фэнтези события не имеют ни малейшего отношения. Действие могло бы разворачиваться, скажем, в наши дни — где-нибудь вдали от цивилизации. Или в средневековье. Или на Диком Западе. В общем, в любом месте, куда забрасывают своих героев авторы romance.

Вселенную романа ЛМБ набросала лишь пунктиром (она, похоже, ее мало интересует). Некогда Стражи были правителями-волшебниками. Затем разразилась война со Злыми, и цивилизация рухнула. Уцелевшие люди переселились на девственные территории, где образовали странное общество. Фермеры и ремесленники живут сами по себе, снабжая Стражей всем необходимым в обмен на защиту от Злых (смахивает на рэкет!). Причем сословия относятся друг к другу весьма настороженно...

Второстепенные персонажи, которых обычно Буджолд рисует сочными мазками, отчего они становятся для читателя почти осязаемыми, на этот раз скромно копошатся на заднем плане. Авторское внимание, часто даже чрезмерное, обращено на Дага и Фаун. У девушки случается выкидыш — ЛМБ описывает его во всех подробностях. Даг испытывает вожделение к Фаун — читатель узнает об этом в деталях. Секс — наслаждайтесь вволю (см. цитату). Знакомство с будущими родичами — почти полкниги. И странное дело: несмотря на столь пристальное внимание автора, главные герои так и не оживают по-настоящему — вероятно, потому что при их создании ЛМБ использовала годами наработанные штампы. Очередной герой-инвалид, очередная девица — жертва жизненных обстоятельств. Все это уже было, было, было... При этом ЛМБ не утратила мастерства, вот только тот блистательный синтез разных жанров, который и принес ей популярность, растворился бесследно. Увлекательный сюжет, продуманный мир, иронический юмор — зачем? Буджолд пишет лавстори, все остальное — вон!

«Приманку» сложно оценивать адекватно. Если бы «МФ» был специализированным журналом, посвященным romance (таких на Западе полно, ибо по массовой популярности этот вид литературы перекрывает НФ и фэнтези, как экскаватор — землеройку), роману ЛМБ смело можно было поставить очень высокий балл. Как минимум «девятку». Но мы тут, вроде, о фантастике разговариваем...

Итог: очень качественный «женский роман». Но если проблемы взаимоотношений с новоприобретенными родственниками вас интересуют как прошлогодний снег, а в качестве пособия для сексуальных игр вы предпочитаете «Камасутру», тратить время на прочтение этой книги необязательно. Ну а ежели вас за уши не оттянуть от «Не родись красивой», то роман ЛМБ гораздо лучше! Каждому — свое...

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review880.htm
Лоис Макмастер Буджолд «Осколки чести»
Авантюрный роман, «военка», мелодрама — жанры, ограниченные в возможностях и целях. Ведь их авторы адресуются к четко очерченной аудитории. Одни читатели любят лихие приключения, другие — описания масштабных сражений, третьих притягивают душещипательные переживания. Гармонично соединить столь различные предпочтения не каждому дано, но Лоис Макмастер Буджолд задача оказалась по плечу. Результат — один из самых занимательных фантастических сериалов.

«Осколки чести» (1986) — дебютный роман писательницы и первый из входящих в масштабную «Барраярскую сагу». Поначалу Буджолд собиралась ограничиться любовной историей в фантастических декорациях, взяв за образец произведения почитаемой ею Джорджетт Хейер, мастера авантюрно-исторической romance. Но в итоге любовная линия была существенно разбавлена напряженными нравственными коллизиями авантюрного сюжета и драматизмом описываемых событий, что стало узнаваемой чертой авторского стиля Буджолд.

Корделия Нейсмит, капитан исследовательского корабля Колонии Бета, попадает в плен к давним неприятелям из Барраярской империи. Точнее, ее пленителем оказывается один барраярец — опальный военный гений лорд Эйрел Форкосиган. Так случилось, что героям приходится объединить усилия, чтобы выжить на неосвоенной планете. Постепенно они лучше узнают друг друга, и между ними зарождается Чувство, в котором боязно признаться даже себе. Ведь Эйрел и Корделия не юнцы, за плечами солидный груз прожитых лет и горький опыт несложившейся личной жизни. К тому же они выходцы из миров с различной ментальностью. Бета — самая продвинутая цивилизация Галактики, политкорректный «идеальный» капитализм. А Барраяр — суровая феодальная империя, где служение Отчизне и Государю — смысл жизни. Корделии придется пройти немалые испытания среди врагов и друзей, пока она сможет отчетливо осознать, где ее истинное место...

Заслуга Буджолд — в том, что она не дает однозначных ответов. Ни Бета, ни Барраяр не обладают монополией на истину, а герои — не железобетонные супермены. Обжигаясь, они идут тернистым путем, теряя прежние иллюзии и обретая новый смысл существования. Читателю ненавязчиво, безо всякого занудства и лобового морализаторства, предлагается поразмыслить над серьезными вопросами. В чем состоит истинный патриотизм? Как далеко простираются границы чести? Что делать, если совесть вступает в противоречие с долгом?

Еще одно достижение автора — яркие персонажи. Даже второстепенные действующие лица описаны исключительно емко и четко (причем без лишних слов). И книга воспринимается как реальность, куда хотелось бы попасть самому. При этом «Осколки чести» — не самый яркий роман цикла: «Ученик воина» динамичнее, «Игра форов» изощреннее, «Танец отражений» драматичнее... Но «Осколки...» западают в душу, как первая любовь!

Итог: отличная книга из отличного сериала! Достойный ответ тем, кто считает, что космическая опера застряла на уровне Гамильтона и Дока Смита.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review1052.htm
Лоис Макмастер Буджолд «Священная охота»
Лорд Ингри, доверенное лицо канцлера-хранителя печати Хетвара, послан расследовать убийство принца Болесо, младшего сына волдского короля. Принц, известный своим необузданным нравом, попытался насильно затащить в постель юную девицу Йяду из небогатой, но знатной семьи. А та, защищаясь, схватила боевой молот и огрела им августейшую черепушку. В общем, Ингри предстоит замять слухи, а заодно доставить труп принца и его убийцу в столицу. Казалось бы, дельце проще пареной репы, Ингри и не такое проворачивал, но...


Ситуация оказалась связана с запретной магией, которую активно использовал непутевый принц. А когда лорд увидел девушку, то основательно утратил самообладание. Йяда была красивой, умной, невинной, она вызывала искреннее чувство симпатии, однако Ингри трижды попытался ее убить.

Но не по своей вине. Оказывается, кто-то наложил на лорда, который благодарю старинному обряду делит свою душу с волком, тайное заклятие... И это лишь одна из мрачных загадок, которую предстоит раскрыть героям.

Действие книги происходит в мире «Проклятия Шалиона» и «Паладина душ». Однако сюжетно они никак не связаны, даже общих героев нет — только сам мир и боги. Взаимоотношениям людей и богов в книге (да и во всем цикле) уделено особое место. Собственно, вся основная интрига связана с верой и искуплением свершенных некогда деяний. Пять богов используют Ингри и Йяду, одержимых духами животных (в девушку усопший принц вселил дух леопарда), чтобы уничтожить древнее заклятие, которое пошло вкривь и вкось.

Роман хорош. Как обычно у Буджолд, выделяются достоверные и яркие персонажи. Самое забавное, что в книге нет Главного Гада. Точнее, он имеется, но скорее как жертва, хотя от этого антигерой не становится менее опасным. Впрочем, этот персонаж достоин жалости и милосердия, что он в итоге с лихвой и обретает.

Отсутствуют в романе и красочные боевые сцены, а вот психологических переживаний и философских размышлений могло бы быть и поменьше. Однако книгу все это не портит. Буджолд удалось достигнуть определенной гармонии между увлекательным сюжетом и изображением душевных терзаний героев. Хотя хэппи-энд выглядит несколько нарочитым. Схожая по смыслу и сути ситуация с бессмертным принцем Иннелуки в «Ордене Манускрипта» Тэда Уильямса (рецензию на цикл вы можете прочитать в февральском «Мире фантастики» за этот год) смотрелась куда как драматичнее, оставляя в душе кровавую борозду. У Буджолд же развязка страдает излишней схематичностью, в духе «вот и сказочке конец, а кто слушал — молодец».

Тем не менее, роман показывает, что Буджолд, похоже, успешно преодолела творческий кризис, и ее многочисленным поклонникам можно надеяться прочесть еще немало ярких книг любимого автора.

Итог: качественный образчик психологической фэнтезийной авантюры, где недостаток приключений и битв искупает высокая насыщенность текста острыми душевными переживаниями и внутренними коллизиями. Однако до вершин «Танца Отражений» писательница так и не дотянулась.


Присутствуют 
переселение душ

боги

одержимые герои

истинная любовь

Отсутствуют
юмор

Главный Гад

кровавые битвы

эпический размах

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review820.htm
Лоис Макмастер Буджолд «Паладин душ»
Давно являюсь страстным поклонником таланта миссис Буджолд, поэтому новый ее роман был проглочен залпом. Увы, горячего восторга книга не вызвала...

Вкратце о сюжете: второстепенный персонаж «Проклятья Шалиона» вдовствующая рейна (королева) Иста отправляется в паломничество. Ее поджидают опасные приключения, она участвует в обороне крепости Порифорс от вражьих полчищ. В итоге Иста понимает, что боги на нее по-прежнему рассчитывают и ее роль в жизни далеко не сыграна.

Написан роман здорово — плохо писать Буджолд просто не умеет. Как всегда, много внимания уделено психологическим и моральным переживаниям героя (точнее, героини). Вот в этом и загвоздка.

Буджолд создает книги методом синтеза: в Барраярской саге космоопера соседствовала с любовным романом, психологической драмой, военной фантастикой, иронией, детективом, что давало незабываемый эффект. В «Проклятии Шалиона» читателя поджидал сплав псевдоистории с толикой романтики, мистики, драмы. А вот «Паладин душ»... Все забил «женский роман». Нет, книга не «лавбургер», хотя элементы его значительны. Это скорее история женщины, которая пытается найти место в жизни.

У Буджолд уже была книга, где события показывались глазами женщины — «Барраяр», схема которого схожа с «Паладином душ». Женщина в подчеркнуто мужском обществе, где ее удел — вечно оставаться в тени. Но обе героини — сильные личности, которые не намерены сидеть сложа руки. Однако в «Барраяре» Корделия была не одинока: ворох классно выписанных персонажей умудрялся цапнуть по кусочку сюжета, что явно обогащало мир романа. А рядом с Истой — ни одного западающего в душу героя. Типичный romance: яркая женщина как центр и движитель сюжета, и куча муравьишек, ползающих вокруг.

Итог: качественно прописанная психологическая «женская» драма. Вот только читателю противоположного пола придется приложить немало усилий, чтоб не задремать...


Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review2234.htm
Вадим Панов «Костры на алтарях»
Роман «Московский клуб», познакомивший нас с мрачным миром Анклавов, окунал читателя в атмосферу политических интриг, промышленного шпионажа и тайной войны недалекого будущего. В «Поводырях на распутье» мир заиграл новыми красками, история вышла на качественно новый уровень, а интрига достигла апогея. Казалось бы, в третьей книге нас должен ждать яркий финал — ведь Вадим Панов не раз заявлял, что не планирует превращать «Анклавы» в бесконечный сериал. Однако писатель решил, что ставить точку рановато, и создал этакий «вбоквел», сравнительно слабо связанный с предыдущими частями цикла.

Конечно, завязка «Костров на алтарях» напрямую следует из финала второго романа. Сильные мира сего объявляют охоту за наследием покойного Урзака, но в роли охотников выступают новые герои: следователь из Европола, жрица Католического Вуду, а так же несколько наемников, один из которых, Вим Дорадо, и стал главным действующим лицом романа. Именно такого персонажа и не хватало циклу. До сих пор практически все действующие лица мира Анклавов, делились на умелых манипуляторов, самозабвенно предающихся замысловатым политическим интригам, и их вольных или невольных пешек, не способные вести собственную игру. И те, и другие по-своему интересны, но подлинного сопереживания не вызывают. Вим же ловок и опытен, но за ним не стоит никакой серьезной силы — да ему она и не нужна, ведь наемник просто любит жить на полную катушку. А такое качество нечасто встречается среди обитателей людского муравейника под названием Анклавы. Пусть Дорадо без колебаний убивает и не лишен чисто человеческих недостатков, страстей и переживаний, — именно они, вкупе с жесткими принципами и жизнелюбием, превращают его в героя даже более яркого, чем Мертвый. Роль последнего в романе невелика: в Москве разворачивается лишь несколько заключительных глав романа.

Насыщенный неожиданными поворотами детективный сюжет не разочарует поклонников творчества Вадима Панова. Автор, как обычно, не только развлекает читателя, но и старается в увлекательной форме донести определенные идеи. Во-первых, писатель продолжает изучать эволюцию цивилизации: буквально на глазах у читателя из группы ломщиков рождается новый полюс силы Анклавов — сообщество людей, сделавших Цифру смыслом своей жизни. Должного развития в романе эта тема не получила, но наверняка автор к ней еще вернется. Во-вторых, впервые со времен «Тени инквизитора» Панов всерьез затрагивает вопросы веры и религии. Почти все организации Анклавов опираются на ту или иную религиозную доктрину, однако лишь в «Кострах на алтарях» Панов позволяет нам проникнуть за фасад этих церквей-копораций и понять, как они сформировались и что находят в них последователи. Автор весьма искусно иллюстрирует разные пути эволюции и регресса Традиций — через взгляды и поступки своих героев, хотя порой и сбивается на менторский тон.

К сожалению, несколько смазанным оказался финал: персонаж, до этого остававшийся на вторых ролях, попросту превзошел всех противников грубой мощью. Получается, что все подвиги, подлости и хитрости ярких и самобытных героев никому были и не нужны — от них ничего не зависело. Неприятно обнаружить под конец книги, что у тех, кому вы сопереживали, не было ни единого шанса. Тем не менее, Вим сумел свести вничью партию, которую был обязан проиграть, а это дорогого стоит.

Итог: вместо непосредственного продолжения «Поводырей на распутье» мы получили мощную интерлюдию, которая позволяет лучше понять мир Анклавов, познакомиться с его реалиями и взглянуть на них глазами почти полудюжины новых персонажей. Возможно, это не совсем то, чего мы ждали, но, пожалуй, именно такой нетривиальный поворот и нужен был циклу перед выходом на финишную прямую.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review182.htm
Вадим Панов «Московский Клуб»
Похоже, то время, когда имя Вадима Панова и словосочетание "Тайный город" были почти равнозначны, закончились. Один из лидеров нашего городского фэнтези решил примерить потрепанную куртку киберпанка — и в очередной раз показал свое умение творить эпические картины.

Согласно мирозданию по Панову, планету Земля ожидает не слишком счастливое будущее. Ужасные войны в корне изменят политическую карту мира, христианство падет под давлением ислама, а на смену идеалам демократии придут деньги. Крупнейшие транснациональные корпорации построят несколько величественных городов-государств — Анклавов.
Изо всех государств лишь Народная Республика Китай имеет в новом мире какую-то силу, пытается как-то бороться за влияние и мощь. Единственный способ, которым можно вести эту борьбу — тайными путями пытаться добиться чего-либо через Анклавы. Хотя это и запрещено законом. Вокруг попытки реализовать очередной план по улучшению благосостояния Поднебесной и вертится сюжет романа. Полковник Тао и его начальство завербовали ломщика Чайку для взлома сети корпорации "МосТех" с целью похищения важных научных данных и, кроме того, заручились поддержкой финансового магната. Китайцам противостоит всего лишь Служба Безопасности Анклава Москва, но в игру вступает и ряд иных, могущественных сил, которые не могут сквозь пальцы следить за происходящим.

Анклавы — это мир, в котором на первом месте стоит ум, ловкость, сила, и лишь затем сострадание, любовь и милосердие. А потому те люди, которые еще сохранили способность чувствовать, вынуждены с утроенной силой противостоять окружающему миру. И нередко именно на их чувствах пытаются сыграть оппоненты. Совсем немногие персонажи "Московского Клуба" сохранили умение радоваться жизни, красоте мира. И особый психологизм произведения показывает, как эти люди становятся холодными, бездушными машинами, когда выходят за пределы своего круга. Потому что добиться в этом мире чего-то может только боец, готовый каждый день выходить на вечный поединок.

Поражает масштабность полотна, созданного Пановым, — автор охватил не только узкую полоску борьбы в Анклаве Москва, но и не оставил без внимания иной мир, показав, как Анклавы влились в мировую политическую структуру, затронув космические исследования и попросту вкратце поведав историю Земли до эпохи корпораций. Наконец, при нынешней корпоратизации всего мира будущее а-ля "Московский Клуб" не выглядит столь невозможным.