Яндекс.Метрика Советская фантастика (1917 - 1991) - Страница 4

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Новости:

Мы переехали! Постарался перетащить всех пользователей и темы-сообщения

Советская фантастика (1917 - 1991)

Автор Карломан, 07 августа 2015, 21:54

« назад - далее »

Ancient

Цитата: Bob-Domon от 17 августа 2015, 14:07
А ведь "слона-то мы и не приметили"! :D
Забыли упомянуть бессмертную фантастическую (строго говоря, даже научно-фантастическую :)) кинокомедию "Иван Васильевич меняет профессию".
Да уж, шедевр! Хотел сказать, что куда там "Янки при дворе...", но вспомнил, что в СССР и Марка Твена экранизировали :).

Карломан

Цитата: Ancient от 17 августа 2015, 10:09вспомнились и советские фантастические фильмы

"Аэлита" - немой фильм 1920-х.
В фильме слишком много отсебятины. Но на Западе фильм признается одним из лучших в жанре НФ на заре кинемотографа, Классика жанра.
Кстати, первый фильм Игоря Ильинского.
Мне в фильме понравились картины нэпмановской Москвы.

Цитата: Bob-Domon от 17 августа 2015, 11:28"Земля Санникова" (1973, по одноименному роману Владимира Обручева, замечательные песни).

Да, кстати, вот еще два романа, которые для моего поколения были культовыми в жанре НФ:
"Плутония" и "Земля Санникова"

Отец потом купил книгу Обручева. где помимо этих двух романов были собраны черновики Обручева к ненаписанным НФ-романам. Полным был только рассказ "Загадочная находка" - о гибели планеты вследствие глобальной катастрофы

Карломан

Цитата: Bob-Domon от 17 августа 2015, 14:07А ведь "слона-то мы и не приметили"! Забыли упомянуть бессмертную фантастическую (строго говоря, даже научно-фантастическую ) кинокомедию "Иван Васильевич меняет профессию".

"Мастер и Маргарита" -  в некотором роде тоже советская фэнтази, где в роли "ночного дозора" выступают внутренние органы (они в романе прямо не названы, но читатель понимает, что речь идет о всенароднолюбимой милиции или НКВД, кому как нравится)

Bob-Domon

Цитата: Карломан от 17 августа 2015, 20:58
"Мастер и Маргарита" -  в некотором роде тоже советская фэнтази, где в роли "ночного дозора" выступают внутренние органы (они в романе прямо не названы, но читатель понимает, что речь идет о всенароднолюбимой милиции или НКВД, кому как нравится)
"Мастер и Маргарита", ИМХО, по сегодняшним понятиям - чистейший фэнтези-роман. :)
Если говорить о Михаиле Булгакове, то нужно упомянуть и такие его фантастические произведения, как "Дьяволиада", "Роковые яйца", "Похождения Чичикова" (с оговорками) и, конечно, "Собачье сердце".
Но тогда не нужно забывать и о знаковом романе "Мы" (1920) Евгения Замятина, ведь она была написана в Советской России, хотя и печатать ее запретили, заподозрив в нем карикатуру на будущее социалистическое общество. Напомню, что за рубежом этот роман уже давно считается первым по времени в тройке классических антиутопий - "О дивный новый мир" (1932) Олдоса Хаксли и "1984" (1948) Джорджа Оруэлла.
Колдун из Кварта

Raiden

#49
Странно, никто не вспомнил советский фильм "Лунная радуга" (1983) - экранизация первого романа С. Павлова. Правда фильм сумбурный, хаотичный. И лучше заранее быть знакомым с оригинальной книгой. Но тем не менее в своё время собрал свою кассу в кинотеатрах. :) А какая там в начале фильма музыка Э. Артемьева, когда главгерой проходит полигон!  [:-}
Кстати, упоминал ли кто нашу экранизацию Азимова "Конец Вечности" (1987)? Помню, что впечатления от фильма у меня были тягостные, в сравнении с книгой.
Отдел по внеклассному чтению во внеурочное время.

Bob-Domon

Цитата: Raiden от 18 августа 2015, 11:25Правда фильм сумбурный, хаотичный.
Потому и не упомянул.) Хотя музыка действительно хорошая.
А кассу тогда собирали практически все фантастические фильмы, по причине их дефицита и относительной новизны в те времена. Например, очень популярным среди зрителей (по крайней мере, у нас, в Армении) был один из первых советских фильмов о космическом путешествии "Планета бурь" (1961, по одноименной повести Александра Казанцева), увы, сейчас явно устаревший, несмотря на уникальные в то время технологии комбинированной съемки. Но интересно, что фильм был куплен американцами, перемонтирован в студии известного режиссера Роджера Кормана (режиссера цикла фильмов 1960-х годов по произведениям Эдгара По, со знаменитым "королем ужасов" Винсентом Прайсом в главной роли) и в 1965 году вышел на экраны уже под названием "Путешествие на доисторическую планету". Более того, в 1968 году после незначительной переделки был выпущен еще один фильм "Путешествие на планету доисторических женщин".
Цитата: Raiden от 18 августа 2015, 11:25Кстати, упоминал ли кто нашу экранизацию Азимова "Конец Вечности" (1987)? Помню, что впечатления от фильма у меня были тягостные, в сравнении с книгой.
Эта экранизация, по мнению многих критиков, которое я вполне разделяю, действительно получилась очень неудачной.
Колдун из Кварта

Raiden

Да, про "Планету Бурь" наслышан. Как-то попалась трансляция на каком-то канале, но с середины смотреть не хотелось, а книгу я в своё время читал и хотя уже не так, чтобы очень хорошо помню, да и творчество Казанцева у меня никогда не вызывало восторгов, в отличие от других авторов - так что смотреть не стал.
Вспомнил ещё один фильм 80-х "Петля Ориона" (1980), но всё что помню от впечатлений о фильме - фигня, хотя и фантастика. :)
Кстати!
Вспомнил вот ещё один советский фантастический (больше, конечно, сказочный) фильм "Новый Гулливер" (1935). На то время был вершиной по технике съёмок живых актёров с куклами. А песенки какие там! :) "Моя лилипуточка, приди ко мне... Побудем минуточку на едине"... Это ж хит! Он и сейчас актуален и звучит!  :D
Отдел по внеклассному чтению во внеурочное время.

Bob-Domon

Цитата: Raiden от 18 августа 2015, 13:42Вспомнил ещё один фильм 80-х "Петля Ориона" (1980), но всё что помню от впечатлений о фильме - фигня, хотя и фантастика.
Невразумительный фильм - ни режиссура, ни игра актеров не блещут.
Цитата: Raiden от 18 августа 2015, 13:42Вспомнил вот ещё один советский фантастический (больше, конечно, сказочный) фильм "Новый Гулливер" (1935).
Этот фильм доступен и сейчас, в отреставрированном виде. Немного портит его идеологическая составляющая, а так - вполне хорош, тем более для своего времени.
Неплохая экранизация одноименного романа Герберта Уэллса - "Человей-невидимка" (1985). Интересно, что в этом фильме Гриффин - положительный герой, а Кемп - отрицательный, именно он хочет завладеть секретом невидимости Гриффина и стать владыкой мира. :)
Колдун из Кварта

Bob-Domon

Возможно, не все знают, что с фантастическими произведениями отметился и Александр Куприн. Всего таких у него около десятка, но в первую очередь заслуживают внимания повести "Жидкое солнце" (1913) и "Звезда Соломона" (1917). Первая из них - типичная НФ о физике-изобретателе Генри Диббле, который замыслил облагодетельствовать человечество - с трагическим исходом, что не удивительно. Вторая - мистическое фэнтези, герой которого, скромный чиновник по имени Иван Цвет, сумел, как Фауст, вызвать дьявола, который начал исполнять все его желания. Повесть очень увлекательна, в отличие от первой, которая, ИМХО, все же несколько суховата.
Интересны также замыслы рассказов "Королевский парк" (1911) и "Механическое правосудие" (1907), а также совсем небольшой рассказик "Тост" (1906) - чистая утопия, описывающая мир через 1000 лет, в 2906 году.
Добавлю также, что, на мой взгляд, повесть "Олеся" (1898), одна из самых популярных и наиболее часто переиздаваемых в творчестве писателя, вполне может считаться фэнтезийной, ведь его героиня вместе со своей бабушкой - настоящие колдуньи, да и антураж (Полесье, дремучие леса) соответствующий, стиль повествования - тоже...
Колдун из Кварта

Dolorous Malc

Справедливости ради, Куприн таки российский, дореволюционный писатель, а не советский.
Так-то и Пушкина, и Гоголя можно вспомнить...

Bob-Domon

Цитата: Dolorous Malc от 19 августа 2015, 18:06Справедливости ради, Куприн таки российский, дореволюционный писатель, а не советский.
Я этого возражения ждал, но не будем забывать, что Куприн писал и после 1917 года (причем отличные произведения, как, например, роман "Юнкера", 1932), к тому же под конец жизни вернулся в Советский Союз (как и Горький, вернувшийся несколько раньше, которого нередко называют русским советским писателем). К тому же повесть "Печать Соломона" он написал в революционном 1917 году (что интересно само по себе).
Так что называть его дореволюционным писателем, а тем более - сравнивать с Пушкином и Гоголем не совсем правомерно.
В случае этих классиков можно было бы провести параллели, например, с их современником Владимиром Одоевским - одним из первых (если не первым) российских фантастов, автором "Русских ночей" (1844), "4338-й год: Петербургские письма", "Города без имени" и нескольких других фантастических произведений (на мой взгляд, довольно скучных).
Колдун из Кварта

Карломан

Цитата: Bob-Domon от 19 августа 2015, 15:19Александр Куприн. Всего таких у него около десятка, но в первую очередь заслуживают внимания повести "Жидкое солнце" (1913) и "Звезда Соломона" (1917).

Вообще-то имелся в виду конкретный исторический промежуток 1917-1991

Bob-Domon

Цитата: Карломан от 19 августа 2015, 20:45
Вообще-то имелся в виду конкретный исторический промежуток 1917-1991
"Звезда Соломона" была написана и опубликована как раз в 1917 году. К тому же речь шла о Куприне-фантасте, а у него есть и фантастические произведения, написанные гораздо позже 1917 года - например, антиутопия "Рай" (1921) и рассказ "Скрипка Паганини" (1929, опять о сделке с дьяволом).  Кроме того, еще до эмиграции из Советской России он написал фэнтезийный рассказ "Волшебный ковер" (1919).
С другой стороны, рассмотренный здесь роман Владимира Обручева "Плутония" был написан в 1915 году, то есть до 1917 года, но он совершенно справедливо не был исключен из рассмотрения.
И еще один любопытный пример. Еще в 1908 году соратник Ленина и будущий идеолог Пролеткульта Александр Богданов (Малиновский) издал вполне коммунистическую утопию "Красная звезда", которую продолжил в 1912 году романом "Инженер Мэнни", составившим вместе с первым так называемую "Марсианскую дилогию". По своему стилю и идеологии эти романы полностью подходят данной теме.
А самое интересное то, что, несмотря на сильнейшую идеологическую составляющую (например, "Красная звезда" - магический пентальф алого цвета как символ коммунизма и прогресса, да и планета выбрана красная - Марс), романы вполне читабельны - техноутопии со многими предвидениями, и нередко переиздаются до сих пор - в последний раз в 2014 (!) году.
Колдун из Кварта

loki

Имеет смысл упомянуть Мариэтту Шагинян и её "Месс-Менд, или Янки в Петрограде".
"Тингсмастер выпрямился и обвел глазами толпу:
   - Да, ребята. Одушевите-ка вещи магией сопротивления. Трудно? Ничуть не бывало. Замки, самые крепкие,  хитрые  наши  изделия,  -  размыкайтесь  от
одного нашего нажима! Двери пусть слушают и передают, зеркала  запоминают, стены скрывают тайные  ходы,  полы  проваливаются,  потолки  обрушиваются,
крыши приподнимаются, как крышки. Хозяин вещей - тот, кто их делает, а раб вещей - тот, кто ими пользуется!" (с)

loki

Цитата: Raiden от 18 августа 2015, 11:25Странно, никто не вспомнил советский фильм "Лунная радуга" (1983) - экранизация первого романа С. Павлова. Правда фильм сумбурный, хаотичный. И лучше заранее быть знакомым с оригинальной книгой.
Без книги не смотрится, факт. Но каков Гостюхин!!! Экранизировали бы тогда Стругацких - однозначно Алексей Быков :)