Яндекс.Метрика Комплекс доспехов и вооружения: Вестерос, Эссос и др. края

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Новости:

Мы переехали! Постарался перетащить всех пользователей и темы-сообщения

Комплекс доспехов и вооружения: Вестерос, Эссос и др. края

Автор Kail Itorr, 25 ноября 2008, 13:56

« назад - далее »

Kail Itorr

Здесь можно в свое удовольствие обсуждать бронежилетки, ковыряльники и аркебузы, попадающиеся на страницах Саги, а также исторические их аналоги, буде они найдутся (подсказываю: их есть для всего, кроме "магических" луков из драконьей кости, чардрева и златосерда; валирийская сталь является чем-то вроде литого булата).

Историческая справка для новичков: броня разновсякая.

Вареная кожа - собственно, не броня, а материал; кожа особым образом обрабатывалась и вываривалась, обретая сравнимую с металлом прочность. Использовалась для сборных доспешных элементов "шинной" и "бригантинной" конструкции, изредка из цельной вареной кожи изготовлялись дешевые нагрудники. В эпоху рыцарских лат таковые - удел небогатой пехоты и беднейшей из средней конницы, а вот, скажем, "шинные" наручи и наголенники - и для рыцаря вполне нормально.

Кольчуга - броня из сплетенных сварных/клепаных либо рублено-сварных/клепаных проволочных колец, плетение 4в1 называется "простым", 6в1 - "полуторным", 8в1 - "двойным", прочие варианты были экзотикой (собственно, полуторное и двойное плетение обычно составляло часть общего кольчужного полотна, усиление на груди-шее-плечах). Кольчужные кольца могут быть большего или меньшего диаметра, соответственно кольчуга будет легче или тяжелее (при равных габаритах покрытия тушки). Чем тяжелее кольчуга, тем лучше она защищает - но тем большей выносливости требует от хозяина. Габариты кольчуги исторически варьировались от "майки-безрукавки" до "длинной куртки с капюшоном".
У Мартина в тексте для вестеросских броней попадается два разных слова - ringmail и chainmail, - которые могут обозначать разные варианты конструкции кольчуги, а могут быть и синонимами. Одна из оружиеведческих традиций полагает, что ringmail - кольчуга из крупных колец, а chainmail из мелких, но неизвестно, насколько этому правилу следует автор. Известный русскоязычный термин байдана предполагает ringmail особого, т.н. "панцирного" плетения (ряд колец идет вертикально, ряд горизонтально, что обеспечивает куда лучшую защиту при тех же крупных кольцах), однако поскольку Мартин не углубляется в детали кольчужных плетений, ПОКА переводить ringmail как байдана будет некорректно, в Западной Европе панцирное плетение хотя и было известно, но довольно-таки редкость. Можно было бы использовать для Эссоса с его явственно степными традициями, но как раз в восточных главах пока что эта разница не всплывала.
На голое тело кольчугу носят только у Вальехо; в действительности ее надевали на поддоспешник из кожи или стеганой ткани, причем иногда поддоспешник был достаточно толст, чтобы служить самостоятельной броней (для тяжелых кольчуг это исключение, а вот с легкими бывало).
Известны вариации "кольчуг с подкладкой" и "потайных кольчуг", вшитых в одежду; насколько это употребимо у Мартина - пока вопрос. Не попадалось.
В эпоху рыцарских лат кольчуга оставалась доспехом как пехоты, так и рыцарей - но не "первого ряда" рыцарской лавы, т.к. таранный удар копья все же держала хуже латного нагрудника.

Кольчужно-пластинчатый доспех, кольчато-пластинчатый набор - вариации сочетания кольчужного и чешуйно-ламелярного плетения с пластинчатой броней. В эту категорию входят и известные в русско-арабско-турецкой терминологии колонтари, юшманы, бехтерцы и бутурлыки, и ряд вариантов японского, китайского, корейского и пр. доспехов (объяснять можно долго - их море). В европейской традиции, однако, под этим термином понимается обычно простое надевание пластинчатой брони поверх кольчуги, либо же присоединение чешуйчатых элементов к кольчужной основе. В эпоху рыцарских лат это уже было устаревшим моментом, но еще существовало.

Ламелляр - историческое развитие чешуи, представляет собой "полотно" из тех же металлических пластин, соединенных между собой по краю проволокой или бечевой (варианты: кожа, конский волос, шелк и др.); проволока и бечева прикрыты пластинами и в бою "достать" их, чтобы доспех развалился сам, довольно трудно. "Пехотный" ламелляр собран обычно как чешуя, сверху вниз (свободный край пластин внизу), "всаднический" - наоборот, снизу вверх (свободный край вверху), в зависимости от потребности защищаться от удара сверху или снизу.
В эпоху рыцарских лат ламелляр был уже сугубо парадным вариантом, но там, где лат не было (Япония), жил очень долго.

Латы, латный доспех - знаменитый рыцарский бронескафандр. Нагрудник, наплечники, налокотники, наручи, бронеперчатки, бронеюбка, набедренники, наколенники, поножи, латный ворот, шлем - все элементы должны были хорошо сочетаться, частично соединялись между собой на штифтах (ага, с гаечным ключом), частично на ременных застежках. Доспех, изготовленный и подогнанный по фигуре, так удобно распределял вес по телу, что тренированный рыцарь мог с короткого разбега перепрыгивать забор, форсировать замковый ров, влезать "на руках" по штурмовой лестнице и др.
Некоторые латные элементы могли сочетаться и с доспехом "низшего" класса (латные перчатки и набедренники вполне могли прилагаться к корпусной бригантине), некоторые могли быть частью только латного комплекса (так, шлем хундсгугель ни с кольчугой, ни с пластинчатой броней идти не мог).

Пластинчатая броня - еще одно ответвление от чешуи, состоит из разноформатных пластин, плотно пришитых/приклепанных к кожано-тканевой основе, встык, изредка с небольшим перекрытием. Основа может быть как вверху, так и внизу. Ряд подвидов носит самостоятельные названия - куяк, бригантина. В эпоху рыцарских лат пластинчатая броня была либо доспехом не самой богатой конницы и пехоты, либо "дорожным" доспехом для любой категории народонаселения, либо, наконец, доспехом парадным, в котором не стыдно и на прием ко двору заявиться (и в то же время - не столь тяжело и демонстративно, как в латах, даже и богатых).

Чешуя, чешуйчатая броня - состоит из небольших плоских и слабовыпуклых пластин, свободно нашитых/наклепанных на кожано-тканевую основу с перекрытием наподобие рыбьей чешуи, свободным краем вниз. Самый древний вид металлической брони, но дожил и до средневековья, где употреблялся как в парадном, так и в боевом варианте. В эпоху рыцарских лат чешуйчатые доспешные элементы (нагрудник, набедренники) стали уделом пехоты.

Полный вес боевой (не турнирной!) брони не превышал 25-30 кг.

AD

Следует добавить,что в НАШЕМ средневековье рыцари по мере возможности варьировали доспех в зависимости от задач.При штурме крепостей снимались ножные доспехи,а голова-плечи оставались как есть.В поле-по полной программе.Щит-тоже.На коне-потяжелее,при штурме-такой,чтобы сил над головой поднять хватило.
Мартин показывает,что вооружение рыцаря сильно зависело от достатка,и рыцари поплоше ограничивали защиту кольчугой и шлемом. Поэтому их выживаемость в конных схватках на копьях обеспечивалась прочным щитом большой площади.Нередки должны быть сборные доспехи,как у Тириона(где что добыл.Правда,Тирион и нормальный доспех имеет,но под рукой не оказалось и оделся,как бедный рыцарь).
Подкладки под доспех обязательны-даже не пробивающие доспех удары контузят владельца его.
Нужна легкая накидка на доспех (туника)-чтобы под солнцем легче было.Русские, кстати, любили ходить в атаку,сняв ее-вид "голых доспехов",на которых отражается солнце,красив и врагов угнетает. Вышить герб на тунике дешевле,чем вытравить на латах.

Kail Itorr

(продолжение лекции)

Щиты

Исторически, щит бывал очень всяким, начиная от сырой коровьей шкуры, натянутой на раму из двух палок. В зависимости от вооружения противника и тактики боевых действий, щиту требовалось иногда - быть защитой сугубо от стрел-дротиков, иногда - уверенно противостоять удару копья и палицы. Все это, вкупе с доступностью материалов-ресурсов, а также наличествующим у бойца доспехом, задавало конструкцию щита и его габариты.

По мобильности щиты подразделялись на "ручные", которые постоянно находились в руке бойца, и "стационарно-полевые", штатным положением которых было "с опорой нижним краем на землю".
По способу хвата ручные щиты подразделялись на "кулачные" - удерживаются кистью руки за рукоять - и "локтевые" - с удержанием на двух петлях, или на петле и рукояти, предплечьем. В последнем варианте нередко встречалась и опора щита на плечо (греческий "тазик"-аспис как классический вариант).

Иногда щиты имели умбон - цельнометаллический купол в условном центре масс щита, в районе обратной стороны умбона обычно закреплялась рукоять. Щиты с умбоном - почти всегда кулачного хвата. В позднерыцарское и пост-рыцарское время щитовой умбон с рукоятью сам по себе выделился в небольшой кулачный щит-баклер, для Вестероса это, скорее всего, не актуально, а вот в Вольных городах с развитой фехтовальной школой браво - уже может и возникнуть.

Формы щитов варьировались еще сильнее. Известны прямоугольные, квадратные, трапециевидные, овальные, круглые, шестиугольные, треугольные, миндалевидные и др., в поперечном сечении они могли быть плоскими, выпуклыми или угловидными.

Щит вестеросского рыцаря - скорее всего, условно-треугольный или миндалевидный, слабовыпуклый, без умбона, с деревянной основой и оковкой, возможно также цельное покрытие тонким металлическим листом. Размеры относительно невелики (до 75-80 см по максимуму), хват локтевой, вес в районе 3-4 кг, поскольку предполагается активное манипулирование щитом для отражения тяжелого оружия ближнего боя. Не исключены и удары ребром щита.
Для Железных островов и кланов Севера более характерными будут кулачные щиты круглого и кругло-треугольного формата, менее массивные (дерево, максимум с кожано-тканевой обтяжкой, в середине умбон), предполагающие еще более активную манипуляцию щитом (для отражения прямых ударов только мощным убоном) и меньший вес (до 3 кг).
Для кланов Лунных гор и одичалых вполне могут быть актуальны архаичные для данной эпохи большие "ростовые" щиты с плетеной основой, которые нормально держат стрелу и дротик, но от нескольких ударов чем-то тяжелым выходят из строя.

AD

 У Бельваса и был небольшой стальной щит величиной с тарелку.
Сир Вардис на поединок с Бронном вышел с трехфутовым щитом из дуба.Щит был несколько тяжеловат,но он ухитрился ударить Бронна им в лицо.
У северян в битве с Тайвином упоминаются миндалевидные дер.щиты.

Kail Itorr

Бельвас как экс-гладиатор - пример не лучший, гладиаторский комплекс снаряжения вообще для боя не предназначен (хотя для поединка может и подойти). У гладиаторов в снаряжении вообще такое случалось, что на поле боя "выставили" только несколько веков спустя... и наоборот - такое, что с поля боя несколько веков как ушло (скажем, при Коммоде на аренах действительно бывали схватки с использованием боевых колесниц, как изображено в фильме "Гладиатор" - ну а в реале колесницы эти уже при Гомере были архаикой).

AD

"А вот в Вольных городах с развитой школой браво-уже может и возникнуть". (с) Уже есть-у Бельваса.
Поскольку браавосцы пользуются коротким мечом вроде гладиуса,большей частью для колющих ударов-"тарелка" вполне адекватна для отвода ударов. Но если это не есть недостойно для чести браавосийца. :D
Круглый стальной щит нормальных размеров есть у принца Оберина (возможно и у иных дорнийцев).
Щит для конного боя учше иметь достаточно вытянутый,чтобы прикрыть и ногу-распоротая копьем нога никому не нужна.На турнирах у НАС за низкий удар карали,но кара карой,а инвалидом быть не хочется.
В Вестеросе встретил только про дисквалификацию за убиение лошадей.Про удар в бедро-Мартин промолчал.

Ice Heart

Цитата: Kail Itorr от 25 ноября 2008, 15:14
Исторически, щит бывал очень всяким, начиная от сырой коровьей шкуры, натянутой на раму из двух палок.

Без наездов, поясните что значит "рама из двух палок"? С иллюстрацией, если можно.

AD

 Берется две палки или дощечки и сбиваются гвоздями V-образно.На получившуюся "раму" натягивается шкура.Изделие х... и имеет только вид щита. Или две ветки,достаточно толстые и изогнутые,сбиваются с обоих концов,так,чтобы рама напоминала ромб. Лучше,конечно квадрат из досок и одна посредине под рукой.Но ...см. описание,чем вооружалось ополчение.

Kail Itorr

ЦитироватьБерется две палки или дощечки и сбиваются гвоздями V-образно
Только не гвоздями, а веревками (гвозди - дороги), а так верно. См. описание дешевых зулусских щитов, именно оно.
ЦитироватьПоскольку браавосцы пользуются коротким мечом вроде гладиуса,большей частью для колющих ударов
Вообще-то меч браво - чистой воды ранняя шпага (длинный одноручный прямой колющий клинок с возможностью нанесения режущих, секущих и легких рубящих). "Короткий" - это у Арьи, по ее росту, а у взрослых браво (описаны, в т.ч., в браавосских главах) - вполне полноразмерный клинок.
С фехтованием на шпагах, разумеется, баклер хорошо сочетается, о чем я и говорил.
ЦитироватьЩит для конного боя лучше иметь достаточно вытянутый, чтобы прикрыть и ногу - распоротая копьем нога никому не нужна
Вы не учитываете специфики доспешного боя. От продольно-распарывающих ударов что копьем, что мечом превосходно закрывает сам доспех, и тут большого щита не требуется. А вот для активной работы щит должен быть чем меньше, тем лучше. Размер рыцарского "треугольника" или щита железян, списанного со скандинавского скьяльда, как раз и есть разумный компромисс.

Duncan

Легендарного Тристана как раз ранили в бедро, что было отмечено как " нерыцарский удар".
Дунк в тоске повернул Грома и стал гарцевать перед этими равнодушными людьми. Отчаяние побудило его крикнуть:

– НЕУЖЕЛИ СРЕДИ ВАС НЕТ НИ ОДНОГО ИСТИННОГО РЫЦАРЯ?

Молчание было ему ответом.

AD

Когда доспех порядочный,то да.А когда кольчуга,а то и что-то полегче на бедре-то копье может и пропороть ногу.
Потом-то рыцари обнаглели и стали устраивать вместо щита какое-то (забыл как называется) уширение на наплечнике,служившее вместо щита.А сначала щит был абсолютно необходим (особенно при кольчуге).

AD

 Мечи пока выкладывать не буду.
Шестоперы 15-16 века-длина 535-575 мм,вес 1020-1330гр.Чаще ок.1200 гр.
Шестоперы середины 16 века- 630-650 мм ,вес 1280-1600 г,в среднем 1400гр.
Чекан 16 века-912 мм длина,вес 1010 гр.
Другой-длина общая 680 мм ,длина "носка" 160 мм,вес 1400 гр.
Третий-общая длина 735 ммм,длина "носка" 279 мм,вес 700 гр.
Кистень русский-длина рукоятки 418 мм,диаметр шара 58 мм,вес 660 гр.
топорик тоже ок.16 века 790 мм длина общая  лезвие отн.неболшое длиной 73 мм,вес 1260 гр.
Булава татарская 17 века длина 413 мм,вес 1550 гр.
Это данные экземпляров из музеев Германии.Ранее 15-16 века они не сохранились по б.ч.
Но вес должен быть в этих пределах,только прочность похуже.

Kail Itorr

Цитата: DuncanЛегендарного Тристана как раз ранили в бедро, что было отмечено как " нерыцарский удар"
Если говорить об условно-реальном прототипе героя, Друстане, пиктском вожде 5-6 вв. (время реального Артура), то он набедренных доспехов не имел вообще (длинная кольчуга для пиктов - роскошь недосягаемая, даже для вождей). Если говорить о версиях Вульгаты (11-12 вв) и Мэллори (середина-конец 15 в), то Тристан был ранен в бедро ПРЯМЫМ, таранным ударом копья. Закрыть от таранного удара щит не способен (что прекрасно иллюстрирует копье Аэриона, пронзившее новенький щит Дунка вместе с двойной кольчугой, здесь Мартин не преувеличивает), единственный шанс - этот удар щитом/маневром отвести так, чтобы копье скользнуло и прямой удар превратился в скользящий, который, если и попадет в цель, доспеха уже не пробьет.

игорь

Просто вопрос - а можно ли серьезно относиться к сиру Томасу Мэллори.
И ранняя шпага это не колишемарда?

Без критики просто интересно.
Палач - работа сложная,
Но все-же, чёрт возьми,
Работа-то на воздухе,
Работа-то с людьми...

Kail Itorr

К сэру Томасу Мэллори можно серьезно относиться по части описания вооружения и тактики боев на время Войны Роз, т.к. сэр Томас был активным участником событий (фронтовиком, не штабистом, т.е. "придворным интриганом") и, когда писал свой роман, находится в Тауэре по комплексному обвинению в изнасиловании и покушении на герцога Букингемского (ограбление и кражу овец, полагаю, решали все-таки суды низших инстанций). Разумеется, как роман об историческом короле Артуре и событиях вокруг него, "Смерть Артура" категорически непригодна, а вот дух эпохи Войны Роз она передает очень даже.

Колишемарда - афаир, куда более поздний клинок, века 17-18, чисто "дуэльного" варианта рапиры. Я имел в виду что-то вроде "эспада ропера".