Вчера закончила читать Игра Престолов и принялась за следующую. Восторга особого не испытываю. Джордан и Сапковский мне ближе.
Но кое-что нравится. А именно:
- Эпизоды с детьми. Именно поэтому в игре у меня появилось несколько персонажей детей. Путешествие вместе с Браном по тайным местам Вестероса (жаль, что больше не будет
), проделки Арьи (и что можно ожидать от девятилетнего ребёнка - в КВ даже Морейн в детстве приходила домой перепачканная с головы до ног, а Туон была сорванцом, да и Илэйн).
- Язвительные замечания Тириона, главы рода Фреев.
- Отношение к жизни Бронна. Вообще, персонаж очень понравился.
- Несмотря на то, что поединков мало, описаны они, по-моему, даже лучше, чем у Джордана. По крайней мере, те, что произошли в эпизодах с Тирионом, Арьей, Джоном. И сражение Русе Болтона с Тайвином глазами Тириона описано очень хорошо. Но их тоже мало.
- Много фраз уже занесены в цитатник. С ходу вспомнилось (правда, это из просмотренной мельком второй части "Битвы королей"): "- У неё - волчья кровь. - А у тебя - куриные мозги."
Не нравится:
- То, что всё происходит за кадром.
- То, что много поединков сражений происходит глазами людей, которые сражаться не умеют и в войне не разбираются (Кейтилин, Дейенерис).
- То, что повестования ведётся через точки зрения персонажей, а не от всех сразу. Или хотя бы двух/трёх/четырёх в одной главе. Слишком много мыслей.
- Эпизоды слишком красочны, картинны. Действие похоже на спектакль. Сцены убийств, избиений не вызывают такого ужаса, как например при прочтении эпизода битвы под Бренной (особенно, налёт на полевой госпиталь), разгрома банды "Крыс" или пребывания Йеннифер у Вильгефорца (особенно, разговор с Риенсом). Даже надевание короны на голову Визериса не вызывает ужаса. Пафосно, красиво.
- Слишком много натурализма. Зачем, например, говорить в какие именно места надушили Дейенерис служанки? Надоело также постоянно размахивание Дрого своим... ммм... вообщем, вы поняли. В бою мы видели его только один раз. Когда он вместе со своими телохранителями, кровными напал на Визериса. Последний, конечно, заслужил это, но всё-таки толпой на одного. Об остальных его подвигах читатель узнаёт только с чьих-то слов. Да, и какие это подвиги? Убить льва, напасть на мирный город, перебить всех, кто хоть как-то владеет оружием и забрать в рабство остальных. Мейега после все этого чем-то мне напомнила Юдифь. Не помню только убили ли последнюю в конце или нет. Скорее всего убили. Но тирану всё-таки голову отрубила. В итоге Дрого представляется мне куклой-самцом постоянно хвастающим своим достоинством и годящимся только на роль стриптизёра. Или порноактёра. Но не воина.
У Сапковского много эротических сцен. Но в них нет натурализма. У пана Анджея более уважительное отношение к женщинам (Грааль - а ведь Сага была написана раньше "Кода да Винчи", но он в суд не подал, как два других автора).
У него говорится о поиске одного-единственного человека, о познании друг друга. И сами сцены красивее. Взять хотя бы знаменитый эпизод в библиотеке Туссента.
- Оба, как Мартин, так и Сапковский показывают мрачный, жестокий мир. Но у второго есть люди, которые ищут из него выход, сражаются за своё счастье, верят в добро. Мартин просто описывает мир, каков он есть, а Сапковский ещё и учит, предлагает пути решения.
- Слишком яркие герои, с малым количеством черт. И ещё не нравится, что в эпизоде с одним персонажем кто-то из героев показан как сволочь редкостная, а в своём собственном - уже положительным. Но я всё равно не могу назвать Джейме хорошим. Хороший не будет сначала спасать ребёнка, а потом отпускать руку. Пойдя на поводу у женщины, пусть даже очень сильно её любит. Всегда можно найти другой выход. Сомневаюсь, что Бран что-то понял из их разговора, и очень мало - из того, что увидел. И вряд ли стал бы кому-то рассказывать. Он бы просто постеснялся, подумав, что его буду ругать и за то, что снова лазил по крышам, и за то, то подглядывал в окна. Но нужно было показать жестокую сцену, потому что жестокость нынче в моде. Другое дело, что в ней не было смысла... И ещё непонятно, как можно было развязать войну из-за такой вещи, как чье-то похищение? Мартин не смог найти другой способ сдвинуть сюжет? Но вернусь к героям. В саге о Цири и Геральте много неоднозначных персонажей. Но все герои там показаны со стороны. Лео Бонарт лично у меня вызывает симпатию. Да, он убил друзей Цири и издевался над ней самой. Но, с другой стороны... Время трудное. Всем как-то нужно зарабатывать на хлеб. Они стали бандитами и должны были знать, что рано или поздно за них будет назначена награда. Лео мог прийти отрядом солдат. Но он пришёл один. И к тому же они первыми на него напали. И их было несколько человек против одного. К тому же Искра и Гиселер, в отличие от остальных, были уже людьми взрослыми, а второй - даже солдатом. Так что победа была честной. А то, как он цинично объяснял Цири, что в смерти нет ничего красивого и романтичного, так это нормально. А у Мартина смерть показана именно романтичной. Сразу вспоминается Пролог к Игре Престолов: как красиво в нём капала кровь Уильяма Ройса...