Яндекс.Метрика Советская фантастика (1917 - 1991) - Страница 2

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Новости:

Мы переехали! Постарался перетащить всех пользователей и темы-сообщения

Советская фантастика (1917 - 1991)

Автор Карломан, 07 августа 2015, 21:54

« назад - далее »

Bob-Domon

Цитата: Dolorous Malc от 13 августа 2015, 15:55А "Необыкновенные приключения Карика и Вали" - 1937.
Совершенно верно, но я не говорил, что Брагин был первым с этой идеей, просто роман Матесона вышел в свет гораздо позже.
Кроме того, повесть Яна Ларри была чисто детской и довольно веселой, в то время как у Брагина поднимались очень серьезные вопросы. В частности, ее герой Сергей Думчев, несколько десятков лет пробыв маленьким и сделав множество открытий, впоследствии обнаружил, что многие из них уже были сделаны - жизнь, как говорится, прошла мимо. Кстати, в этом отношении здесь есть определенное сходство с фантастической повестью "Запоздалый стрелок, или Крылья провинциала" Вадима Шефнера - одного из моих самых любимых писателей.
Колдун из Кварта

mary

Цитата: Карломан от 07 августа 2015, 21:54"Урфин Джюс и его деревянные солдаты"..."Незнайка и его друзья"
Но ведь это сказки, а не фантастика. Или нет смысла разделять эти жанры?

p.s. В детстве я, само собой, очень не любила Урфина Джуса. В прошлом году перечитывала его [в роли мамы-сказочницы-на-ночь)))], была немного разочарована - злодей оказался злодеем без причины, ну дурной характер и всё, а нелюдимым он стал из-за того, что с ним играть никто не хотел, если я верно помню. А сколько положительных качеств - трудолюбивый, целеустремленный, изобретатель и мастер на все руки ведь :D
"Hello. My name is Inigo Montoya. You killed my father. Prepare to die."

Опасайтесь людей верующих - у них есть боги, которые им всё прощают  ::=2

Сэм

Цитата: mary от 13 августа 2015, 16:22А сколько положительных качеств - трудолюбивый, целеустремленный, изобретатель и мастер на все руки ведь
Дык именно поэтому он так легко перевоспитался на колонии-поселении. И филин с ним.

..

Dolorous Malc

Цитата: mary от 13 августа 2015, 19:22Но ведь это сказки, а не фантастика. Или нет смысла разделять эти жанры?
Есть.

Цитата: mary от 13 августа 2015, 19:22злодей оказался злодеем без причины,
А какая может быть причина у злодея в детской книжке? Нечто у Тараканища, или того крокодила, что солнце в небе проглотил, или у Бармалея - причины были лучше?

Даже у Вольдеморта в первой половине цикла не было причин - это только с четвертой-пятой книги выяснилось, что он нацист - когда читатель подрос вместе с Гарри. А грузить детей идеологией - пожалуй что неправильно.

mary

Цитата: Dolorous Malc от 13 августа 2015, 17:00А какая может быть причина у злодея в детской книжке? Нечто у Тараканища, или того крокодила, что солнце в небе проглотил, или у Бармалея - причины были лучше?
Нет, но я ведь описала ситуацию, в которой меня отсутствие причины смутило - только перечитав книгу глазами взрослого читателя.
Цитата: Dolorous Malc от 13 августа 2015, 17:00А грузить детей идеологией - пожалуй что неправильно.
Да, согласна. Мне это и нравится у Роулинг - не только персонажи взрослеют со временем, но и мир в каждой следущей книге показан с более зрелой точки зрения.
"Hello. My name is Inigo Montoya. You killed my father. Prepare to die."

Опасайтесь людей верующих - у них есть боги, которые им всё прощают  ::=2

Dolorous Malc

Честно говоря, я впервые задумался на тему: "а почему злодей злодействует, что его к этому привело?" - где-то лет в тридцать, когда эту тематику подняли в SU.TOLKIEN.
До тех пор мне казалось, что злодея надо бить, до тех пор, пока он либо не сдохнет, либо не дозреет до стадии, когда с ним можно будет конструктивно сотрудничать (как Ливси с Сильвером или Ли Савиньяк с Манриком, модель одна). А копаться в злодейских мозгах - задача годная для св. Оноре и для епископа из "Отверженных", оно имеет смысл для очень специфического склада ума.

Собсно, я и сейчас так же думаю.

Bob-Domon

#21
Цитата: Dolorous Malc от 13 августа 2015, 17:00Есть.
Нередко грань между сказкой и фэнтези очень зыбкая. Тот же "Удивительный Волшебник из Страны Оз" Фрэнка Баума (прототип ВИЗ) иногда причисляют к жанру фэнтези. Разницу попытался, например, сформулировать сам Станислав Лем в в своей "Фантастике и футурологии":
ЦитироватьФэнтези — это сказка, лишенная оптимизма детерминированной судьбы, это повествование, в котором детерминизм судьбы подпорчен стохастикой случайностей.
Кроме того:
ЦитироватьФэнтези, с одной стороны, принципиально отличается от сказки, ибо фэнтези есть игра с ненулевой суммой, а вот с другой стороны, совершенно от сказки не отличается, ибо она не поддается проверке в плане событийной осуществимости (она «антиверистична»)...
Эти мудреные мысли прокомментировал соотечественник Лема, насмешник Анджей Сапковский, в своем великолепном критическом обзоре "Вареник, или Нет золота в Серых Горах", тем самым, однако, окончательно запутав вопрос. :)

P.S. Не могу отказать себе в удовольствии привести ироничные мысли Сапковского по этому поводу:
ЦитироватьСказка и фэнтези тождественны, ибо непроверяемы. И в сказке, и в фэнтези Золушка, к примеру, едет на бал в тыкве, запряженной мышами, а трудно придумать что-либо более непроверяемое. Детерминизм событий, пресловутый «гомеостат» сказки требует того, чтобы дающий бал принц ощутил при виде Золушки удар, приступ неожиданной любви, граничащей с умопомрачением, а «игра с нулевой суммой» требует, чтобы они поженились и жили долго и счастливо, предварительно покарав злую мачеху и не менее злых сестер. В фэнтези же может сработать «стохастика случайностей» — принц, допустим, ловко разыгрывает страсть, выманивает девушку в темную галерею и лишает невинности, а затем приказывает гайдукам выкинуть ее за ворота. Обуреваемая жаждой мести Золушка скрывается в Серых Горах, где золота, как известно, нет, там организует партизанский отряд, дабы свергнуть насильника с трона. Вскоре благодаря древнему предсказанию становится ясно, что именно Золушке-то принадлежат права на корону, а негодяй-принц — незаконнорожденный сын и узурпатор, да к тому же еще и марионетка в руках злого чародея. Я доступно изложил?
Колдун из Кварта

Карломан

#22
Цитата: mary от 13 августа 2015, 16:22В детстве я, само собой, очень не любила Урфина Джуса. В прошлом году перечитывала его [в роли мамы-сказочницы-на-ночь)))], была немного разочарована - злодей оказался злодеем без причины

поскольку книги Волкова были ужасный дефицит, то цикл читал неподряд.
И был честно говоря несколько разочарован, когда Урфин Джюс... перевоспитался

Цитата: Ancient от 13 августа 2015, 15:46Не про идейную муть и не про пафос или лжепафос я говорю, а совсем даже наоборот, в ключе того, как вы и говорите, про неверие в будущее. Муть была не идейная, а в бедности сюжетов, плоских характерах героев и т.п. Дело в том, что верить - не верить применительно к фантастическому произведению было уже поздно. Оно, это светлое будущее в нем наступило. И вот  достаточно часто можно было видеть, как "всесторонне развитая личность" в светлом  мире страдает от подобия депрессии.

Иван Ефремов "Туманность Андромеды" и "Час Быка".
Книги написаны про один и тот же мир.
Но читать "Туманность Андромеды" невозможно (ну разве только до момента как была найдена пропавшая экспедиция - самое начало книги). Не знаю как на счет декаденса, но скучно ужасно. Можно в чем-то согласится с комментарием.

А вот "Час Быка" довольно динамичное произведение, и там показан декаденс развитого капиталистического общества (ты удачлив, ты "джи"; и наоборот, ты никому не нужен, ты - "кжи" и должен умереть, да побыстрее; в романе даже показана трагедия одной семьи, где единственный ребенок выбрал судьбу "кжи", и родителям "джи" вся дальнейшая жизнь стала бессмысленной), такое общество находит в коммунизме новую струю жизни.

Что же касается "бледности сюжетов". Мути и сейчас выходит предостаточно.

Карломан

Цитата: Bob-Domon от 13 августа 2015, 19:09И в сказке, и в фэнтези Золушка

Не совсем по теме, но "Золушка", как и "Кот в сапогах" - это не совсем сказки или фэнтази.
Это больше политические памфлеты времен Короля Солнца.
Но думаю эту тему надо обсуждать в отдельном топике

Bob-Domon

Цитата: Карломан от 13 августа 2015, 20:30А вот "Час Быка" довольно динамичное произведение
Я бы отметил также "Лезвие бритвы", читается интересно, и есть много заслуживающих внимания идей. "Таис Афинскую" тоже, хотя там есть всего лишь элементы фантастики. А насчет "Туманности Андромеды" полностью согласен, не смог дочитать даже в школьном возрасте, несмотря на мое увлечение фантастикой.
Цитата: Карломан от 13 августа 2015, 20:38"Золушка", как и "Кот в сапогах" - это не совсем сказки или фэнтази.
Насчет "Кота в сапогах" - пожалуй, но "Золушка" (как и "Красная Шапочка") есть ведь и у братьев Гримм, что уже с Королем-Солнце не связывается. это перелпжения старинных народных сказок.
Отмечу заодно, что есть целый ряд современных фэнтезийных произведений, переииначивающих эти классические сказки, в том числе и весьма неплохих (например, "История второго брата" Марии Галиной - "римейк" "Кота в сапогах" с вкраплением "Красной Шапочки" или "Сандрийон" Артема Царева - любопытное прочтение "Золушки").
Колдун из Кварта

loki

Цитата: Bob-Domon от 13 августа 2015, 15:13В той же повести "Страна багровых туч" (это название точнее)
Это я да, прокололся с названием. Думал про другую книгу, которую Вы тоже упомянули: "В стране дремучих трав" :) Соглашусь - феноменальная книга, сильно опередившая время!
Кстати, а помните "Отель "У погибшего альпиниста". Вот где точно муть стопроцентная, и без всякой идеологии. Всё время думал: как Стругацкие могли такое написать.
Цитата: Bob-Domon от 13 августа 2015, 15:13В 1970-х, а тем более в 1980-х годах было много просто плохой фантастики - в литературном смысле
Тогда был очень высок спрос на фантастику, а настоящих хороших произведений советских фантастов - крайне мало. Так что качество тогдашней фантастики стало жертвой спроса :) Хотя низкое качество фантастики тех лет - ничто по сравнению с тем, что "понавылазивало" в перестроечные годы.

Bob-Domon

Цитата: loki от 14 августа 2015, 07:57Кстати, а помните "Отель "У погибшего альпиниста". Вот где точно муть стопроцентная, и без всякой идеологии. Всё время думал: как Стругацкие могли такое написать.
Да, это одно из немногих произведений Стругацких, которое меня не впечатлило. Еще и часть их рассказов из их раннего сборника "Шесть спичек", тоже не запомнились.
Цитата: loki от 14 августа 2015, 07:57Тогда был очень высок спрос на фантастику, а настоящих хороших произведений советских фантастов - крайне мало.
Именно так. С повышением спроса на фантастику ее стали печатать резко больше - и в книгах, и особенно в журналах, часть которых ввела специальные фантастические разделы (например, особенно известный этим "Уральский следопыт"). И стоит упомянуть еще легендарный "Искатель"(фантастика и детективы) - приложение к журналу "Вокруг света", который имел огромную популярность и моментально расхватывался из киосков. Именно там были впервые напечатаны многие отличные переводные произведения, а вот среди отечественных нередко попадались откровенно слабые вещи.
Колдун из Кварта

loki

Цитата: Bob-Domon от 14 августа 2015, 09:51(например, особенно известный этим "Уральский следопыт"). И стоит упомянуть еще легендарный "Искатель"(фантастика и детективы)
В городе очень трудно было найти такие, но я был на практике в деревне, и так была ТАКААААААЯ библиотека шикарная, журналы подшивками носил домой :)

Карломан

Цитата: loki от 14 августа 2015, 07:57Тогда был очень высок спрос на фантастику, а настоящих хороших произведений советских фантастов - крайне мало.

Помню-помню. Вышел третий фильм "Резидента", а мы во дворе и школе обсуждали не шпионские страсти, а небольшие вставки из "Звездных войн".
Народ хотел экшн, боевой фантастики. А вот советская фантастика такой дать не могла, законы цензуры не позволяли.
Кстати, в 1924 году вышел роман "Пылающие бездны" (автор Николай Муханов), роман не переиздавали и было за что.
Если подумать, то роман проповедует национализм в чистом виде.


Bob-Domon

Цитата: Карломан от 14 августа 2015, 16:23Народ хотел экшн, боевой фантастики. А вот советская фантастика такой дать не могла, законы цензуры не позволяли.
Иногда все же получалось обойти цензуру. Сразу приходят на ум "Вторая экспедиция на Странную планету" Владимира Савченко и особенно "Главный полдень" (да и вся дилогия "Дом скитальцев") Александра Мирера, где происходило столкновение с враждебной инопланетной цивилизацией, "Космический бог" Дмитрия Биленкина - напряженный боевик, столкновение с космическими пиратами, стоит упомянуть даже "Властелин мира" Александра Беляева, который в определенной мере можно считать земным "боевиком" (правда, его портит эпилог, без которого, впрочем, роман не напечатали бы - до эпилога идеологическая составляющая была малозаметна).
Колдун из Кварта