Яндекс.Метрика Оружие победы.

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Новости:

Если у вас не получается зайти на форум или восстановить свой пароль, пишите на team@wheeloftime.ru

Оружие победы.

Автор Aleksej_3000, 24 января 2009, 22:30

« назад - далее »

Aleksej_3000

Тема вызвана многими вопросами, на которые вынуждены скатываться в темах для этого не предназначенных.
Иными словами чем воевали и чем побеждали.

Начну с главного оружия - пехотинцев.
Был задан вопрос с сомнением откуда столько пленных в начале войны. Мол столько солдат не было.
Вот ссылочка - Командный и начальствующий состав Красной Армии в 1940-1941гг.
Структура и кадры центрального аппарата НКО, военных округов и общевойсковых армий. Документы и материалы.
Под редакцией В.Н. Кузеленкова
Российский государственный архив, М, СПб,Летний сад, 2005.

На 22 июня 1941 года. (беру только войско которые вошли в боевое столкновение с немецкими войсками и их союзниками)

Западный ТВД (ЛВО, СЗФ, ЗФ, ЮЗФ, 9А, АГК) - 2 527 003
Южный ТВД (ЗакВО, САВО, АГК) - 346 865.
РГК (16А, 19А, 20А, 21А, 22А, 24А, Отдельные соединения и части) - 618 745.

Кроме того после 22 июня некоторые части из внутренних округов и вновь мобилизованные  тоже попали в боестолкновения.
Личный состав на внутренних округов на 22 июня - 1 086 346

Aleksej_3000

Листал справочник и нашел еще интересные цифирки - уровень нашей механанизации.
количество машин на 22 июня (без учета машин находящих в народном хозяйстве)

грузовые автомобили
Западный ТВД  - 101 531
Южный ТВД - 13 525
РГК - 20 232
трактора и тягачи
Западный ТВД - 22 548
Южный ТВД - 2 443
РГК - 2 992
И главное - лошади
Западный ТВД - 245 612
Южный ТВД - 62 631
РГК - 78 694

Виктор

  Институт Военной Истории МО СССР "История Второй Мировой войны 1939 - 1945 г.г." том 3
Таблица 30. Тактико-технические данные стрелкового вооружения Советской Армии к началу Великой Отечественной войны 
Наименование образца Вес,
кг Начальная
скорость,
м/сек Емкость
магазина
(ленты),
патр./шт. Прицельная
дальность,
м Практическая
скоро-
стрельность,
выстр./мин
7.62-мм винтовка обр. 1891/30 г. 3.95 865 5 2000 10 – 12
7.62-мм карабин обр. 1938 г.  3.55 820 5 1000 10 – 12
7.62-мм винтовка СВТ-40 3.8 830 10 1500 20 – 25
7.62-мм пистолет-пулемет ППД-40 3.65 500 71 200 100 – 120
7.62-мм пистолет-пулемет ППШ-41 3.65 500 71 200 100 – 120
7.62-мм ручной пулемет ДП 8.9 840 47 1500 80
7.62-мм станковый пулемет «максим» обр. 1910 г. 63.6 800 250 2700 250 – 300
12.7-мм пулемет ДШК обр. 1938 г. 170 865 50 3500 80

--------------------------------------------------------------------------------


Таблица 31. Основные тактико-технические данные танков Советской Армии к началу Великой Отечественной войны23 
Марка танка Год поступления на вооружение Вес, т Экипаж, человек Вооружение Толщина брони, мм Мощность двигателя, л.с. Максимальная скорость, км/час Запас хода по шоссе, км
Пушки (количество, калибр, мм) Пулеметы (количество, калибр, мм) Пулеметы зенитные (количество, калибр, мм) Корпус, лоб, борт башня
Легкие танки
Т-26 1937 10.5 3 1 – 45 2 – 7.62 1 – 7.62 15 – 15 15 90 30 200
БТ-7м 1939 14.6 3 1 – 45 2 – 7.62 1 – 7.62 20 – 13 15 400 60/8624 600-700
БТ-7 1935 13.8 3 1 – 45 1 – 7.62 – 20 – 13 15 400 55/73 375-500
Средние танки
Т-34 1940 26.5 4 1 – 76 2 – 7.62 – 45 – 45 45 500 51 370
Тяжелые танки
КВ-1 1941 47.5 5 1 – 76 2 – 7.62 1 – 7.62 100 – 75 95 600 35 250

--------------------------------------------------------------------------------


Таблица 32. Тактико-технические характеристики основных артиллерийских и минометных систем Советской Армии к началу Великой Отечественной войны 
Наименование и калибр орудия Вес
снаряда,
кг Начальная
скорость,
м/сек Дальность
стрельбы,
км Скорострельность,
выстр./мин Вес системы
в боевом
положении,
кг
45-мм противотанковая пушка обр. 1937 г. 14 760 4.6 20 560
76-мм полковая пушка обр. 1927 г. 6.2 387 8.5 10 – 12 1620
76-мм дивизионная пушка обр. 1939 г. 6.2 680 13.3 15 – 20 1480
122-мм гаубица обр. 1938 г. 21.7 515 11.8 5 – 6 2500
122-мм пушка обр. 1931/37 г. 25 800 19.7 5 – 6 7120
152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. 43.5 655 17.2 3-4 7129
152-мм гаубица обр. 1938 г. 40 508 12.3 3 – 4 4150
203-мм гаубица обр. 1931 г. 100 607 18.0 0.5 – 1 17700
280-мм мортира обр. 1939 г. 286 356 14.4 0.5 17600
305-мм гаубица обр. 1939 г. 465 410 10.4 0.5 45700
25-мм зенитная пушка обр. 1940 г. 0.28 910 2.4/2.025 250 1060
37-мм зенитная пушка обр. 1939 г. 0.77 880 4.0/3.025 180 2100
76-мм зенитная пушка обр. 1938 г. 6.6 813 14.6/9.525 20 4300
85-мм зенитная пушка обр. 1939 г. 9.2 800 15.5/10.525 15 – 20 4300
82-мм миномет обр. 1937 г. 3.4 211 3.1 25 61
120-мм миномет обр. 1938 г. 16 272 5.7 12 – 15 280

--------------------------------------------------------------------------------


Таблица 33. Тактико-технические данные основных типов самолетов Советской Армии к началу Великой Отечественной войны 
Тип Год поступления на вооружение Экипаж, человек Количество и мощность моторов, л. с. Максимальная скорость, км/час Дальность полета, км Вооружение Бомбовая нагрузка, кг
количество, шт. калибр, мм
Истребители
И-15 бис 1935 1 1x730 367 770 4 пулемета 7.62 150
И-16 1934 1 1x900 462 625 4 пулемета 7.62 100
И-153 1938 1 1x900 427 690 4 пулемета 7.62 200
Як-1 1941 1 1x1050 572 700 1 пушка
2 пулемета 20.0
7.62 –
ЛаГГ-3 1941 1 1x1050 549 556 1 пушка
1 пулемет
2 пулемета 20.0
12.7
7.62 200
МиГ-3 1940 1 1x1200 620 1000 1 пулемет
2 пулемета 12.7
7.62 200
Штурмовики
Ил-2 1941 1 1x1600 412 510 2 пушки
2 пулемета
8 PC 20.0
7.62
82.0 400 – 600
Бомбардировщики
ТБ-326 1931 8 4x850 288 4000 8 пулеметов 7.62 2000 – 4000
ДБ-3ф 1937 3 2x1000 440 2700 3 пулемета 7.62 1000 – 2500
СБ 1935 3 2x1050 445 1000 4 пулемета 7.62 600 – 1500
Пе-2 1941 3 2x1260 540 1100 4 пулемета 7.62 600 – 1000
Разведывательная авиация
Р-5 1931 2 1x650 230 600 3 пулемета 7.62 200 – 400
Специальная авиация
У-2 (По-2) 1929 2 1x110 145 470 . . .

   

Aleksej_3000

Виктор вот здесь в корне не согласен - сложная военная техника (танки-самолеты) выпуска 1933-1935 годов к сорок первому как правило уже имели модну-две модернизации, и их характеристики сильно менялись. Так например самый массовый истребитель И-16 тип 4 в 1933 году имел движок М-10 с взлетной мощностью 850 л.с., и два пулемета 7,62мм, а к 1941 году имел движки сначала М25 (1100 л.с.), затем М62/М63 (1250 л.с.), а вооружение на И-16 тип 28 было два пулемета 12,7 мм и две пушки 20 мм. Как видим один и тот же самолет, и вместе с тем абсолютно разные.
И это касается всей техники. (и даже пушек)

игорь

И-16 ТИП 4 - серийный; версия истребителя; двигатель М-22 и (позже) М-25; удлинен капот; установлена бронеспинка; без сдвижного фонаря; установлен механизм зависания элеронов.

Палач - работа сложная,
Но все-же, чёрт возьми,
Работа-то на воздухе,
Работа-то с людьми...

Виктор

  Так ведь никто и не против, вполне возможно, что в таблице есть неточности, давайте ссылку и выкладывайте. Мне, если не изменяет память, тоже попадалась информация, что Т-34 первых выпусков оснащался не 76, а 45-мм пушкой и ИЛ-2 изначально проектировался все-таки двухместным, с пулеметом в задней полусфере.

игорь

Про Ил 2 - смотрел кино не помню как называется но очень там подробно все рассказывыалось. Советский фильм.
Палач - работа сложная,
Но все-же, чёрт возьми,
Работа-то на воздухе,
Работа-то с людьми...

Виктор

Скопировано www.airwars.narod.ru
Истребитель И 16 тип 24
_________________________________

 В 1939 году уже мало кто сомневался в окончании эпохи И-16. Даже установка более мощных двигателей М-62 и М-63 не позволила серийному истребителю превзойти рубеж скорости в 500 км/час. Какое-то время считалось, что добиться более высоких характеристик можно с новым двигателем М-64, обладавшим взлетной мощностью 1200-1300 л.с. Конструкторы ожидали появление М-64 (был еще и М-65) вплоть до 1941 года, однако этот двигатель являющейся последней однорядной девятицилиндровой звездой так и не был доведен.
Николай Поликарпов пытался улучшить аэродинамику самолета, заменив полотняную обшивку крыльев фанерной. Летом 1939 года был испытан самолет №1721103, у которого верхняя часть крыла была обшита фанерой толщиной 2,5 мм, тогда же на госиспытании в НИИ ВВС был предъявлен И-16 тип 24 с фанерным покрытием крыла. Последний аппарат летал со скоростью 489 км/ч, что было несколько выше показателей других машин. Однако данный результат приписали двигателю М-63. И хотя деревянная обшивка была рекомендована для производства, в серийных образцах она своего применения не нашла.
Тип 24 являлся дальнейшей модификация типа 18, в соответствии с нормами прочности 1937 года.  Основные внесенные изменения:

Установлен ВИШ АВ-1 и новый кок-обтекатель.
Мотор оборудован регулятором постоянства оборотов «Р-2», дающим возможность пилоту держать нужное число оборотов.
Поставлена амортизационная стойка шасси с двузвенником, вместо ранее применявшегося шлицевого соединения. Одновременно увеличена эффективность амортизации, ход амортизатора увеличен до 96 мм по сравнению с 30-36 мм у предыдущего варианта.
Костыль на типе 24 обрел небольшое колесо и масляно-пневматическую амортизацию.
Введены посадочные щитки с механическим управлением. Рукоятка располагалась слева за сиденьем пилота.
Установлен второй откидной борт кабины пилота с правой стороны. Хотя откидной борт на правой стороне официально вводился на типе 24, встречалось подобное усовершенствование и на других типах.
Самолет оборудован системой ручного запуска от рукоятки стартера «РИ». Ручка в походном положении, хранящаяся в кабине пилота, при запуске вставлялась справа в специальное отверстие фюзеляжа.
На правом борту фюзеляжа между шпангоутами №7 и №8 прорезан люк для рации.
В 1939 году были проведены летные исследования И-16, доказывающие, что дальнейшее совершенствование истребителя как типа нецелесообразно.
Одна такая работа касалась затягивания истребителей И-16 в пикирование. Происходило это в случае установки стабилизатора на положительные углы атаки. Несколько катастроф заставили провести исследование этого явления. Выяснилось, что И-16 чрезвычайно чуток к изменениям угла установки стабилизатора. В тоже время при нейтральном положении стабилизатора и задней центровке пилоты испытывали чрезвычайно большое давление на ручке. Тот факт, что раньше явление затягивания в пикирование не отмечалось, был связан с постепенным сдвиганием центровки самолета назад, от серии к серии, за счет установки аккумулятора, щитков, бронеспинки и радио. На некоторых машинах значение центровки уже достигало значений 35% САХ. Дополнительный пикирующий момент создавали неубираемые лыжи.
Проведенные в начале 1939 года испытания показали, что зона полной неустойчивости при пикировании начинается между 32-33% САХ при убранном шасси. Опасность явления была весьма велика, летчик-испытатель капитан Таборовский, занимающийся этими рискованными полетами погиб. Его машина №1021101 врезалась в землю при значении САХ 33,6% и угле установки стабилизатора +2°. В результате, значение центровки для всех эксплуатируемых машин было ограничено 33%, а о неустойчивости И-16 в полете, наконец, было сказано как о недостатке. Мнение пилотов было единогласно — машина обладает лучшими летными качествами с передней центровкой. В случае с И-16 все беды упирались в неудовлетворительную компоновку самолета, летчик, летающий на нем, приучался к неправильному пилотированию, о полете с «брошенной» ручкой не могло идти речи, а ведение прицельной стрельбы из неустойчивой машины являлось весьма непростым делом.
Еще одна работа, получившая название «Определение усилий на ручке от руля высоты, элеронов и на педалях от руля направления И-16» была проведена летом 1939 года в ЦАГИ. Летчик-испытатель Станкевич, осуществивший эти летные исследования, в качестве выводов записал следующее: «Вследствие неустойчивости самолета даже небольшие продольные усилия «от себя», порядка 4-5 кг на установившихся режимах полета для летчика неприятны (утомляется рука). На фигурах возникают резкие перепады давления на ручку, неприятные для летчика. Открытые щитки ухудшают продольную устойчивость и увеличивают усилия «от себя». При открытии щитков самолет кабрирует, при уборке резко проваливается и имеет тенденцию к пикированию. ...При переходе на большие углы атаки неустойчивость резко возрастает... При разбеге самолет долго не поднимает хвост, ручку приходится с большими усилиями отдавать от себя. ...При высоком выравнивании сваливается на правое крыло, эффект элеронов для парирования сваливания недостаточен». Невеселые эти выводы были верными, однако даже самые строгие придирки к «старичку» И-16 не смогли бы исправить положение.

_____________________________________________

Тактико-технические характеристики:
________________________________

Год принятия на вооружение
- 1939

Размах крыла, м
- 9.0

Длина, м
- 6.13

Высота, м
- 2.25

Площадь крыла, м2
- 14.54

Масса, кг
 
- пустого самолета
- 1383

- нормальная взлетная
- 1882

Тип двигателя
- 1 ПД М-63

Тяга, л.с.
- 1 х 900

Максимальная скорость , км/ч
 
- у земли
- 410

- на высоте
- 462

Практическая дальность, км
- 440

Максимальная скороподъемность, м/мин
- 882

Практический потолок, м
- 9700

Экипаж
- 1

Вооружение:
 2x20-мм пушки ШВАК,
2x7,62 пулемёта ШКАС


игорь

Истребитель И-16
И-16 был создан Н.Н. Поликарповым в 1934 г. и до начала сороковых годов оставался основным истребителем советских Военно-Воздушных Сил. Это был первый серийный советский истребитель-моноплан (хотя и деревянной конструкции), на нем впервые была применена механическая уборка шасси и установлена бронеспинка сиденья летчика. Первое применение реактивных снарядов в воздушном бою было осуществлено именно с этого самолета. Перечень приоритетов И-16 можно было бы продолжать довольно долго, но достаточно сказать, что в середине 1930-х этот истребитель считался лучшим в мире. В 1935 г. он демонстрировался на Всемирной выставке в Милане, где и получил мировое признание. В 1936-1939 гг. летчики-интернационалисты успешно воевали на И-16 в небе Испании против фашистских стервятников. Здесь И-16 впервые встретился с немецким истребителем "мессершмитт" (Me-109B). Уже тогда выяснилось, что "ишачок" несколько уступает "мессеру" в скорости (450 км/ч против 470 км/ч). Однако превосходство нашего самолета проявлялось в вооружен и и маневренности, особенно на виражах, из-за чего противник нес большие потери. Отличился И-16 в Китае и в Монголии в 1937-1940 гг. в боях против японских милитаристов. С началом Великой Отечественной войны И-16 и другой основной советский истребитель И-15 вновь вступили в схватку с фашистской авиационной армадой. С немецкими бомбардировщиками "юнкерсами" (Ju-87 и Ju-88) и "хейнкелями" (He-111) наши истребители по-прежнему справлялись без особых хлопот. А вот новейшей модификации "мессершмитта" (Me-109E) они уступали уже практически по всем тактико-техническим характеристикам. Лишь на глубоких виражах советским летчикам удавалось оторваться от преследования, чтобы выиграть 2-3 секунды, зайти "в хвост" противнику и поразить его. Несмотря на "устарелость" И-16, нашим летчикам удавалось проводить на них успешные бои и одерживать победы. Так, в ночь на 7 августа 1941 г. Виктор Талалихин, защищая небо Москвы, таранным ударом сбил фашистский бомбардировщик "Хейнкель-111", обломки которого экспонируются в Центральном музее Вооруженных Сил. Первые месяцы войны советские истребительные полки, оснащенные устаревшими самолетами, несли большие потери. По мере восстановления авиационной промышленности они стали пополняться истребителями новых конструкций - Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, Ла-5, Як-9, которые ни в чем не уступали и даже превосходили немецкие. Однако на отдельных участках фронта И-16 продолжал принимать участие в боевых действиях вплоть до 1944 г.

Основные модификации:

ЦКБ-12 - опытный; двигатель М-22; установлен металлический винт без кока и сдвижной вперед фонарь; 2хШКАС; имел неубирающиеся лыжи, а затем убирающееся колесное шасси.

ЦКБ-12бис (И-16 дублер) - двигатель РЦФ-2 (712 л.с.); имел капот меньшего диаметра; установлены неубирающиеся лыжи, а затем убирающееся колесное шасси.

И-16 ТИП 4 - серийный; версия истребителя; двигатель М-22 и (позже) М-25; удлинен капот; установлена бронеспинка; без сдвижного фонаря; установлен механизм зависания элеронов.

УТИ-2 - версия учебно-боевого самолета; двухместная модификация типа 4.

И-16 ТИП 5 - серийный; модификация типа 4; версия истребителя; двигатель М-25 (700 л.с.) (бывший РЦФ-3); изменена конструкция капота; установлен воздушный винт АВ-1, кок и храповик для запуска; вначале имел закрытую, а позже открытую кабину; удлинен козырек; вооружение: 2хШКАС; установлены бомбодержатели.

УТИ-4 - версия учебно-боевого самолета; двухместная модификация типа 5 или 10; двигатель М-25А (730 л.с.); двойное управление; без вооружения (1640 экз.).

ЦКБ-18 (И-16 штурмовик) - опытный; двигатель М-22; установлено бронирование кабины; вооружение: 4хШКАС (или ПВ-1), бомбовая нагрузка - 100 кг (1 экз.); 2 экз. типа 5 были вооружены 6хШКАС.

ЦКБ-29 (СПБ) -опытный; версия скоростного пикирующего бомбардировщика; применялся в связке с ТБ-3; двигатель РЦФ-3; установлен пневматический механизм уборки шасси; вооружение: 2хШКАС и 200 кг бомб.

И-16П (пушечный) - опытный; модификация типа 5; двигатель РЦФ-3; вооружение: 2хШКАС (синхронные), 2хШВАК (в центроплане) и бомбодержатели (1 экз.).

И-16 ТИП 6 - серийный; как тип 5; двигатель М-25А (730 л.с.); имел открытую кабину; усилен планер.

И-16 ТИП 10 - серийный; как тип 5; двигатель М-25В (750 л.с.); вооружение: 4хШКАС; усилена конструкция; увеличен вес; установлены посадочные щитки и убирающиеся лыжи.

И-16 ТИП 12 - серийный; модификация типа 10; вооружение: 2хШКАС и 2хШВАК.

И-16 ТИП 17 - серийный; модификация типа 10; вооружение: 2хШКАС и 2хШВАК (иногда добавлялся 1хБС); бомбовая нагрузка - 200 кг; изменена конструкция шасси; костыль заменен колесом.

И-16 ТК - опытный; модификация типа 10; установлены 2 турбокомпрессора и ВИШ.

И-16 ТИП 18 - серийный; модификация типа 10; двигатель М-62 с нагнетателем; установлен ВИШ-6А и (позже) АВ-1; вооружение: 4хШКАС.

И-16 ТИП 24 - серийный; модификация типа 18; двигатель М-63 с ВИШ ВВ-1; усилена конструкция; изменена конструкция крыла; имел 2 подвесных бака; вооружение: 2хШКАС и 2хШВАК (иногда 4хШКАС и 1хБС); позднее установлены направляющие для 6хРС-82; бомбовая нагрузка - 500 кг.

И-16 ТИП 29 - серийный; модификация типа 24; изменено положение маслорадиатора; установлено укороченное шасси; вооружение: 1хУБС и 2хШВАК, 6хРС-82.


Тактико-технические данные:
максимальная скорость: 462 км/ч;
взлетный вес: 1941 кг;
потолок: 9700 м;
дальность полета: 700 км;
вооружение: 2 пушки калибра 20 мм, 2 пулемета 7,62 мм и 6 реактивных снарядов РС-82;
бомбовая нагрузка: до 200 кг.


Источники:
Маслов М.,"Истребитель: И-16", 2001

Автор: Олег Бегинин
http://www.weltkrieg.ru/aircrafts/I-16/

Палач - работа сложная,
Но все-же, чёрт возьми,
Работа-то на воздухе,
Работа-то с людьми...

Виктор

  То бишь версия о двигателях в 1100 и 1250 л.с. не подтверждается?

игорь

Но и не опровергается, потому что источник мною еще мало изучен, но склонен ему доверять из за полноты информации размещенной там.
Палач - работа сложная,
Но все-же, чёрт возьми,
Работа-то на воздухе,
Работа-то с людьми...

Виктор

  Вообще было бы неплохо посмотреть информацию о составе ВВС на начало ВОВ, но таковой пока не нашел, только соотношение по видам самолетов без указания моделей и разноски по округам или хотя бы ТВД.

игорь

К сожалению сегодня мало времени, но вот посмотрите может подойдет правда по танкам.
http://armoured.vif2.ru/ww2tank.htm
Палач - работа сложная,
Но все-же, чёрт возьми,
Работа-то на воздухе,
Работа-то с людьми...

Aleksej_3000

Цитата: Виктор от 25 января 2009, 18:37
  То бишь версия о двигателях в 1100 и 1250 л.с. не подтверждается?
нет подтверждается

Поршневой двигатель М-63 был разработан конструктором А.Д.Швецовым. Мотор М-63, как и М-62, устанавливался на истребители И-15, И-16, И-153. Отличался повышенной до 7.2 степенью сжатия. (У М-62 - 6.4). Выпускался серийно начиная с 1939 года. 

Условное обозначение двигателя М-62
Рабочий объем, л 29.87
Степень сжатия 7.2
Масса мотора, кг 515
Взлетный режим   
Мощность, л.с. 1100
Частота вращения, об/мин 2300
Номинальный режим   
Мощность у земли, л.с. 930
Мощность на высоте 4500 м, л.с. 900
Номинальные удельные параметры   
Удельная масса, кг/л.с. 0.554
Литровая мощность, л.с./л. 31.13


Еще раз говорю мощности авиоционных двигателей имеют разные величины - взлетну, у земли, установившую на 3000 метрах и т.д.

Aleksej_3000

Цитата: Виктор от 25 января 2009, 17:25
  Так ведь никто и не против, вполне возможно, что в таблице есть неточности, давайте ссылку и выкладывайте. Мне, если не изменяет память, тоже попадалась информация, что Т-34 первых выпусков оснащался не 76, а 45-мм пушкой и ИЛ-2 изначально проектировался все-таки двухместным, с пулеметом в задней полусфере.
Танк Т-34 всегда имел пушку  калибра 76 мм это Л-10 (на опытных машинах), Л-11, Ф-32, Ф-34.
Был выпущен в нескольких единицах танк Т-34И (Истребительный) на Красном Сормово  с пушкой ЗиС-2 57мм.
Штурмовик Ил-2 проектировался сразу в двух вариантах. Ильюшин и военные настаивали на одноместном, потому что он мог взять больше бомб, был более маневренным и быстрым. Затем началась война, и показала ошибочность этого решения. В 1953 году умер сталин, и с этого момента родилась легенда, что товарищ Сталин лично убрал кормового стрелка.