Если честно, я весьма слабо представляю себе, чем занимается философия. Хотя и слушал её 2 семестра, и даже сдал на "отлично". Вынес только стойкую нелюбовь к ней и представление о ней, как о болтологии, занимающейся не своим делом.
Именно поэтому, я постаралась не углубляться и объяснить всё как можно более кратко. Скажите, пожалуйста, если Вы считаете, что философия занимается не своим делом, то какое дело Вы считаете истинно философским?
В основном то, что большинство людей просто не представляют себе, що це таке.
Что такое философия, зачем она нужна или что такое философский эксперимент? Вам непонятно и то и другое и третье?
I ФИЛОСОФИЯ
Я приводила определение довольно краткое и обобщённое. Если Вы, к примеру, посмотрите определение философии, которое приводится в философском словаре, то увидите, что оно действительно одно из самых простых. Попробую дать к нему, как можно более понятные объяснения.
Философия – наука о наиболее общих закономерностях в системе мир-человек.
«Философия – наука». Строго говоря, философия это не только наука. Можно говорить о философии как о идеологии, искусстве, как о неком гуманитарном знании или трансцендирующим
1 постижении объекта, или просто, как о любви к мудрости. Если судить вобщем, философия это скорее мировоззрение
2. Не буду останавливается на этом подробно, так как мы рассматриваем философию именно как науку. Как и медицина, физика, химия, философия как наука, это некая система знаний, определённый раздел знаний.
«...о наиболее общих закономерностях...». Философия отличается от частных наук (биологии, психологии и т.д.) по степени общности законов. Если психология говорит о общих законах для человеческой психики, то философия говорит о наиболее общих законах для мира в целом. К примеру, медицину можно условно разделить на разные отделы, ведь есть разные врачи: хирург, ортопед, педиатр и т.д. Если проводить аналогию, то философия, это как нечто общее, как медицина в целом, а хирургия, ортопедия, педиатрия это химия, физика, экология и т. д.
«...в системе мир-человек». Философия изучает не просто мир, но и место человека в нём. Даже если философ пытается осмыслить мир как нечто отдельное, это осмысление происходит через человека и человеком. Поэтому не просто мир, а именно система мир-человек.
II ЗАЧЕМ НУЖНА ФИЛОСОФИЯ
Можно выделить два типа функций философии.
1. мировоззренческие
а) гуманистическая
Изучение проблемы человека. Ценности человеческой жизни, смысла жизни. Даёт некую мировоззренческую ориентацию. Отсутствие высших ориентиров в жизни приводит к самоубийствам, наркомании, преступлениям. Человек всегда искал, и будет искать смысл, причину и цель своего существования. Как раз философия и специализируется на подобном поиске.
б) социально-аксиологическая
3Она делится не ряд подфункций, главные из них: конструктивно-ценностная, интерпретаторская, критическая. Главное здесь, это разработка ценностей, таких как Добро, Справедливость, Красота, в том числе и общественного идеала. Думаю, всем известно, что смысл стоящий за этими словами зачастую очень разнится. К примеру, Маркс и Ницше, разрабатывая свои философские системы, определяли эти понятия очень по-разному. Даже у современных людей эти понятия очень разнообразны, а исторически они меняются ещё сильнее.
в) культурно-воспитательная
Ориентация человека на истину, справедливость, доброту. Ограждение человека от обыденных и поверхностных рамок мышления.
г) информационная
Разработка мировоззрения, соответствующего современным достижениям науки, интеллектуальным требованиям человека. К примеру, разработка Декартом его теории о дуализме души и тела. Рационализм Декарта был новым философским направлением, новым мировоззрением, соответствующим исторической ситуации.
2. методологические
а) эвристическая
Содействие росту научных знаний, создание необходимых предпосылок. Без мировоззренческих понятий и позиций не возможно развитие науки. А мировоззрением как раз философия и занимается. К примеру, Галилей использовал философскую идею самодвижения, непосредственно не возникающую из опыта, для создания принципа инерции.
б) координирующая
Координирование методов в процессе научного исследования. Совремееная наука всё более специализируется, происходит разделение между учёными по методам работы. В недавнем прошлом в биологии, когда отдельные агробиологи, всемерно подчеркивая специфичность историко-биологического метода, считали его едва ли не единственным, способным доставлять достоверную информацию о специфике биологического объекта; при этом игнорировалось значение методов физики, химии, математики, моделирования в раскрытии сущности процессов жизни. Специалисты-философы отмечают, что наряду с этим есть другая крайность - абсолютизация познавательных возможностей физических и химических методов, особенно в связи с переходом биологии на молекулярный уровень. В структурно-логическом плане координация методов научного познания базируется на философских принципах.
в) интегрирующая
4Философия выступает самым общим интегратором. Обобщение частно научных знаний, создание из отдельных наук общенаучной картины мира. Сюда входит общекультурная интегрирующая функция. Она нацелена также на преодоление разобщенности различных сфер общественной жизни, уровней социальной организации и социальных структур, включая взаимную отчужденность материального производства и духовной культуры, умственного и физического труда, идеологии и науки, искусства и науки, не говоря уже о разобщенности человечества по экономическому, классовому, национальному, расовому и государственному основаниям.
г) логико-гносеологическая
5Разработка самого философского метода, и логико-гносеологического основания тех или иных понятий и структур научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы, "отходя" на время от объекта, в конечном счете "приходить" к нему, обогащая свое истинностное о нем представление. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания. Эти всеобщие методы и понятия вырабатывает философия. Диалектика,
6 как всеобщий метод, задает общие ориентиры познавательной деятельности в различных областях теоретического естествознания. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.
III ФИЛОСОФСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология,
7 теория познания, диалектика как всеобщий метод, социальная философия, общая этика,
8 теоретическая эстетика,
9 философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, "философия философии" (теория философского знания). Сбор информации, как в других науках, подразумевает и теоретические и практические изыскания. Практические действия с целью получения некоторого знания, это и есть эксперимент. Конечно, для эмпирического уровня философии более характерно наблюдение, чем эксперимент. Но это не означает полное отсутствие практической деятельности философской направленности. Нельзя отрицать, например, возможность участия философов - специалистов по философским вопросам естествознания в осуществлении каких-либо мировоззренчески значимых экспериментов. При изучении социальной действительности философу порой необходимо выходить на социальные эксперименты, организовывать их проведение или участвовать в их постановке. Причем это происходит без потери собственно философской направленности исследования. Любая наука изучает общие закономерности, но на конкретных примерах. К примеру, биолог изучает не конкретную кошку, а семейство кошачьих, на примере этой кошки. Так же и философ, изучает наиболее общие закономерности, но это не значит, что он не может изучать их с помощью конкретных действий (экспериментов).
Если Вы хотите простой конкретный пример:
«- Принеси мне плод этой смоковницы.
- Вот он, господин!
- Разломи его!
- Я разломил его, господин!
- Что видишь ты в нём?
- Нежные зёрна, господин.
- Разломи одно из них!
- Я разломил его, господин.
- Что видишь ты в нём?
- Ровно ничего, господин.
И сказал он ему:
- Это тонкая часть, которой ты, дорогой мой, не замечаешь. Из неё, дорогой мой, из этой тонкой части, возникла вся эта большая смоковница. Верь мне, дорогой мой. И эта тонкая часть есть весь этот мир, это – истина, это – атман, это ты, Шветакету.
- Обучи меня и дальнейшему, господин!
- Хорошо, дорогой мой, - сказал он».
«Чхандогья-упанишада» VI, 12 (древнеиндийская философия)
Действия, производимые над смоковницей, и есть эксперимент по поиску, то самой «тонкой части». Это самое простое и конкретное что я смогла отыскать, надеюсь, теперь будет понятней.
1 трансцендентный – выходящий за пределы
2 мировоззрение – совокупность взглядов на мир в целом, и месте человека в нём
3 аксиология – философское учение о ценностях
4 интеграция – объединение в целое отдельных частей
5 гносеология – философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания
6 диалектика – наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления, один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Кратко её можно определить как науку о единстве и борьбе противоположностей.
7 онтология – учение о бытии. В классической философии - учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы
8 этика – философская дисциплина о морали, изучающая мир в понятиях добра и зла
9 эстетика – философская дисциплина, изучающая область выразительных форм любой сферы деятельности, рассматривает мир в понятиях прекрасного и безобразного