Решил немного удариться в ностальгию, вспомнив части этой неоконченной саги. Обсудить, поделиться впечатлениями, если кому-то будет интересно.
Темная Звезда
Читал сначала первую версию, с которой и началось знакомство с Камшей, а после переизданную в дилогии "Тарра: Граница бури" версию. В целом, редакция пошла книге на пользу: ушли лишние отсылки к Перумову вроде пролога, упоминания гномов, троллей и кентавров, сюжет избавился от множества досадных ляпов, более удачно подошел к описанному в дальнейших романах.
Например, Годоя не оставляют сидеть себе в башне, даже не догадавшись допросить: после ножа Ланки он валяется в коматозном состоянии. Причем сам Роман и говорит "разве оставил бы я вас с ним, будь он в сознании" что может служить авторской самоиронией над собственной наивность во времена первой версии романа.
Часть терминологии, перегружающая читателя, ушла: к примеру, время вновь считают в часах, а не в орах. Если бы еще и календарь остался земным, было бы намного лучше, потому что когда события скачут по датам, утомляет каждый раз лезть в конец книги, чтобы понять, сколько месяцев прошло.
Конечно, объективно говоря, это самая слабая книга Камши из цикла. В ней даются наметки и персонажи, которые раскроются позднее, упоминается минимум пять сил, отметивших Тарру (не называя имен), но сама по себе она очень заштампована и небрежно написана.
Герои предельно разделены на черное и белое и лишены полутонов. Если добрые, то до сахарной приторности: даже упомянутая изначально ненависть Романа к гоблинам мгновенно исчезает при первой же встрече с Урриком. Рене описан как человек, не имеющий недостатков, хотя это частично можно списать на кровь богов. Но временами в сюжете начинается такая Санта-Барбара, что становиться смешно. Астен, впервые за сотни лет узнающий от брата, что
мать жива и у неё был роман с эльфийским правителем другого клана, а сам он выходит сводным братом
напоминает индийское кино.
Чувствуется, что автору ближе несчастные женские персонажи: Лупе, Марита, даже Герика подкупают валящимися на их голову бедами. Мужские же шаблонны до ужаса, описания их эмоций выглядит предельно скупо. Да, я понимаю, что все - матерые воины, привыкли держать чувства в узде, но
когда гибнет Стефан, а нам даже не дают толком прочувствовать это, исключая наполненную пафостными размышлениями сцену в церкви
это раздражает.
Вообще, переизбыток реплик без вставок между ними, особенно в переизданной версии, напоминает временами субтитры к фильму, который мы не видим. Нет, там все понятно, но все равно поток фраз выглядит слабо. И количество пафоса, клятв и громких фраз сильно портит впечатление. Любовь, что спасет мир, друг до гроба через 5 дней после знакомства...
Наибольшим промахом считаю даже не Годоя, который в переиздании хоть немного похож на живого человека, а не кромешное зло. Самым большим провалом вышла Ланка, мотивы которой мы толком не понимаем. Да, она обиженная, властолюбивая и истеричная девчонка. Да, рубины Циалы промывают мозги. Но не так же, что сразу надел и человек превращается в какое-то исчадие ада. Если Ланке было настолько плевать на отца, братьев, то надо было это хоть немного сразу передать.
Забавно, что в первом романе "зло" хитрее, а "добро" сильнее. Если обычно в фентези непобедимые темные силы удается обвести вокруг пальца, то тут все планы Годоя удаются, пока не оказывается, что против него древняя магия, происхождение Рене, талисманы Романа.
Но увы, в плане сюжета ощущается, что автор загоняла героев на ошибки едва ли не силой. Если с Годоем в переиздании еще пояснено, что его после реанимации охватил "вкус к жизни" в лице забав с Маритой
хотя зачем убивать брата Мариты, я все равно не понимаю, если её саму он оставил в живых, чтобы издевательски наслаждаться прислугой в лице какой-никакой Гардани
, то обитатели таянского замка все, как один страдают тягой к суициду. Король Марко своей беспечностью губит Стефана, Шандер тащит с собой в свидетели какого-то придурка
а как еще объяснить, что его второй адьютант, сопровождая Ланку, потом видит её с ройгианцем, слышит "а, все нормально, мы там в тронном зале подрались немного, вы поубивали кучу людей и гоблинов, Шандер где-то собой жертвует - но ты не волнуйся. Я все не так поняла, отвези лучше письмо моей няньке". И везет же, даже не задавая вопросов, хотя в это время гвардия уходит из замка, а Шандер принимает неравный бой у тайных ворот
. Если я еще могу понять, почему Роман не сказал Лупе о выжившем Шандере (не до того было, да и знать про чувства он не мог) то все остальное очень слабо вяжется. А под конец превращение сюжета в копию "Омена" с практически мгновенным же
убийством воплощения злого бога
сильно снимают градус напряжения.
В итоге, как завязка к более интересным частям роман неплох. Но сам по себе, если честно, требовал бы больше правки, чем была осуществлена.