Яндекс.Метрика Советская фантастика (1917 - 1991)

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Новости:

Мы переехали! Постарался перетащить всех пользователей и темы-сообщения

Советская фантастика (1917 - 1991)

Автор Карломан, 07 августа 2015, 21:54

« назад - далее »

Карломан

Э-э-э... поговорим о фантастике советской, ну той, что возникла между 25 октября 1917 года и 25 декабря 1991 года.
Многие с нее и начинали, ну те кто пошел в школу до 1985 или 1986.
Назову три романа, которые произвели на меня впечатление, и к которым я возвращался:

1) "Урфин Джюс и его деревянные солдаты" (одни дуболомы чего стоят)
2) "Незнайка и его друзья" (ну это вообще кладезь мудрости и по сей день)
3) "Аэлита" (перечитывал незнамо сколько раз, думаю даже больше чем "Властелин колец")

Предлагаю вспомнить книги того времени... ;)

Rubanok

Из того, что могу сходу вспомнить это "Люди как боги" Снегова и "Лунная радуга"+"Волшебный локон Ампары" Павлова. Просто потому, что перечитывал недавно. Можно еще вспомнить раннего Головачёва (еще когда он не уписался до белой горячки :( )
" - Да, братан Горацио, типа, есть на свете вещи, в которых не шарят наши муд...рецы, блин!", - тихо произнес Ранд глядя на стену коридора, на нацарапанную, вероятно копытом, кровавую надпись "Здесь была Бела!". Теперь он знал, что случилось с Асмодианом...

Сэм

Трудно быть богом. Рассказ и два фильма.

..

Ancient

#3
Тоже сразу вспоминаются "Люди как боги", затем Слепынин "Фарсаны", Ефремов "Час Быка", ну и Стругацкие, естественно. Не все их книги... В советской фантастике был отдельный стиль - такая муть о светлом будущем, этакий "соцреализм", если можно так выразиться, в фантастике. Книги эти были неинтересные и, как мне кажется, достаточно декадентские. Этим грешили на ранних этапах в том числе и Ефремов, и Стругацкие.
Цитата: Карломан от 07 августа 2015, 21:54


1) "Урфин Джюс и его деревянные солдаты" (одни дуболомы чего стоят)
2) "Незнайка и его друзья" (ну это вообще кладезь мудрости и по сей день)

Совершенно согласен, Волков и Носов до сих пор для меня эталоны детской фэнтези и фантастики. Особенно "Незнайка на Луне". Шедевр из шедевров. Я  знал книгу чуть ли не наизусть. Когда я будучи уже взрослым наблюдал расцвет финансовых и ваучерных пирамид, мне было легко не поддаться соблазну, я же читал об "Обществе гигантских растений"  :).

aka_Colt

"Открытие себя" В. Савченко
Один из самых лучших романов про клонирование человека. Плюс замечательные эпиграфы перед главами :)


Bob-Domon

Некоторые советские авторы уже представлены отдельными темами (например, один из патриархов советской фантастики Александр Беляев). Их список будет продолжен, в ближайшее время будут представлены Илья Варшавский с его искрометным юмором, Север Гансовский, чья лучшая повесть "День гнева" не может считаться устаревшей, Дмитрий Биленкин с его тонким интеллектуальным стилем, Ольга Ларионова с ее прекрасной повестью "Леопард с вершины Килиманджаро", Зиновий Юрьев, Александр Мирер, Ариадна Громова и другие.
Так называемая "фантастика ближнего прицела" была более присуща 1940-50-ым годам - в лице Немцова, Казанцева (за небольшими исключениями), Колпакова и других. А в 1960-ых годах уже было написано немало отличных вещей. Вспомним, например, что первая часть "Суета вокруг дивана" знаменитого романа "Понедельник начинается в субботу" впервые была опубликована в тематическом сборнике "Фантастика-64".
Напомню также, что сам Станислав Лем в 1950-ых годах в социалистической Польше издал вполне "соцреалистические" романы "Астронавты" и "Магелланово Облако" (второй роман - с некоторыми оговорками), а его самые знаменитые романы начали появляться также в 1960-ых годах (например, "Солярис" и совершенно не соцреалистическое "Возвращение со звезд" - в 1961 году).
Колдун из Кварта

Suren

Еще был такой корифей как А.Казанцев."Фаэты" ЕГО НАПРИМЕР ИЛИ ПРО ТО как строили подводный тоннель между СССР и США (особенно понравилось что американские инженеры загоняли работяг на стройку с помощью пулеметов).У него была поистине "советская" фантастика - чуть ли не в каждом романе разоблачались язвы капитализма,куда там остальным писателям.Это была фантастика так сказать "ближнего предела" но тоже фантастика да и написано завлекательно,сейчас конечно читается как сатира и такое впечатление что автор за границей ни разу не был.
Что до трилогии Снегова то первая книга мне понравилась а вот "Вторжение в Персей" уже похуже,сложно поверить что можно выиграть межзвездную войну потеряв одного ребенка.

Bob-Domon

Цитата: Suren от 10 августа 2015, 14:24
Еще был такой корифей как А.Казанцев."Фаэты" ЕГО НАПРИМЕР ИЛИ ПРО ТО как строили подводный тоннель между СССР и США (особенно понравилось что американские инженеры загоняли работяг на стройку с помощью пулеметов).У него была поистине "советская" фантастика - чуть ли не в каждом романе разоблачались язвы капитализма,куда там остальным писателям.Это была фантастика так сказать "ближнего предела" но тоже фантастика да и написано завлекательно,сейчас конечно читается как сатира и такое впечатление что автор за границей ни разу не был.
Что до трилогии Снегова то первая книга мне понравилась а вот "Вторжение в Персей" уже похуже,сложно поверить что можно выиграть межзвездную войну потеряв одного ребенка.
Потому и я после указания Казанцева написал "за небольшими исключениями", он, во всяком случае, лучше Немцова.
Отмечу, что Казанцев был также известным шахматным композитором и в некоторых своих рассказах "разыграл" лучшие свои этюды. Интересны также красивое доказательство теоремы Пифагора на шахматной доске, найденное на древнеиндийской (реальной!) пластинке, рассказы о якобы состоявшихся шахматных встречах между знаменитым математиком Ферма и кардиналом Ришелье, а также шахматно-фантастический рассказ "Подарок Шамбалы".
Колдун из Кварта

Rubanok

Цитата: Suren от 10 августа 2015, 14:24Что до трилогии Снегова то первая книга мне понравилась а вот "Вторжение в Персей" уже похуже,сложно поверить что можно выиграть межзвездную войну потеряв одного ребенка.
Может намек на "слезинку ребенка".
" - Да, братан Горацио, типа, есть на свете вещи, в которых не шарят наши муд...рецы, блин!", - тихо произнес Ранд глядя на стену коридора, на нацарапанную, вероятно копытом, кровавую надпись "Здесь была Бела!". Теперь он знал, что случилось с Асмодианом...

Bob-Domon

В качестве очень неплохого обзора советской фантастики 1920-70-ых годов я бы посоветовал эссе бывшего советского, а теперь русского фантаста Геннадия Прашкевича "Адское пламя", первая часть которого (собственно "Адское пламя") была написана в 1996 году, а вторая часть ("Гибель шахмат") - в 2003 году. Эссе переиздавалось несколько раз (в том числе - в известной серии "Классика отечественной фантастики" издательства АСТ в 2003 году), форма его довольно необычна - он размышляет именно о том, как могла бы выглядеть антология советской фантастики, если бы ее составлял он (в свое время у него вместе с друзьями-писателями такой проект был). При этом он сравнивает произведения советских и западных (в основном, англо-американских) фантастов, писавших в тех же годах. Эссе написано хорошим языком и весьма аргументированно.
Колдун из Кварта

loki

Цитата: Ancient от 08 августа 2015, 07:51муть о светлом будущем, этакий "соцреализм", если можно так выразиться, в фантастике. Книги эти были неинтересные
Не согласен категорически. Персонажи Быкова, Юрковского и Дауге трудно назвать "мутью соцреализма" (как и повести с их участием). "В стране багровых туч" и "Путь на Амальтею" одни из самых любимых моих произведений у Стругацких. И дело совсем не в воспевании коммунистического будущего (хотя и это там есть). Речь ведь идёт о человеке с большой буквы, о порядочности, о самопожертвовании, об умении трудиться, ничего не прося взамен. Сейчас не самые модные, вообще говоря, качества. Попробуйте перечитать Островского или хотя бы посмотреть фильм "Как закалялась сталь" (с Лановым или с Конкиным), не обращая внимания на лозунги. И тогда главный персонаж предстаёт совершенно живым человеком - настоящим героем, сто очков вперёд дающим псевдогероям нынешних booblegum-фильмов. Именно и исключительно в человеческом плане, герой из плоти и крови.

Цитата: aka_Colt от 09 августа 2015, 05:11"Открытие себя" В. СавченкоОдин из самых лучших романов про клонирование человека.
Полностью и безоговорочно подписываюсь. На мой взгляд, этические аспекты клонирования так полно до сих пор не описаны.
Цитата: Карломан от 07 августа 2015, 21:54"Незнайка и его друзья" (ну это вообще кладезь мудрости и по сей день)
Кстати говоря, маленьким был - любил бесконечно. Но ведь она (в отличие от Стругацких, где коммунистическое будущее - не более чем фон) насквозь политизирована. Вот был такой человек-пародия капиталистическая акула Скуперфильд, прилетели хорошие ребята, устроили революцию и всё кино :) Между прочим, о рекламе впервые я как раз из "Незнайки на Луне" узнал  :)
Жалеть не будут коротышки
И не потратят денег зря
Коль будут все жевать коврижки
Конфетной фабрики Заря.
:)

Ancient

Цитата: loki от 13 августа 2015, 07:27Не согласен категорически. Персонажи Быкова, Юрковского и Дауге трудно назвать "мутью соцреализма" (как и повести с их участием). "В стране багровых туч" и "Путь на Амальтею" одни из самых любимых моих произведений у Стругацких. И дело совсем не в воспевании коммунистического будущего (хотя и это там есть). Речь ведь идёт о человеке с большой буквы, о порядочности, о самопожертвовании, об умении трудиться, ничего не прося взамен.
Нет, loki. Вы меня не слишком правильно поняли. Я ничего не имею против соцреализма (в т.ч. романа "Как закалялась сталь"). И я совсем даже не против коммунистического романтизма и героики в фантастике. "В стране багровых туч" мне тоже нравится, но я говорил, скорее, о присущем части советской фантастики 70-х и начала 80-х коммунистического декаданса.  Это и была муть.

Bob-Domon

Цитата: Ancient от 13 августа 2015, 13:11"В стране багровых туч" мне тоже нравится, но я говорил, скорее, о присущем части советской фантастики 70-х и начала 80-х коммунистического декаданса.
Вот здесь я не соглашусь. В 1970-х, а тем более в 1980-х годах было много просто плохой фантастики - в литературном смысле. Идейная муть тогда почти выветрилась, поскольку в светлое коммунистическое будущее уже мало кто верил, так что лжепафос в произведении был бы просто смешон. В той же повести "Страна багровых туч" (это название точнее) пропаганды гораздо больше, и потому сам Аркадий Стругацкий писал о ней:
ЦитироватьНаш первый ребёнок. Беспомощный, неуклюжий и нелюбимый.
Впрочем, он был слишком строг к их детищу - литературный дар авторов спасает эту повесть, которая продолжает нравиться и мне.
Напомню, что СБТ была написана в 1950-е годы, когда царила пресловутая "фантастика ближнего прицела", которой авторы повести вынуждены были в какой-то мере отдавать дань. А произведения со сколь-нибудь яркими идеями в конце 1940-ых - начале 1950-х годов беспощадно преследовались, как произошло, например, с безусловно талантливой повестью "В Стране Дремучих Трав" (1948) Владимира Брагина, подвергнутой уничтожающей критике (мол, как может наш, советский человек так уменьшиться в размерах и стать меньше какой-нибудь гусеницы). А ведь Ричард Матесом свой роман "Невероятно уменьшающийся человек" с аналогичной идеей опубликовал лишь в 1956 году...
Добавлю, что после этой критики Брагин сразу стал "непечатным" - вплоть до 1960 года, когда повесть была наконец переиздана (хрущевская "оттепель"!). Но... "поезд ушел" - больше ничего в области фантастики Брагин так и не написал (он умер в 1972 году).
Колдун из Кварта

Ancient

Цитата: Bob-Domon от 13 августа 2015, 15:13Идейная муть тогда почти выветрилась, поскольку в светлое коммунистическое будущее уже мало кто верил, так что лжепафос в произведении был бы просто смешон.
Не про идейную муть и не про пафос или лжепафос я говорю, а совсем даже наоборот, в ключе того, как вы и говорите, про неверие в будущее. Муть была не идейная, а в бедности сюжетов, плоских характерах героев и т.п. Дело в том, что верить - не верить применительно к фантастическому произведению было уже поздно. Оно, это светлое будущее в нем наступило. И вот  достаточно часто можно было видеть, как "всесторонне развитая личность" в светлом  мире страдает от подобия депрессии. Я не буду называть сейчас авторов. Некоторых из них сейчас нет в живых, к сожалению. В принципе, достаточно найти публикации тех лет, чтобы все это освежить в памяти, но я не хочу. Почему-то мне всегда великолепным образцом данного декадентского космически-коммунистического будущего виделось произведение далеко не советское. Майкл Муркок "Танцоры на краю времени". Когда я впервые читал роман, то видел некие параллели с той советской фантастикой.

Dolorous Malc

Цитата: Bob-Domon от 13 августа 2015, 18:13"В Стране Дремучих Трав" (1948) Владимира Брагина, подвергнутой уничтожающей критике (мол, как может наш, советский человек так уменьшиться в размерах и стать меньше какой-нибудь гусеницы). А ведь Ричард Матесом свой роман "Невероятно уменьшающийся человек" с аналогичной идеей опубликовал лишь в 1956 году...
А "Необыкновенные приключения Карика и Вали" - 1937.