Яндекс.Метрика Мифологические основы КВ и новый тип героя.

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Новости:

Если у вас не получается зайти на форум или восстановить свой пароль, пишите на team@wheeloftime.ru

Мифологические основы КВ и новый тип героя.

Автор Briosh, 14 августа 2007, 02:01

« назад - далее »

Briosh

Ну, давайте сначала,
только что прочитал все уже существующие 11 книг, так что полон новых впечатлений.
Мне кажется (никогда не претендую на истину в поледней инстанции), что впервые после Толкиена появился новый, НЕЗАВИСИМЫЙ от Профессора фэнтезийный мир. Все описанные после Толкиена миры имели с Средиземьем более ли менее твердую связь. Это касалось как общего направления действия (маленький человек неожиданно становится ответственнен за судьбы всего мира), так и мифологической основы мира (а что такое фэнтези без мифологической основы?). даже величайщие (с моей точки зрения) мастера, к коим я причисляю Тэда Уильямса и Урсулу Ла Гуин, не избегли определенной доли плагиата по отношению к Толкиену. Близка была физическая смерть жанра... новые веяния, как правило, были связаны с попытками посмотреть на все с "темной" точки зрения, а это, в свою очередь. тоже "убивало" фэнтези, где по определению "добро" и "зло" четко разграничены.
Что мы видим у РД?
1. Новый тип героя. Может быть в первых книгах Ранд ал'Тор и может еще сойти за "маленького человека, спасающего мир", но уже начиная примерно с 3-й части...
2. Вервые создан масштабный эпос 9я не говорю о небольших фэнтезийных романах), опирающийся не на кельтскую мифологию повенчанную с хритианством, а на скандинавский\германский эпос. Думаю никто не будет спорить, что ТГ есть ничто иное как Рагнерек, и само ощущение мира живущего в ожидании ТГ мы тоже " уже "где-то" видели... про отождествление Мэта, напрмер, с Одином, на этом форуме уже неоднократно писалось (авторы, извините за отсутствие цитат...), давайте искать еще.

Thorton

Да сдесь ни одни только западные этносы и мифологии применяются, например Айил с их системой Джи и Тох постоены на основе средневековой Японии. В основу Белоплащников лег орден Тамплиеров. Это со слов РД. Если копать самому - то сразу станет понятно - что в книге как и в реальном мире присутствует феерверк как из мифологически-религиозных, так и из идейно-философских течений. Насколько я знаю такой смеси недопускалось ни в каких других произведениях, так как это явно усложняет процесс написания. А общая религия является способом скорее показать пост строение позднего полностью сформированого общества, чем способом упростить стыковку разных этносов.

Briosh

Цитата: Thorton от 14 августа 2007, 02:25
Да сдесь ни одни только западные этносы и мифологии применяются, например Айил с их системой Джи и Тох постоены на основе средневековой Японии. В основу Белоплащников лег орден Тамплиеров. Это со слов РД. Если копать самому - то сразу станет понятно - что в книге как и в реальном мире присутствует феерверк как из мифологически-религиозных, так и из идейно-философских течений. Насколько я знаю такой смеси недопускалось ни в каких других произведениях, так как это явно усложняет процесс написания. А общая религия является способом скорее показать пост строение позднего полностью сформированого общества, чем способом упростить стыковку разных этносов.
В целом согласен. Только мне кажется, что Белоплащники - скорее не тамплиеры, а тевтонцы. но это частности...
Скандинавская мифология же давлеет, с моей точки зрения в том, что весь мир ожидает ТГ\Рагнарека с известной долей смирения и оожидания неизбежности. Ко всему прочему, в отличие от большинства других миров, в КВ почти начисто отсутствуют ссылки на христианскую мораль. Сравните: диалог Фродо и Гендальфа о ценности человеческой жизни и Ранда с его "повесить"...

Thorton

ЦитироватьСравните: диалог Фродо и Гендальфа о ценности человеческой жизни и Ранда с его "повесить"...
По-моему вся разница состоит в том что Толкиен пытался показать события с точки зрения идейности персонажа-героя, а Джордан идею основал на развитии мира и логической последовательности событий а персонаж-герой является следствием этого. Разный подход - разный результат.

Briosh

Цитата: Thorton от 14 августа 2007, 02:39
По-моему вся разница состоит в том что Толкиен пытался показать события с точки зрения идейности персонажа-героя, а Джордан идею основал на развитии мира и логической последовательности событий а персонаж-герой является следствием этого. Разный подход - разный результат.
Не согласен, у Толкиена идейность персонажа вообще не имеет никакого значения, там идея превыше всего, там вообще нет место чувствам героя, почти... они делают то, что должны. У Джордана, последовательность эпох, идея колеса это , конечно, наиважнейшие вещи, но у него действие каждого персонажа независимо, хотя и влияет на дальнейшее развитие всего мира. при этом правда существует и мотив фатализма (видения Мин), но без четкой трактовки, а уж главные герои - та'верены  - оин то во всю изменяют Узор...

Алинор

Определенное влияние Толкина есть. Особенно это чувствуется в 1 й книге (да РД этого и сам не скрывал). Назгулы, орки, спасение мира, далекий путь в компнии товарищей... Все это можно найти вначале цикла. А вот позже цикл действительно становится самобытным.
Слава СССР!

Thorton

Да в том том-то как раз и дело, что в Толкиене герои чётко следовали сюжету который был только призрачно связан с харрактером самих героев. Вот там к примеру бональное Фродо-хороший и он борится против зла. А в Колесе времени(я немного повторю свое сообщение из другой темы) сюжет выстраивается по ходу действий для большей реалистичности происходящего. Сновоже(опять повторяюсь :-(  ) РД сначало создавал нации, потом в соответствии с этничискими харрактеристиками персонажи харрактерные этим нациям, персонажи наделялись неким харрактером и устремлениями. После чего мир практически пускалася на саматек, а Джорда просто описывал цепочку событий которая логически должна была протекать при взаимодействии всего этого. Одни персонажи создовали события, а другие естественно действовали в зависимости от настоящих условий. Почему так - да потому что начальные условия всеравно надобыло задать, что как бы и привело всё в движение. Произведение Колесо Времени можно считать великим, уже только потому что оно было написано не как обыкновенная книга, а как действующая модель свойственая продемонстрировать взаимосвязаность происходящих процессов. А РД всё что остовалось это добовлять в неё новые действующие эллементы и ограничивать рамки, чтобы события не вытекали за пределы сюжетной линии. Сюда можно и привести его слова что по окончанию цикла все события не будут закончеными, ведь в реальной жизни всё незаканчивается в один момент. Книго повествует о приближении мира к ТГ, и этим она и закончится оставив много белых пятен о том что будет дальше в других второстепенных сюжетных линиях, в то время как в Толкиене всё закончилось в одночасье.

moridin

В Колесе Времени очень много героев,сюжетных линий.Я даже боюсь посчитать сколько людей Джордан описал и ввел их в общую цепочку сюжета.Не в одной другой книге прочитанной мной такого нет.Что же касается плагиата... начало и середина любой из 11 книг(я прочитал 10 но думаю 11ая не исключение)это снежный ком,вернее нарастание снежного кома.Вихрь событый который с каждой главой "увеличивает скорость",а в конце книги -буря.Это на мой взгляд есть у большинства фантастов.И с этой точки зрения такое развитие событий маленький плагиат.Хотя так интереснее читать.И РД действительно создал СВОЙ МИР красивый,изменяющийся,не похожий на толкиеновский.

Thorton

Он просто взял отовсюдого самое лучшее :) А насчёт снежного кома - дак помоему, так и должно быть, ведь когда читаешь подобные книги хочется побольше узнать о мире в котором происходят события, но такие вот отступлени часто могут и испортить книгу, зделать её скучной и нечетабильной, а резкое наращивание событий в отличае от равномерного вполне позволяет избежать надоедания. Вот только пару раз было такое что прочитав книгу я остовался в замешательстве: "Как? Уже конец?".

moridin

А мне не очень стало нравится читать про женщин(Найнив,Эгвейн,Илэйн).Про них очень много написано,про Ранда,Мэта и Перрина-очень мало=(

Niblis

Ну не знаю...в последних книгах конечно стало меньше рассказываться про Ранда, но про Перрина и Мэта там говорится куда больше, чем про ту же Найнив

moridin

Ну а посравнению с первыми книгами про Ранда вообще почти не слова в последних

Лиса Маренеллин


У РД каждую новую книгу ждешь как манну небесную. :-*  :-*  :-*
Он забрасывает в будущее героев множество удочек-предсказаний, на которые ты, в итоге, и попадаешь. Такого я раньше ни у кого не встречала. ::)  ::)  ::)
Про "нарастающий ком событий" действительно верно. Этот прием позволяет достичь динамичности при множестве отступлений, которые неизбежны при подобной маштабности.
Еще хочу отметить некоторую кинемотографичность стиля. Идёт просто реальная раскадровка.
Ну и наконец, если вернуться к теме мифологических основ КВ, то тут присутствует классическое разделение Добро - Зло как и у Толкина, но Зло уже не на Востоке (простите, но что бы ни говорили всё равно вижу в этом отголосок Холодной Войны), а на Севере.  :) :) :)
Лиса Маренеллин

Нельзя пошевелить пальцем, не побеспокоив мироздания (с) Ла Вей
Муля, не нервируй меня (с) Фаина Раневская

Страж - Эльф Лориеновский и

2 сына есть! Дочка есть! Осталось только собаку завести. Правда тогда может муж уйти...

moridin

  "тут присутствует классическое разделение Добро - Зло"-согласен но эта грань не такая явная как у Толкиена.С "кинемотографичностью" тоже согласен...И почему никто фильм не снимет ,хотя бы по первой книге?=(
  Да и ещё в пользу РД:Попробуйте представить фэнтэзийный мир и вы увидите что он будет похож либо на РД,либо на Толкиеновский.Других просто ещё не создали.

Лиса Маренеллин

 
Цитата: moridin от 16 августа 2007, 08:48
  "тут присутствует классическое разделение Добро - Зло"-согласен но эта грань не такая явная как у Толкиена.

Ну почему же не явная? Темный  - это конечно же не Саурон, да и планы у него покруче будут. Он ведь, если не ошибаюсь, желает не просто заполучить весь мир, но и сломать Колесо Времени, чтобы ничто и никогда не смогло измениться. И ему противостоит как и у Толкина всё "прогрессивное человечество". :)
Лиса Маренеллин

Нельзя пошевелить пальцем, не побеспокоив мироздания (с) Ла Вей
Муля, не нервируй меня (с) Фаина Раневская

Страж - Эльф Лориеновский и

2 сына есть! Дочка есть! Осталось только собаку завести. Правда тогда может муж уйти...