Яндекс.Метрика Рецензии и обзоры - Страница 5

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Новости:

Мы переехали! Постарался перетащить всех пользователей и темы-сообщения

Рецензии и обзоры

Автор Яманэко, 05 марта 2008, 16:21

« назад - далее »

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review1149.htm
Вадим Панов «Поводыри на распутье»
Изо всех работ Вадима Панова самая известная — цикл «Тайный Город». Вереница повествований об обратной стороне Москвы, щедро сдобренная грамотным экшеном, приправленная юмором и пересыпанная мифологией, стала визитной карточкой этого автора. В каком-то смысле, Вадиму Панову удалось действительно выстроить целый мир «Тайного Города» — убедительный и почти реальный. Однако это совсем не значит, что на Тайном Городе творчество Вадима Панова заканчивается.


Цикл «Анклавы» отличается от «Тайного Города» не только и не столько временным промежутком. Автор описывает, в сущности, один и тот же мир, но мир Анклавов гораздо жестче. Мир Анклавов — серый. Здесь нет ярких красок магии, нет волшебного танца древних поединков и заклинаний, нет бесшабашной радости от уличных гонок на новомодных автомобилях. Анклавы многозначительно сереют металлическими сплавами оружия, пластиком и кремнием компьютерных систем и пылью, взметнувшейся из-под колес собранного вручную мотоцикла. И отказываться от этого мира только потому, что это не «про Сантьягу», по меньшей мере неоправданно.

В новой книге Вадим Панов продолжает историю, начатую «Московским клубом». В центре событий оказываются главы Анклавов: московского — доктор Максимилиан Кауфман по прозвищу Мертвый, и цюрихского — Ник Моратти, глава всей Службы безопасности Анклавов. При этом ни один из противников к «хорошим парням» не относится: к примеру, сказать, Максимилиан Кауфман — несколько жестокий человек, приблизительно то же самое, что назвать Сантьягу слегка темным магом. На фоне профессионального обмена Москвы и Цюриха провокациями и покушениями разворачивается другая ветка сюжета — история прошедшего все Храмы Избранного, встревоженного тем, что бессмертный мудрец из Поднебесной видел тень Убийцы Богов...

Анклав «Москва» живет сотнями жизней, дав пристанище и для последнего Гончего Пса, и для вагонов байкеров, которые по-прежнему слушают тяжелую музыку и гоняют по транспортным кольцам на своих железных конях. Новый роман Панова похож на этот Анклав — многоуровневый, многоплановый, многоэтажный, соединивший великое множество совершенно разных персонажей и сюжетных линий. Пробираясь по паутине сюжета, читатель обнаруживает один конец ниточки, второй, третий, четвертый... и вдруг оказывается, что четвертая ниточка — это та же первая, вторая с ней намертво связана, а третья — была ли она вообще или только примерещилась?.. В исходных данных, которые предлагает нам книга, одни вопросы и только намеки на ответы. В этой книге есть место и Чудовищу без традиционной Красавицы, и Избранному без намека на Матрицу, а уличные стычки и гонки на мотоциклах сосуществуют с магией Читающих Время и легендами об ушедших богах. Автор не изменяет себе, завязывая новые сюжетные узелки, подвигая в сторону устоявшиеся стереотипы и напоминая: ни в одном законе не прописано, что Чудовище — обязательно плохое, а Избранный — хороший. На чьем поле и при чьей поддержке будет проходить многоходовая игра Кауфмана и Моратти, какие цели преследует Тот, Кто Выбрал Путь, что искали на Луне жители Поднебесной, как в этом замешана похищенная наследница могущественной корпорации, — в конечном итоге сюжетный клубок будет размотан. Методично, аккуратно, до конца.

Итог: подарок для тех, кто зачитывался «Наложницами ненависти». Затягивающее чтение для любителей хорошо продуманных интриг и грамотных «квестов». Если Тайный Город показался вам простым или несерьезным, добро пожаловать в серый мир Анклавов. Неизвестно, где вам понравится больше.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review1856.htm
Вадим Панов «Занимательная механика»
Фантастика привлекает к себе внимание самых разных людей, и все-таки одним из основных читателей этой литературы остается молодежь — школьники и студенты. Рискну предположить, что не в последнюю очередь это вызвано тем, как сильно фантастика отличается — и по духу, и по содержанию — от львиной доли той прозы, что мы все были вынуждены проходить в школе. Немногие представители «поколения next» способны восхищаться героями позапрошлого века, брать с них пример. И тут на помощь приходит фантастика — жанр, в котором процент книг о сильных личностях велик, как, наверное, ни в одном другом. Примером тому может служить и «Занимательная механика».


Действие, как всегда у Панова, разворачивается на просторах российской столицы. Это не мегаполис Великих Домов и не могучий Анклав, а самая обыкновенная Москва, по улицам которой ходят только люди — хотя и не всех из них можно назвать «простыми». Завязка романа также типична для пановских книг: намеки на древние тайны и необъяснимое на первый взгляд убийство, расследование которого поручают лучшему специалисту Москвы по особым делам. Однако перед нами не очередной мистический детектив. Тех, кто привык к напряженным историям о Тайном городе, в которых интрига сохраняется до последней страницы, а главы Великих Домов без конца плетут многоходовые комбинации, «Занимательная механика» вполне может разочаровать. Ведь проницательный детектив по прозвищу Очкарик уже к середине романа почти играючи раскроет убийство, с которого началась цепочка событий, приведших героя к гораздо более занимательной тайне. Тайне людей, которые называют себя искусниками и сумели достигнуть невообразимых высот, — таких, что порой их способности можно принять за магию, — в том или ином деле. К середине романа противостояние между двумя лагерями искусников, сторонниками разных взглядов на путь развития человечества, выходит на первый план, но и этим конфликтом роман не исчерпывается.

Путь человека к совершенству — вот что стало главной темой «Занимательной механики». Причем дорога, которую избирают искусники, отнюдь не объявляется Пановым как единственно верная. Путь искусника не выстлан розами: достигнув идеала в одном деле, он лишает себя возможности добиться серьезных достижений в иных сферах, навсегда становится одиночкой, человеком на обочине общества. Недаром в романе немало внимания уделено друзьям Очкарика, в общем-то, не сильно влияющим на основной сюжет, но демонстрирующим, что к успеху ведут разные дороги, главное — найти свою и уверенно идти по ней.

При желании Панову можно попенять и за недостаточно проработанный мир, и за невнятное описание качественного скачка от обычного человека к искуснику, и за слишком уж простую развязку детективной линии... Но в данном случае все это — не главное. «Занимательная механика» неспроста носит такое название. Это книга о том, что можно назвать «механикой жизни», о пути к совершенству, об успехе и о цене, которую за него порой приходится платить. Стоит ли овчинка выделки?.. Решайте сами.

Итог: любопытный литературный эксперимент Вадима Панова вряд ли заменит в наших сердцах «Тайный город»: все-таки ни Очкарик, ни Гончар, ни Проказа не сравнятся с неподражаемыми Сантьягой или Кортесом, да и мир прописан похуже. «Занимательная механика» — книга о том, как надо жить, чтобы достигать высот в своем деле и быть настоящим Человеком, а не его жалким подобием. К тому же московский фантаст в очередной раз показал, что не стоит на месте, а ищет новые творческие пути и развивается, и это не может не вызывать уважения.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review1572.htm
Вадим Панов «День Дракона»
Вадим Панов давно уже приучил своих читателей к увлекательным сюжетам, непредсказуемым финалам и тому, что какие бы конфликты ни сотрясали Тайный Город, стараниями комиссара Сантьяги Темный двор всегда будет смеяться последним. Непременная победа навов в конце стала уже настолько общим местом пановского сериала, что некоторым читателям уже кажется удивительным, как, при всех своих талантах и мощи гарок, эти существа умудрились упустить власть над Землей. И вот — несколькими книгами ранее первый удар по безупречности Сантьяги наносят челы, сумев открыть секрет, давно утерянный всеми Великими домами, — отыскать дорогу с Земли в иные миры. "День Дракона" — еще один гвоздь в крышку мнимой неуязвивости навов.

В своем новом романе Панов делает угрозой для магического мегаполиса, расположенного на территории Первопрестольной, древнего врага, связанного с Навью неразрывными узами. Причем, в отличие от предыдущего "великого врага из древности" — лордов Тать, Ярга не появляется в истории с бухты-барахты, подобно чертику из табакерки. На этот раз писатель не соблазнился возможностью просто придумать новую сущность, которая бы соответствовала его задумкам, а решил использовать лишь те карты, которые уже имеются у него на руках, попутно отвечая на некоторые из накопившихся у читателей вопросов.

Сантьяге придется выйти из насиженного амплуа хитрого кукловода, который спокойно разбирается с очередной внештатной ситуацией. Комиссара ждет столько же неприятных сюрпризов, как и высших иерархов других Великих домов. И те, кто жаждал увидеть, как и навам достается на орехи, не окажутся разочарованы. Впрочем, мальчиками для битья Темные, конечно, не станут. Более того, в "Дне Дракона" писатель, наряду с прочим, проливает свет на их, пожалуй, самую великую победу, обеспечившую Темному двору власть над Землей.

Крайне удачно Панову удается совмещать глобальные конфликты между Великими домами с рассказом о судьбах более-менее простых обитателей Тайного города. Несмотря на то, что большинство центральных персонажей "Дня Дракона" появляются на страницах цикла впервые, они умудряются мгновенно запасть в душу, да так, что не устаешь им сопереживать до самой последней страницы книги. Ну а что касается сюжета — если роман не удается отложить до утра и приходится читать его ночь напролет, то банальные слова об "увлекательности" и "закрученности" уже вряд ли способны адекватно отразить его достоинства.

Сильные персонажи и сюжет — это непременные атрибуты хорошего развлекательного чтива, но "Тайный Город" давно вырос из детских штанишек простого приключенческого фэнтези. И "День Дракона" стал лишним тому подтверждением. Сюжет и персонажи для автора не цель, а средство дать ответы на вечные человеческие (хотя среди героев людей-то как раз и не наблюдается) вопросы. Как преодолеть расовые различия? Оправдывает ли цель средства? На что можно пойти ради любви? Имеет ли преступление срок давности? И куда все-таки ведет дорога, вымощенная благими намерениями? Герои своими поступками отвечают на эти вопросы, а согласиться с ними или нет — решать только вам.

Финал у "Дня дракона", по большому счету, открытый. Настолько, что этот роман можно воспринимать не только как очередное произведение популярного сериала, но и как завязку нового глобального сюжета, грозящего потрясти все основы Тайного Города. До сих пор Панову, какие бы испытания ни создавал он для своих героев, удавалось сохранять статус-кво между Великими домами и ограждать от потрясений основы мироустройства. При всех своих достоинствах такой подход делал развязки несколько предсказуемыми. Теперь же, благодаря Ярге, у писателя появилась очередная возможность серьезно изменить облик Тайного Города. Рискнет ли автор сделать это — вопрос будущего, но перспективы перед серией открываются поистине заоблачные.

Итог: великолепный роман — безусловно, один из лучших, если не лучший во всей серии. К сожалению, чтобы оценить его, надо неплохо ориентироваться в реалиях "Тайного Города" — то есть, прочесть большинство, а лучше все предыдущие книги цикла. Впрочем, познакомиться с ними никогда не поздно, благо появился еще один отличный, пахнущий типографской краской повод. Тем же, кто уже читал прочие романы сериала, самое время бежать в ближайший книжный магазин за "Днем Дракона".

Присутствуют
древние секреты Нави

новые герои

любовь и смерть

открытый финал

Отсутствуют
наемники

асуры

уйбуй Копыто

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review948.htm
Вадим Панов «Таганский перекресток»
Для того, кто хотя бы поверхностно знаком с творчеством Вадима Панова, не секрет, что создатель Тайного Города неравнодушен к мифам и легендам — как народным, так и авторским. В его книгах можно встретить навов из славянского загробного мира, услышать об асурах из священных книг индуистов, узнать секреты Летучего Голландца и даже познакомиться с весьма оригинальным взглядом на лавкрафтовских монстров. При этом, в отличие от так называемой «трамвайной» мистики, у Панова «разношерстность» используемых образов не раздражает. Ктулху в одном томе с вампирскими кланами, знакомыми по играм серии Vampire: The Masquerade, смотрятся вполне органично — чтобы не сказать «естественно».

Однако человека, купившего очередной том «Тайного города», ждет сюрприз. Под обложкой нет ни одного знакомого лица. Да что лица — существа! Вместо ироничного комиссара Сантьяги — неправильный, нетрадиционный джинн, которого не найти на страницах «Тысячи и одной ночи». Вместо нелепых и смешных Красных Шапок — ведьма и ее кот, отдающие долги неразменным рублем. Вместо приключений Кортеса и его команды — по-самурайски поэтичная и грустная история одного бонсая.

Новая книга Панова напоминает дверь, открыв которую, не осознаешь, как делаешь шаг через порог, а шагнув — не жалеешь о том, что дверь захлопнулась. Каждый из девяти рассказов подобран так, что Тайный Город остался Тайным Городом — безмолвно хранящим свои секреты и исподтишка наблюдающим за персонажами глазами улиц и подворотен. Приглядевшись, можно найти общие черты в «Бонсае», «Правильном решении» и «Половинках» — но это не делает рассказы пиратскими копиями друг друга, а создает неповторимую атмосферу. Каждая сюжетная линия плотно вплетена в городской гобелен, каждая история идет по своим правилам, мимоходом соприкасаясь, встречаясь в самом центре города — на Таганском перекрестке, с которого не так-то просто уйти.

Итог: «Таганский перекресток» — одновременно книга и о Тайном Городе, и не о нем. Это та самая La Mystique de Moscou, как обозначено на обложке. Сборник рассказов Панова — отличный шанс начать знакомство с этим автором, если вы еще этого не сделали, и новая возможность посмотреть на московские улицы с тихим ожиданием чуда, если вам уже приходилось бродить по Тайному Городу.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review819.htm
Вадим Панов «Царь горы»
«Нет ничего хуже гражданской войны» — эта мысль стала центральной в новом романе Панова. История семьи масан продолжается. Предложение Захара Треми, сделанное Александру Бруджа в конце предыдущего романа «Королевский крест», заинтересовало последнего. И старый масан, один из последних истинных кардиналов, начал объединение семьи.

Чтобы объединить масан, живущих в Тайном Городе, необходим истинный кардинал — им может стать Захар Треми. Дело за малым — добыть Амулеты Крови — Драконьи Иглы, которыми владеют Густав и Борис Луминар. Захар обращается за помощью к своим старым знакомым — наемникам Кортесу и Ко.

Такова завязка одиннадцатой книги о Тайном Городе. Общее впечатление от романа спорное. С одной стороны, кажется, что автор, как бы извиняясь за предыдущий неторопливый и философский роман, осознано перенасыщает «Царя горы» боевыми сценами. Погоня, убийства, штурм одной базы, другой базы — у читателя не остается свободной минуты, чтобы осмыслить сюжетные интриги. Да с ними в романе и не густо. Сюжет просматривается от начала и до конца, и даже финал книги скорее подчеркивает основную идею романа, нежели переворачивает всё с ног на голову.

Терзания главных героев блекнут на фоне непрекращающихся перестрелок. Автор дает им задуматься, сделать выводы — а потом единственно верное решение принимается в считанные мгновения. Но стоит отдать должное автору — поступки героев логичны и последовательны.

Итог: долгожданное продолжение приключений наемников, а также продолжение истории объединения семьи масан. Добротное городское фэнтези, которое увлечет вас не на один вечер.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review142.htm
Вадим Панов «Королевский крест»
Игра с Судьбой. Игра против Судьбы. Наверное, каждый из нас желал хоть раз изменить предначертанное. Но готовы ли вы поставить на кон все, чтобы сразиться с будущим?

Колода Судьбы попадает в руки обыкновенного чела, совладельца крупнейшего казино Тайного города, Никиты Крылова. Случайно узнав о магических свойствах колоды, он не может устоять перед соблазном сыграть. Ведь он Игрок, а эта колода — вызов его мастерству. Казино конкурентов выиграно в покер, мафиози погибает от рук "незримого киллера", а лучший друг Никиты предает его — все это результаты Игры, которую затеял Крылов. Тайный город начинает проявлять интерес, да и в Москве объявился хозяин колоды.

Многотомная история о тайной жизни древних цивилизаций на территории российской столицы пополнилась еще одним достойным романом. Персонажи ярки и объемны, их действия логичны и последовательны. Автор мастерски показывает, как меняется Крылов, бросив вызов судьбе. В Александре Бруджа чувствуется безмерная печаль Камарильи, уставшей от гражданской войны. Мы сочувствуем одиночеству Анны — уникального человского мага. Великолепно закручены интриги. Хватает и "энциклопедического" фона: подробности семьи Масан, судьба графа Сен-Жермена, изнанка исторический событий.

Итог: нельзя сказать, что роман получился более интригующим, чем "Кафедра странников". Сюжет не встает с ног на голову в последней главе. Но это и не главное. "Королевский крест" — в первую очередь философский роман. Панов поднимает серьезные вопросы: окупает ли цель средства, что важнее — дружба или дело? А главный вопрос, на который старается ответить автор на страницах этой книги, — всегда ли приходится платить за свои ошибки, и какова будет цена?

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review1273.htm
Маргарет Уэйс, Трэйси Хикмен «Второе поколение»
В отличие от героев большинства фэнтезийных циклов, центральные персонажи «Саги о Копье» не только умирают, но даже старятся. Вместо того, чтобы показывать нам дряхлых Карамона или Таниса, Уэйс и Хикмен решили ввести в историю детей главных героев. Именно им посвящен недавно переизданный сборник «Второе поколение». Как и многие другие книги цикла, он уже выходил на русском языке в девяностых годах прошлого века, однако теперь выпущен в современном оформлении.

Дети, внезапно появившиеся чуть ли не у каждого персонажа оригинальных «Хроник» (хорошо хоть, Тас не осчастливил нас потомством), оказались проходными героями. В следующих по хронологии книгах «Саги» будет появляться только младший сын Карамона, Палин. Вот уж действительно: на детях героев природа отдыхает.

Авторский дуэт Уэйс и Хикмэна не стал особо напрягаться. Написанные на скорую руку рассказы и повести добротны, но их качество сильно меняется от произведения к произведению. Например, «Сын Китиары» в разы увлекательней довольно недостоверной «Дочери Рейстлина». Приятно выделяется на общем фоне последняя повесть — «Жертвоприношение», в которой мы снова встретимся с Танисом, узнаем о его проблемах с сыном Гилом и очередных тяжелых временах в эльфийском королевстве. Ох уж эта извечная проблема отцов и детей...

Хотя весь сборник в той или иной степени служат прологом для «Драконов летнего полдня», обязательной к прочтению можно назвать только финальную вещь книги. Правда, не совсем понятно, почему «Максима» так затянула с переизданием «Второго поколения»: вряд ли сегодня осталось много поклонников «Саги», не читавших еще летних «Драконов».

Итог: на фоне своих собратьев сборник заслуживает особого внимания, прежде всего потому, что сильно связан с генеральной линией «Саги о Копье», а также создан непосредственными авторами цикла, а не их последователями.


Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review465.htm
Маргарет Уэйс, Трэйси Хикмен «Драконы исчезнувшей луны»
Книга является заключительной частью трилогии "Война душ" и по совместительству — очередным продолжением знаменитой "Саги о копье". На несчастном Кринне никак не могут закончиться войны и распри. В мире, оставшемся без своих старых богов, появляется новая религия. Таинственная воительница Мина сеет веру в некоего Единого Бога, творит чудеса и попутно сражается с врагами своего покровителя. Тайна личности которого, как и загадочность Мины, раскроются именно в этой книге. Впрочем, найти ответ можно было и после первых двух томов трилогии, и разгадка, по-моему, оказалась не слишком оригинальной. Можно было бы придумать и что-то поинтереснее.

В результате получилась неизвестно уже какая по счету попытка все того же персонажа заполучить власть над Кринном. Правда, на этот раз, похоже, поражение окончательное. Что, однако, не помешает авторам выпустить продолжение: простор для написания сиквелов оставлен огромный.

Несмотря на определенную вторичность и самоповторения, книга читается легко и не без удовольствия. Пожалуй, из всей трилогии ее можно назвать самой захватывающей. Повествование, как всегда у Уэйс и Хикмена, отличается эпическим размахом. Разумеется, вновь судьба всего мира окажется в руках героев. Среди которых кого только нет: эльфы, драконы, боги, маги, рыцари и, конечно, кендеры. Некоторые знакомы читателям по предыдущим частям "Саги" — эти персонажи, в большинстве своем, получили неплохое развитие. Но многие впервые появились именно в трилогии "Война душ" — авторы создали весьма примечательные образы, отличающиеся от тех, что появлялись в предыдущих романах цикла. Наиболее яркими, на мой взгляд, получились король эльфов Гилтас, рыцарь Герард и минотавр Галдар.

Как и в предыдущих романах, авторы не боятся убивать центральных персонажей, хотя смертям у Уэйс и Хикмена определенно не хватает трагизма. Но уже сам факт того, что герои гибнут, заставляет серьезней относиться к повествованию. Кстати, на этот раз, судя по всему, наконец завершился рассказ о Героях Копья, тянущийся еще с "Драконов осенних сумерек". Но мир живет, и в нем есть место для новых героев.

Еще одним плюсом последних книг Уэйс и Хикмена я бы назвал истончение грани между добром и злом. Очень многие персонажи вызывают симпатию вне зависимости от того, на какой стороне они сражаются.

Подводя итог, можно сказать, что пациент скорее жив, чем мертв. Продолжение удалось и оказалось достойным предшествующих книг. Вряд ли "Войну душ" стоит читать, не ознакомившись с ранее написанными "демисезонными драконами". Но, учитывая популярность этого цикла, не приходится сомневаться в том, что трилогия в целом и данная книга в частности найдут своего читателя.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review495.htm
Робин Хобб «Миссия Шута»
Робин Хобб известна как один из самых самобытных авторов фэнтези. Популярность Хобб принес цикл о королевском убийце Фитце, затем последовало продолжение, но не прямое (действие происходило в том же мире, но с иными героями и в другой части света). А новая трилогия, первой частью которой является "Миссия Шута", вновь возвращает читателей к Изменяющему, к Фитцу.

Прошло пятнадцать лет с тех пор, как благодаря королю Верити и Фитцу удалось прекратить набеги пиратов на Шесть Герцогств. Страной правит жена Верити, Кеттрикен, подрастает наследник... А Фитц живет жизнью простого крестьянина, почти отшельника, и почти никому из тех, кто знал его, как незаконного племянника Верити, не известно даже то, что он жив...

Рассказывая новую историю, Хобб не окунает читателя в действие с первых же страниц. Наоборот, повествование течет неспешно, автор позволяет нам глубже заглянуть внутрь персонажей. Недаром Хобб славится психологичной достоверностью своих героев. Именно проработка характеров компенсирует недостаток событийности, который, впрочем, присутствует только в первой половине книги. По большому счету, в "Миссии Шута" по началу есть лишь одна сюжетная линия Фитца, разбавляемая его воспоминаниями и рассказами его старых друзей.

Первые главы книги напоминают возвращение домой: ты вновь встречаешься со старыми друзьями. Ненавязчиво, между строк, Хобб знакомит нас с изменившимся миром, постепенно начинает нарастать интрига.

Впрочем, чего-то абсолютно нового и оригинального, как в трилогии о "Живых Кораблях", я в "Миссии Шута" не углядел. Но и на простую попытку заработать денег на продолжении популярного сериала не похоже. Слишком много эмоций вызывают написанные Хобб строки, чтобы занести "Миссию Шута" в ряды пусть качественных, но, в общем, то необязательных продолжений. Какие, к сожалению, сейчас в фэнтези не редкость. Тем более, что сюрпризы, вполне вероятно, ожидают нас в следующих книгах, где должны появиться персонажи не только из трилогии о Видящих, но и из тех самых "Живых Кораблей".

"Миссию Шута", как и предыдущие книги Хобб, можно смело отнести к числу лучших современных произведений фэнтези. Эта книга великолепно сочетает в себе реалистичность (насколько реалистичными вообще могут быть книги этого жанра) с блестящей фантазией автора. Если вы любите фэнтези или, тем более, являетесь поклонником других книг Хобб, не советую пропускать этот роман.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review95.htm
Робин Хобб «Золотой шут»
Из всех начатых в конце прошлого века популярных фэнтези-циклов — Мартина, Джордана, Гудкайнда — завершен только один, принадлежащий перу Робин Хобб. С этой нелегкой задачей — свести воедино и завершить десятки сюжетных линий, — писательница справилась на пятерку. Из незамысловатой сюжетной завязки: в стране волнения, а невеста наследника хочет, чтобы он убил в ее честь дракона, — Хобб сотворила настоящий шедевр. Убьет принц дракона — и эти прекрасные создания навсегда исчезнут, пощадит — потеряет невесту, союзников и надежду спокойно править страной...

В центре интриги оказывается возмужавший Фитц, тайный советник и учитель принца. История одного героя одновременно рассказывает о судьбе целого мира, причем на разных сюжетных уровнях. Выдержанная в обеих книгах грустная атмосфера, предвещающая печальный итог, органично сочетается с победой героев.

Наконец писательница раскрыла тайны Белых Пророков и драконов — самых интересных своих творений. А если учесть, что Хобб, как и полагается, ответила на поставленные в предыдущих книгах вопросы, но не «убила» мир, а просто покинула его, остается только восхититься мастерством писательницы.

Поиск недостатков в романах — дело не только неблагодарное, но и совершенно бесполезное. Лишь осознание того, что новых встреч с Фитцем, Шутом и другими героями больше не предвидится, несколько омрачает картину.

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review1627.htm
Робин Хобб «Дорога шамана»
Писателям, как и читателям, всегда нелегко расставаться с полюбившимися героями и вселенными. Вот и Робин Хобб долго не решалась покинуть мир Шести герцогств, принесший ей известность и множество верных поклонников. И многие из последних не без опасений ожидали «Дорогу шамана» — роман, который начинает новую историю и знакомит нас с совершенно новым миром. Что за герои нас ждут? Какие сюрпризы преподнесет писательница? И главное, удастся ли Хобб выдержать высочайший уровень, заданный трилогиями о Видящих и Живых кораблях?


В том, что касается персонажей, Хобб осталась верна себе. Главный герой нового романа, Невар Бурвиль, — как и Фитц из предыдущих книг писательницы, — юноша благородного происхождения, за взрослением которого нам предстоит наблюдать. Правда, если Фитц постоянно крутился при королевском дворе и помимо воли оказывался в центре всех важнейших событий, то Невар живет в провинции, готовится к карьере кавалерийского офицера и не ждет от будущего ничего из ряда вон выходящего. Конечно, и этому юноше уготована особая судьба, но пока Невар лишь учится и знакомится с миром, в котором ему предстоит жить, — а вместе с героем это знакомство совершают сама Хобб и ее читатели.

Мир этот необычен для фэнтези, ведь за его историческую основу взято не привычное большинству читателей Средневековье, а эпоха Возрождения и Великих географических открытий. Родина Невара постоянно расширяется, ведет завоевательные войны, полагаясь на новомодное огнестрельное оружие, а ее соседи, все еще живущие древними традициями и магией, вынуждены выбирать между истреблением и покорением. Стране нужны профессиональные военные: второй сын в каждой семье отправляется служить в армию (первый — наследует отцу, а третий становится священником). Но не только очередность рождения толкает Невара на военную службу: его отец, также военный, получил дворянство за заслуги на поле боя, и теперь юноша не должен уронить честь родителя.

Вследствие некоторых событий юный Бурвиль встает одной ногой на сторону противника: он оказывается неразрывно связан с древним, магическим миром — вымирающим, но продолжающим бороться за свою жизнь. Впрочем, Невар пытается не замечать происходящих с ним странностей и жить обычной кадетской жизнью — а она состоит из муштры, сложных уроков, первой дружбы и вражды со сверстниками. Описание ученических дней Невара в военной академии занимает чуть ли не половину «Дороги шамана». И вместе с тем, перед нами не банальное «школьное» фэнтези. Писательница делает упор на персонажах, вводит в книгу несколько совершенно неповторимых характеров, следить за развитием которых — одно удовольствие. Только вот если в цикле о Видящих взросление Фитца сопровождалось его приключениями, то в «Дороге шамана» раскрытие внутреннего мира героев явно преобладает над остальными элементами повествования. Впрочем, это не должно разочаровать преданных поклонников Хобб, ведь ее книги всегда выгодно отличались именно глубиной и неординарностью героев.

К сожалению, из-за того, что почти все события в «Дороге шамана» связаны с судьбой Невара, не получили серьезного развития темы конфликта цивилизаций или борьбы между старой и новой аристократией (борьба эта постоянно упоминается, но на деле сводится к вражде кадетов). Впрочем, было бы странно, если бы Хобб раскрыла все карты в первом же томе.

Итог: другой мир, новые герои, прежнее мастерство писателя. Робин Хобб смогла начать новую историю ничуть не хуже, чем закончила прежнюю. Потенциал трилогии, которая открывается «Дорогой шамана», заметен невооруженным взглядом. Первый роман, пожалуй, несколько затянут, ему не хватает действия, но он подкупает оригинальностью и заставляет читателя с головой погрузиться в новую историю. Есть все основания полагать, что ее продолжение окажется еще более впечатляющим, чем начало.


Лорана

#71
Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review1376.htm
Алексей Пехов «Темный охотник»
Считать тиражи, особенно чужие, дело неблагодарное, но я все-таки попробую. «Последний дозор» Сергея Лукьяненко стартовал 300 тысячами (суммарно в двух сериях). Недавний сборник того же автора, «Пристань желтых кораблей», оказался в шесть раз менее востребованным — «всего» 50 тысяч. Что поделать: антологии, пусть даже известнейших авторов, у нас куда менее популярны, чем многотомные циклы. Но не нужно быть экспертом книготорговли, чтобы понять: напиши Лукьяненко для сборника хотя бы маленькую повестушку про Дозоры, и стартовый тираж «Пристани...» сразу взлетел бы раза в два или в три.


Вряд ли Алексей Пехов, собирая «Темного охотника», руководствовался подобными коммерческими соображениями. Скорее всего, он просто отлично понимал, что в первую очередь его читатель хочет снова встретиться с Гарретом, Нэссом и киндрэт, — а уже потом познакомиться с новыми, неизведанными мирами. В итоге книга вышла очень приличным для сборника тридцатитысячным стартовым тиражом — всего в два раза меньшим, чем новейший роман писателя, «Ветер полыни». И думается мне, если бы все вошедшие в сборник произведения публиковалась впервые, тираж «Темного охотника» мог бы быть еще выше.

Строго говоря, специально для книги написана только одна повесть. Постоянные читатели «Мира фантастики» помнят рассказ-приквел к «Хроникам Сиалы» «Змейка», напечатанный в сентябрьском номере журнала за прошлый год. Предыстория «Цикла ветра и искр», рассказы «Цена свободы» и «Пожиратель душ» публиковались в сборниках «Фэнтези-2005. Выпуск 2» и «Фэнтези-2006». Совсем недавно в антологии «Городское фэнтези-2006», увидел свет написанный в соавторстве с Еленой Бычковой и Натальей Турчаниновой «Темный охотник». «Дождь» вошел в состав сборника «Фантастика 2005», а годом раньше, в «Гуманном выстреле в голову» издана «Последняя осень». С другой стороны, за обложкой «Темного охотника» остались многие образчики пеховской «малой формы». Объяснить это можно только тем, что Пехов стремился собрать в антологии не только потенциально интересные читателю произведения, но и то, что сам считает лучшими образцами своего творчества.

Давний любитель Пехова, не пропустивший ни одного издания с его фамилией на обложке, отправится прежде всего к разделу «Мир на границе Изнанки». Повесть «Особый почтовый», которая целиком занимает этот раздел, — настоящая изюминка сборника, и не только потому, что ранее не публиковалась нигде. Главный козырь этого произведения — колоритнейший технофэнтезийный мир, где мастерски переплелись магическая картина мира и романтика времен первых авиаторов. В сюжетном и идейном плане «Особый почтовый» укладывается в магистральную схему Пехова «Гаррет—гийяны»: его герои-контрабандисты живут преступным ремеслом и превыше всего ценят собственные шкуры, однако цепочка происшествий вынуждает их проявить себя «с благородной стороны». Дополнительную пикантность выбору контрабандистов между личной выгодой и честью придает умело использованный писателем стереотип фэнтезийной расовой вражды. Впрочем, в конце все получают по заслугам, и даже, наверное, больше того. Это немного смазывает впечатление от рассказа: грош цена тому благородству, которое оказывается хорошо оплачено.

На общем фоне сборника выгодно выделяются пусть и менее профессионально написанные, но необычные для Пехова-нынешнего рассказы «Дождь» и «Последняя осень». Первый, по форме — типичный постапокалипсис, заставляет задуматься не только о проблеме мести, которая и поставлена здесь во главу угла, но и о закономерностях развития человеческого общества. Второй же просто пронизан прекрасно переданным ощущением осеннего увядания, перед которым отходит на второй план довольно-таки банальный сюжетный замысел. Да, на общем фоне отечественной фантастики эти рассказы вторичны, но приятно видеть у любимого автора что-то заметно выбивающееся из общей колеи.

Итог: показательный срез пеховского творчества за последние несколько лет. Если когда-нибудь писатель задумает выпустить что-то наподобие мартиновской «Ретроспективы», то первая часть такой книги у него уже готова.


Лорана

#72
Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review1712.htm
Гарри Гаррисон «Неукротимая планета»
Лучший способ потренировать телекинетические способности — рискнуть сорвать куш в казино. Подобным тренингам и посвятил Язон динАльт свои молодые годы, оставив отпечатки ловких пальцев на жетонах и кредитках сотен игральных домов Галактики, но чудом избежав судебной дактилоскопии. И продолжал бы Язон играть или бы погиб при попытке донести кассу до собственного автомобиля, не появись в его жизни третий вариант, обещающий куда больше приключений и опасностей.

После сделки, которая принесла нежданному гостю Язона три миллиарда кредиток, удачливый игрок решил проследить, на что пойдут деньги, — последовал за харизматическим капитаном Керком и атлетически сложенной девушкой Метой на предмет патриотических чувств обоих — планету Пирр. И тут же выругал себя за любопытство.

Планета оказалась сущим адом. Сила тяжести — ровно в два раза больше земной, да еще и каждая букашка, каждая ядовитая травинка жаждут впиться в человеческую кожу и поспособствовать ее скорейшему ритуальному бальзамированию. Вся природа словно восстала против обитателей единственной человеческой колонии, и последним ничего не оставалось, кроме как оградиться от мира бетонным Периметром и денно и нощно отбивать лавинообразные атаки со стороны представителей местной флоры и фауны.

Чтобы Язон преждевременно не вписал свое имя в некролог, ратоборцы Пирра обучили его премудростям выживания во враждебных условиях и искусству обращения с фирменным пиррянским пистолетом. Но закоренелый педант Язон не проникся милитаристским духом и, быстренько слиняв с тренировок, засел за изучение исторических архивов колонии.

То, что ему удалось выяснить, могло изменить ход двухсотлетней неравной войны — в сторону перемирия с природой. Ведь твари Пирра оказались одной с Язоном крови. Нет, не педантами, — телепатами! Чувствуя агрессивное отношение людей, рогоносы и шипокрылы отплачивали той же кредиткой — и с новой силой осаждали Периметр. А всего в двухстах метрах от города человек мог прогуливаться без боязни быть подчищенным санитарами ноосферы. Если, конечно, сам не помышлял при этом учинить что-нибудь плотоядное.

Пиррянам предоставляется выбор: или умереть во время одной из осад, или поставить крест на главном деле их жизни — войне. Нелегкая задачка для насквозь милитаризированного общества, пусть и сознающего обреченность своей борьбы. Вроде и надоел затекший палец на спусковом крючке, а отказаться от привычного уклада бравые и упертые потомки колонистов так и не смогли ни в одном из многочисленных продолжений.

Дебютный роман молодого рассказчика Гарри Гаррисона, изданный впервые в журнале Astounding, оказался радушно принят критиками и поклонниками научной фантастики как в США, так и — значительно позже, после перевода на русский язык — в нашей стране. И неудивительно: несмотря на необычный для фантастики того времени антураж, построен роман на незыблемых архетипах. Мудрый лидер Морфеус, гениальный экстрасенс Нео и женщина-воин Тринити из «Матрицы» — это подсознательная калька с тройки главных героев «Мира смерти». А свифтовский прием, когда не вовлеченный в конфликт персонаж наведывается сперва в один из двух враждующих кланов, потом — во второй, и в итоге мирит их между собой, использовался до Гаррисона и вряд ли когда-либо сойдет со страниц книг.

Итог: яркая книжка, которую вы наверняка читали в детстве. Веха в фантастике. Неиссякаемый источник адреналина, тестостерона и эндорфина. Жаль, но того же нельзя сказать о продолжениях за рамками классической трилогии. Но ведь не о них речь!

Лорана

Рецензия взята отсюда http://www.mirf.ru/Reviews/review1703.htm
Юлия Остапенко «Птицелов»
Книга эта вызвала в сетевой окололитературной и читательской тусовке множество споров, с разбросом мнений от «потрясающе» до «автору руки не подам». Хотя, казалось бы, что необычного? — условно-средневековое государство, недавно перешедшее от язычества в «истинную веру», династическая война, интриги, турниры и сражения, любовь и ненависть... стоп. Именно любовь и ненависть — то, на чем замешаны и события книги, и споры вокруг нее.


Лукас из Джейдри по прозвищу Птицелов, старый волк, циничный авантюрист, встречает молодого волчонка. Марвин из Фостейна кажется очень похожим на него. Наглец, эгоист, ради победы способный и на подлость, и на обман. Не знающий поражений — и оттого не умеющий проигрывать. И Лукас, давно позабывший азарт охоты за достойной дичью, начинает игру с молодым рыцарем. Марвину нечего противопоставить умению Птицелова, Лукас читает его, словно раскрытую книгу, и безошибочно находит, куда ударить больнее, на какой струне характера сыграть. Снова и снова Птицелов попадается на пути Марвина, и каждая встреча несет тому унижение и позор. Но при этом — и чему-то учит. Лукас полагает, что ведет «щенка» по той дороге, которую прошел и сам. Нанести удар в спину, нарушить клятву, убить доверившегося тебе, предать невесту, — и не заморачиваться высокими материями вроде совести или чести, потому что цену имеет лишь победа. Поначалу кажется, что Лукас прав, что Марвин — и впрямь его отражение, более молодая копия, что перед нами — два отрезка одного жизненного пути. Тот, с которого все начиналось для Лукаса — и тот, которым закончится для Марвина. Но чем больше вглядываешься, тем сильней подозреваешь, что зеркало — кривое.

Потому что за внешней схожестью — совсем разное отношение к жизни. Лукаса ведет ложь: считая правду непозволительной роскошью, он и в чужих поступках ищет подвоха. Даже в объятиях женщины, в которую влюблен без памяти, он просчитывает, что за игру она ведет и кто стоит за этой игрой. И ему это нравится: ведь достойный противник — истинный подарок судьбы! В противостоянии прямой силы и окольных путей Лукас привык добывать победу хитростью. Он не вступает в открытую схватку — он ловит в силки. И ему все равно, кому и для чего предназначена дичь. Ему платят за поимку. Платят те, кто дергает за ниточки человеческих душ куда лучше самого Лукаса.

Но Марвин не таков. Он попросту не способен юлить и вилять, скорей ляпнет в глаза дерзость, даже если за это грозит смерть. Для молодого рыцаря и честь, и верность, и присяга — не пустые слова. Он сражается не ради денег и тем более не от скуки; он может обмануть девицу, но не способен убить женщину... Он пока еще умеет и ненавидеть, и любить.

Кто знает — возможно, не попадись на пути Марвина Птицелов, из молодого волчонка действительно вырос бы жестокий и циничный волк. Но через ненависть к Лукасу и попытки понять его, через унижения и поражения, слабость и страх — ученик идет совсем не в ту сторону, куда тащит его незваный учитель. Чем же закончится противостояние? Есть ли у Марвина хоть призрачный шанс на победу? И есть ли надежда у страны, пока ее судьбу решают люди, подобные Лукасу?

На материале стандартного фэнтези-мира автор поднимает совсем не фэнтезийные вопросы. Отношения людей между собой, вражда и любовь, верность и непонимание — лишь один слой. Есть и другой — отношение к людям вершителей судеб. Разве стал бы Лукас Птицеловом, не будь всемогущий религиозный орден заинтересован в его работе? Разве захлестнула бы королевство война, если бы она не была выгодна — совсем не тем, кому предназначено стать марионетками на вакантном троне? И при этом вся грязь и мерзость политики, прекрасно нам знакомая по реальной жизни, совсем не выглядит пустой агиткой. Ведь именно в ней лежат корни того, что происходит с героями...

«Птицелов» — пятая книга Юлии Остапенко и, похоже, книга для автора этапная. Ее герои перестали барахтаться в раз и навсегда заданной системе ценностей и бродить по этическим лабиринтам, не имеющим выхода, они научились расти над собой, не просто меняться — а взрослеть. Не потому ли, что взрослеет их создатель?

Итог: эту книгу вряд ли стоит открывать тем, кто ищет в чтении лишь возможности расслабиться, любителям романтических красивостей или забойного приключалова; скорее она для тех, кто развлекательному чтиву предпочитает нечто посерьезнее. Автора же, несомненно, стоит поздравить с заметным творческим ростом.


Лорана

http://www.mirf.ru/Reviews/review2745.htm
Юлия Остапенко «Тебе держать ответ»
Любовь богов переменчива и иногда облекается в такие формы, что обласканный ею проклинает свою судьбу. Неистовая Янона любит честно — как умеет. Все, что забирает, она обязательно отдаст, правда, не спросит, нужно ли ее любимцу отнятое много лет назад и перемолотое жерновами судьбы. Если избранник попадет в безвыходную ситуацию, богиня непременно спасет его, будто не замечая, что такому спасению странно неблагодарный человек иногда готов предпочесть смерть. И, разумеется, наделит даром, особенным, исключительным — таким, от которого хочется то ли на стенку лезть, то ли сразу в омут головой.

Адриан Эвентри, средний сын главы клана, — один из череды любимцев Яноны, счастливый обладатель эксклюзивного права отвечать за все на свете. Сначала кажется, что от него в этой ситуации ничего не зависит. Так, стоит ему в неурочный час выйти из дому, как он становится причиной войны. Видите ли, как раз в это время местный правитель испросил божьего совета, присоединяться ли ему к чужой сваре. Волю богов должен был указать первый встречный: если женщина — отказать, если мужчина — поддержать. Правда, правитель слегка смухлевал, потому что встретить в этом месте и в это время мужчину было почти невозможно. Ключевое слово здесь, как уже понял читатель, — «почти». Адриан всего лишь подвернулся под руку судьбе, но на его совести уже кровь сотен людей, которые не вернутся домой с чужой войны. Парень ничего не знал, его не предупредили, просто велели сидеть дома, не объяснив смысла запрета, — но виноватым получился он.

Позже выясняется, что Адриан все же может некоторым образом влиять на проявление своих способностей. И тут-то и начинается самое интересное...

Несмотря на название и фантдопущение, книга Юлии Остапенко — не столько об ответственности, сколько о выборе. Казалось бы, эта тема уже набила оскомину, однако, если присмотреться, все не так просто. В большинстве «книг о выборе» выбора-то как такового и нет. Ведь у каждого героя есть определенный характер, моральные установки, система ценностей, — и он не выбирает, он просто отсекает неприемлемые для него варианты. Юлия Остапенко очень хорошо показала это в своем предыдущем романе, «Птицелов»: там каждый из героев поступает единственно возможным для него способом, даже осознавая объективную неправильность таких действий. Поменяется личность — изменится единственно правильный для нее путь. А выбор, выбор-то где?

Получается, что в ключевых, жизненно важных ситуациях его и нет. Бежать с поля боя или героически погибнуть, кинуться в горящий дом за ребенком или оплакать его смерть, спасти жену или сына, — все это решено за нас, определено нашими же качествами, которые не изменишь — по крайней мере, за те мгновения, что отведены судьбой в такой ситуации. А вот пойти налево или направо, конем или ладьей, один анекдот рассказать или другой — здесь мы и впрямь выбираем. Только для нас такой выбор маловажен, и мы не очень-то над ним задумываемся. Адриану Эвентри же приходится шагать по жизни, как по минному полю. А вдруг оттого, что он закажет не пива, а браги, трактирщику на голову упадет крыша его собственного заведения? А вдруг оттого, что вот сейчас Адриан взялся за избавление мира от черной оспы, а не за спасение родного клана, который должен быть для него превыше всего, все его родные погибнут?

Притягательная леди Алекзайн пытается сделать Избранного своим орудием. Долг перед кланом тянет его в другую сторону. Юный Эвентри рвется изо всех этих пут, одержимый стремлением завоевать право делать собственный выбор, не оглядываясь ни на кого, не связанный ничем. А завоевав его, идет по выбранному им самим пути, манипулируя всеми, в том числе и теми, кто ранее желал управлять им. Он не отказывается признавать свою ответственность за то, причиной чего стал, и не оправдывается благими намерениями. Он просто — выбрал.

Впрочем, Адриан — не единственный любимец Яноны. И глядя на Тома, которого запер в бездействии страх, юноша окончательно утверждается в том, что главная ошибка — не делать ничего. Для Эвентри нет большего преступления, чем бездействие, пусть даже вследствие его поступков, обдуманных и не очень, гибнут люди. И еще один принцип определяет его жизнь: никогда не следовать слепо чьим-то советам, а тем паче приказам. Он — особенный, и только он имеет право решать, за что ему быть в ответе.

Итог: лихо закрученная интрига, мастерски выписанные герои, относительно хороший, хотя и несколько торопливый, финал и множество поставленных перед читателем вопросов — вот главные черты этого романа. Книга Юлии Остапенко подчинена идее, но не насыщена морализаторством. Автор очень редко дает понять читателю, что такое хорошо и что такое плохо; показывая ситуацию, в которой вряд ли кто-нибудь из нас хотел бы оказаться.