Яндекс.Метрика Оружие и броня Вестероса ит.д

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Цитадель Детей Света. Возрождённая

Новости:

Если у вас не получается зайти на форум или восстановить свой пароль, пишите на team@wheeloftime.ru

Оружие и броня Вестероса ит.д

Автор Леди Боли, 13 декабря 2008, 17:16

« назад - далее »

Леди Боли

Прочитала статьи Kail Itorr'a и решила объеденить их и приукрасить ее картинками.
Текст Kail Itorr.

Вареная кожа - собственно, не броня, а материал; кожа особым образом обрабатывалась и вываривалась, обретая сравнимую с металлом прочность. Использовалась для сборных доспешных элементов "шинной" и "бригантинной" конструкции, изредка из цельной вареной кожи изготовлялись дешевые нагрудники. В эпоху рыцарских лат таковые - удел небогатой пехоты и беднейшей из средней конницы, а вот, скажем, "шинные" наручи и наголенники - и для рыцаря вполне нормально.

Кольчуга - броня из сплетенных сварных/клепаных либо рублено-сварных/клепаных проволочных колец, плетение 4в1 называется "простым", 6в1 - "полуторным", 8в1 - "двойным", прочие варианты были экзотикой (собственно, полуторное и двойное плетение обычно составляло часть общего кольчужного полотна, усиление на груди-шее-плечах). Кольчужные кольца могут быть большего или меньшего диаметра, соответственно кольчуга будет легче или тяжелее (при равных габаритах покрытия тушки). Чем тяжелее кольчуга, тем лучше она защищает - но тем большей выносливости требует от хозяина. Габариты кольчуги исторически варьировались от "майки-безрукавки" до "длинной куртки с капюшоном".
У Мартина в тексте для вестеросских броней попадается два разных слова - ringmail и chainmail, - которые могут обозначать разные варианты конструкции кольчуги, а могут быть и синонимами. Одна из оружиеведческих традиций полагает, что ringmail - кольчуга из крупных колец, а chainmail из мелких, но неизвестно, насколько этому правилу следует автор. Известный русскоязычный термин байдана предполагает ringmail особого, т.н. "панцирного" плетения (ряд колец идет вертикально, ряд горизонтально, что обеспечивает куда лучшую защиту при тех же крупных кольцах), однако поскольку Мартин не углубляется в детали кольчужных плетений, ПОКА переводить ringmail как байдана будет некорректно, в Западной Европе панцирное плетение хотя и было известно, но довольно-таки редкость. Можно было бы использовать для Эссоса с его явственно степными традициями, но как раз в восточных главах пока что эта разница не всплывала.
На голое тело кольчугу носят только у Вальехо; в действительности ее надевали на поддоспешник из кожи или стеганой ткани, причем иногда поддоспешник был достаточно толст, чтобы служить самостоятельной броней (для тяжелых кольчуг это исключение, а вот с легкими бывало).
Известны вариации "кольчуг с подкладкой" и "потайных кольчуг", вшитых в одежду; насколько это употребимо у Мартина - пока вопрос. Не попадалось.
В эпоху рыцарских лат кольчуга оставалась доспехом как пехоты, так и рыцарей - но не "первого ряда" рыцарской лавы, т.к. таранный удар копья все же держала хуже латного нагрудника.

Кольчужно-пластинчатый доспех, кольчато-пластинчатый набор - вариации сочетания кольчужного и чешуйно-ламелярного плетения с пластинчатой броней. В эту категорию входят и известные в русско-арабско-турецкой терминологии колонтари, юшманы, бехтерцы и бутурлыки, и ряд вариантов японского, китайского, корейского и пр. доспехов (объяснять можно долго - их море). В европейской традиции, однако, под этим термином понимается обычно простое надевание пластинчатой брони поверх кольчуги, либо же присоединение чешуйчатых элементов к кольчужной основе. В эпоху рыцарских лат это уже было устаревшим моментом, но еще существовало.

Ламелляр - историческое развитие чешуи, представляет собой "полотно" из тех же металлических пластин, соединенных между собой по краю проволокой или бечевой (варианты: кожа, конский волос, шелк и др.); проволока и бечева прикрыты пластинами и в бою "достать" их, чтобы доспех развалился сам, довольно трудно. "Пехотный" ламелляр собран обычно как чешуя, сверху вниз (свободный край пластин внизу), "всаднический" - наоборот, снизу вверх (свободный край вверху), в зависимости от потребности защищаться от удара сверху или снизу.
В эпоху рыцарских лат ламелляр был уже сугубо парадным вариантом, но там, где лат не было (Япония), жил очень долго.

Латы, латный доспех - знаменитый рыцарский бронескафандр. Нагрудник, наплечники, налокотники, наручи, бронеперчатки, бронеюбка, набедренники, наколенники, поножи, латный ворот, шлем - все элементы должны были хорошо сочетаться, частично соединялись между собой на штифтах (ага, с гаечным ключом), частично на ременных застежках. Доспех, изготовленный и подогнанный по фигуре, так удобно распределял вес по телу, что тренированный рыцарь мог с короткого разбега перепрыгивать забор, форсировать замковый ров, влезать "на руках" по штурмовой лестнице и др.
Некоторые латные элементы могли сочетаться и с доспехом "низшего" класса (латные перчатки и набедренники вполне могли прилагаться к корпусной бригантине), некоторые могли быть частью только латного комплекса (так, шлем хундсгугель ни с кольчугой, ни с пластинчатой броней идти не мог).

Чешуя, чешуйчатая броня - состоит из небольших плоских и слабовыпуклых пластин, свободно нашитых/наклепанных на кожано-тканевую основу с перекрытием наподобие рыбьей чешуи, свободным краем вниз. Самый древний вид металлической брони, но дожил и до средневековья, где употреблялся как в парадном, так и в боевом варианте. В эпоху рыцарских лат чешуйчатые доспешные элементы (нагрудник, набедренники) стали уделом пехоты.

Пластинчатая броня - еще одно ответвление от чешуи, состоит из разноформатных пластин, плотно пришитых/приклепанных к кожано-тканевой основе, встык, изредка с небольшим перекрытием. Основа может быть как вверху, так и внизу. Ряд подвидов носит самостоятельные названия - куяк, бригантина. В эпоху рыцарских лат пластинчатая броня была либо доспехом не самой богатой конницы и пехоты, либо "дорожным" доспехом для любой категории народонаселения, либо, наконец, доспехом парадным, в котором не стыдно и на прием ко двору заявиться (и в то же время - не столь тяжело и демонстративно, как в латах, даже и богатых).

Полный вес боевой (не турнирной!) брони не превышал 25-30 кг.





Леди Боли

Щиты
Исторически, щит бывал очень всяким, начиная от сырой коровьей шкуры, натянутой на раму из двух палок. В зависимости от вооружения противника и тактики боевых действий, щиту требовалось иногда - быть защитой сугубо от стрел-дротиков, иногда - уверенно противостоять удару копья и палицы. Все это, вкупе с доступностью материалов-ресурсов, а также наличествующим у бойца доспехом, задавало конструкцию щита и его габариты.

По мобильности щиты подразделялись на "ручные", которые постоянно находились в руке бойца, и "стационарно-полевые", штатным положением которых было "с опорой нижним краем на землю".
По способу хвата ручные щиты подразделялись на "кулачные" - удерживаются кистью руки за рукоять - и "локтевые" - с удержанием на двух петлях, или на петле и рукояти, предплечьем. В последнем варианте нередко встречалась и опора щита на плечо (греческий "тазик"-аспис как классический вариант).

Иногда щиты имели умбон - цельнометаллический купол в условном центре масс щита, в районе обратной стороны умбона обычно закреплялась рукоять. Щиты с умбоном - почти всегда кулачного хвата. В позднерыцарское и пост-рыцарское время щитовой умбон с рукоятью сам по себе выделился в небольшой кулачный щит-баклер, для Вестероса это, скорее всего, не актуально, а вот в Вольных городах с развитой фехтовальной школой браво - уже может и возникнуть.

Формы щитов варьировались еще сильнее. Известны прямоугольные, квадратные, трапециевидные, овальные, круглые, шестиугольные, треугольные, миндалевидные и др., в поперечном сечении они могли быть плоскими, выпуклыми или угловидными.

Щит вестеросского рыцаря - скорее всего, условно-треугольный или миндалевидный, слабовыпуклый, без умбона, с деревянной основой и оковкой, возможно также цельное покрытие тонким металлическим листом. Размеры относительно невелики (до 75-80 см по максимуму), хват локтевой, вес в районе 3-4 кг, поскольку предполагается активное манипулирование щитом для отражения тяжелого оружия ближнего боя. Не исключены и удары ребром щита.
Для Железных островов и кланов Севера более характерными будут кулачные щиты круглого и кругло-треугольного формата, менее массивные (дерево, максимум с кожано-тканевой обтяжкой, в середине умбон), предполагающие еще более активную манипуляцию щитом (для отражения прямых ударов только мощным убоном) и меньший вес (до 3 кг).
Для кланов Лунных гор и одичалых вполне могут быть актуальны архаичные для данной эпохи большие "ростовые" щиты с плетеной основой, которые нормально держат стрелу и дротик, но от нескольких ударов чем-то тяжелым выходят из строя.

Леди Боли

Железный Дровосек, или Привыкли руки к топорам

Один из древнейших видов оружия, топор и в рыцарскую эпоху оставался весьма актуален в руках воинов всех сословий. Плюсы топора в сравнении с мечом - цена (даже дешевый меч стоил втрое, если не впятеро дороже вполне годного в дело топора) и сила рубящего удара (как следствие, лучшая способность к сокрушению поддающегося сокрушению доспеха); минусы - бОльшая инерционность (худший контроль удара) и более узкий спектр ударов (меньше сфера применения оружия).
Селянское ополчение просто использовало привычные рабочие топоры, пересаженные на длинные (двуручные) рукояти, у профи ратного дела в ход шли уже специализированные боевые топоры различных видов. А именно:

1. Клевец - "кинжал на рукояти", т.е. узкое почти-колющее лезвие, расположенное от рукояти под углом, близким к 90. Легкое и быстрое оружие, кольчугу и пластинчатый доспех берет достаточно легко, латы - как повезет. Из-за малой ширины лезвия, однако, опасные раны наносит лишь при глубоком проникновении в тело.
Двуручный вариант клевца, дополненный копейным острием, на Востоке (Китай, Корея) является массово-пехотным оружием.

2. Топорик универсально-метательный - легкий, с узким, не очень длинным рубящим лезвием, прямым или чуть скошенным назал, рукоять обычно одноручная. Использовался как вспомогательное оружие, в т.ч. для метания. У лесовиков-разведчиков и моряков-абордажников во многих случаях заменял рабочий инструмент. Тяжелого доспеха, скорее всего, не пробьет, но при работе на скоростях очень эффективен.

3. "Бородатый" топор - скошенное назад, вплоть до "клюва", прямое или слабовогнутое лезвие с вырезом для перехвата рукой, рукоять двуручная, очень редко одноручная. При работе двуручным хватом позволял действовать почти на любой дистанции, лезко срезая или увеличивая расстояние до противника. Мощный рубяще-раскалывающий удар верхним углом мог сокрушить латный шлем с наплечником, о кольчуге нечего и говорить.

4. Секира - относительно массивное, рубяще-режущее лезвие, выпуклое или прямое, на двуручной (изредка - одноручной) рукояти. Часто дополняется утяжеленным обухом с молотом либо клевцом либо чеканом, нередки также варианты, где рукоять продолжена острием. наподобие короткой пики. Удар секирного лезвия мог латного доспеха и не пробить, но вот тычок центральной пикой или удар чеканом-на-обухе держал разве что хороший нагрудник, прочие детали лат, включая шлем, надежной защитой уже не были.
"Двусторонние" секиры, столь популярные у фэнтези-художников, существовали в основном в парадно-церемониальном варианте.

Переходным вариантом между секирами и "кошмаром на древке" являются бердыш и ему подобные агрегаты (вуж, лохабер и др.), способный и рубить основной частью лезвия, и наносить колюще-вспарывающие удары верхним его "рогом".

Конкретно по Мартину: боевой топор (секира?) у всадника-Тириона, при его мощных руках, в принципе оправданный момент, хотя цеп или палица подошли бы лучше. А вот секиры Джона Коннингтона и Лукаса Дюймеля, с массивным обухом и пикой - отличное универсальное оружие для любого боя.

Леди Боли

Цеп Жижки и молот Тора

Ударное оружие - самое древнее из существующего (дубина древнее копья и ножа). В рыцарскую эпоху оно по-прежнему оставалось весьма актуально, в различных своих вариантах.

1. Простое ударное - "боевой конец" (навершье) оружия и его рукоять составляют собой единое целое либо жесткую связку.

1.1. Дубина - самое простое и дешевое оружие, деревянный дрын, утолщающийся к боевому концу. На войне уже почти не применялось (разве что дикарями-одичалыми и великанами), но нередко использовалось как нечто подручное в стычках. Дольше всего продержалось у моряков ввиду постоянного наличия под рукой агрегата "весло", способного в момент превратиться во вполне приличную двуручную дубину.

1.2. Палица - следующая итерация развития дубины: в дерево у боевого конца всажено энное количество шипов (изначально роговых и костяных, потом металлических). Имея практически равный с дубиной вес и баланс, палица наносила уже куда более серьезные повреждения; шипы могли быть не сильно длинными и не сильно острыми - важно, что они концентрируют удар. В поздних вариантах дополнялась центральным пробойником-пикой.
Двуручные пехотные палицы типа годендага - хорошее оружие для подкрепления длинных пехотных пик.

1.3. Ослоп - еще один вариант развития дубины: боевой конец сплошь окован металлом. В основном двуручный, в основном же - оружие ополчения.

1.4. Булава, буздыган - тяжелое навершье различных форм, насаженное на нетолстую рукоять. Изначально навершье было каменным, потом стало металлическим. В ряде вариантов навершье имело недлинные, в основном тупые шипы (таков классический средневековый моргенштерн). Хороший удар проламывает шлем и, возможно, латы.
1.4.1. Брус - гранено-четырехугольное навершье с явно выраженными ребрами, нередко имеет центральный пробойник-пику.
1.4.2. Чекан, боевой молот - переходный вариант от булавы к клевцу, объединяет функции ударно-сминающего оружия с ударно-пробивающим. Нередко дополняется центральным пробойником-пикой, помимо бокового клюва.
1.4.3. Шестопер, пернач - в поперечном сечении навершье напоминает шестеренку с тупыми "лезвиями"-перьями, числом от 4 до 8 (больше - нефункционально, сугубо парадно). Перья имеют гладко-округлую, луковичную или угольно-трапециевидную форму, в любом случае концентрируют удар наподобие топора, но поскольку ничего не рубят - не застревают в ране.

Всякого рода рабочие "киянки" любого формата, равно как и кузнечные молоты, в бою применялись "от безысходности", т.е. когда под рукой не случилось оружия, а попалось такое вот орудие производства.
Метательный молот - оружие мифическое, в реальности такого не существовало.

2. Гибко-секционное ударное - навершье оружия и рукоять нежестко сочленены или связаны гибким элементом.

2.1. Плеть, нагайка, хлыст, бич - является оружием у степняков, пастухов и пр. специалистов. В кончик боевого ремня нередко вплетался грузик, иногда, по всей длине "боевой части" вплеталась проволока. При работе по жесткому доспеху плеть уже почти неэффективна, но по доспеху мягкому и бездоспешному противнику в умелой руке - не хуже меча.

2.2. Кистень - навершье на веревке-ремне-цепочке (для средневековья последнее уже возможно, но еще не характерно), рукоять относительно короткая (не длиннее ремня). Общая длина оружия сравнима со средним мечом, прямой удар сквозь кольчугу вполне способен сломать кость, по шлему - скорее оглушит, чем убьет, по латам малоэффективен.
Легкий кистень, имеющий легкое навершье и короткую рукоять, является переходным вариантом к плети. Оружие вспомогательное "последнего шанса", употребляется, если основного при себе нет, либо его по ситуации неудобно-нельзя обнажать.
Тяжелый кистень, имеющий рукоять и массивное навершье, часто с шипами и пр., является переходным вариантом к цепнику. Может быть и основным оружием.

2.3. Боевой цеп - рукоять и навершье/било заметно длиннее соединительного элемента.

2.3.1. Молотильный цеп - относительно длинная рукоять, закрепленное на двух скобах либо очень короткой (максимум с ладонь) веревке-ремне-цепочке навершье-било (в виде бруса, железной груши или схожего варианта). Одноручный вариант такого цепа обычно зовется "всадническим", т.к. применялся верховыми; двуручный мог быть оружием и ополченца, и рыцаря.
2.3.2. Цепник - булаво- или шестоперообразное навершье на короткой цепочке или на ремне (реже - на веревке). Рукоять может быть дву- и одноручной, последнее употребляется и в пешем, и в конном варианте.
У цепника есть варианты и с двумя-тремя навершьями на цепочках; в этом случае они обычно мельче, хлещущий удар очень опасен для легкого доспеха, а вот для противника в тяжелых латах "три малых грузика" куда менее опасны, чем "один большой".

Всякие там нунчаки, вернее, "нунтяку", ОРУЖИЕМ не были никогда. Типологически принадлежа к "молотильным цепам", они попросту не имеют "боевых концов". Боевой вариант данного агрегата, кстати, существовал - и имел в одном из концов свинцовую заливку или нечто схожее...

Из того, что упомянуто и идентифицируется у Мартина: у Маэдж и Дейси Мормонт - одноручные то ли булавы, то ли палицы (по-аглицки слово одинаковое, не разберешь, в описании есть "шипы", но не более), у Маэкара - одноручная палица (форма упомянута), у Аэриона - одноручный цепник, у Шагвелла-Шута - одноручный тройной цепник, у ко Чого - бич. У Бриенны (в поединке с Лорасом за синий плащ) - простая булава или шестопер, у ейного папаши, судя по прозвищу - булава-моргенштерн. Ну и, разумеется, боевой молот Роберта...

Леди Боли

Стрелы Робин Гуда

Как было указано выше, простое стрелковое оружие на роль контр-рыцарского подходило плоховато, но это не отменяло его активного присутствия как на поле боя, так и в арсенале вообще. В конце концов, не всякая полезная цель таскает на себе полный латный комплект...

Праща - известна с каменного века и вплоть до новейшего времени конструктивно не изменилась. Существует несколько ее вариаций, различающихся способами крепления и "спуска" пращного снаряда. Специалисты-пращники имели при себе несколько единиц оружия, "калиброванные" под снаряды разного веса/размера (данные по балеарским пращникам из развитой античности, но не вижу причин, чтобы такой прием был забыт в средневековье, пращники-то оставались теми же самыми).
Пращный снаряд мог быть камнем, вплоть до "первого попавшегося голыша", хотя обычно отбирались по весу и примерному габариту-твердости; мог быть и специально изготовленным снарядом из обожженной глины либо металла (известны свинцовые и бронзовые "желуди", "сливы" и "каштаны"). Известны также вариации пращи, из которых метали не камни, а дротики (выходил примерный аналог металки).
Упоминается метание из пращи небольших алебастровых горшочков с горючей смесью, а позднее примитивных пороховых гранат (а совсем позднее, уже в наши дни, так и гранат штатных, и бутылок с "коктейлем Молотова"). Для рыцарского средневековья это было редкостью в силу редкости самого типа таких вот снарядов; тем не менее, случаи известны.
Хорошо пришедший по кольчуге пращный камень/желудь мог сломать ребро или руку, вряд ли больше; по шлему - максимум оглушить; по пластинчатому доспеху или латам - разве что оступишься от неожиданности; а вот в морду лица при снятом шлеме - вполне мог убить.

У Мартина пращники пока упоминаются лишь в Астапоре и у одичалых.

Лук - опять же известен с каменного века (кто древнее, лук или праща, выяснить затруднительно) и в общем не менялся, не считая изменения формы-размеров, в основном в зависимости от применяемых материалов. То же касается и формы наконечников для стрел.
Когда потенциальная цель-тушка начала бронироваться, мощность лука начала расти, однако вскоре был достигнут предел, положенный анатомией стрелка, физически не способного эффективно применять лук с силой натяжения "больше чем", в результате этот раунд состязания "броня-снаряд" броня вроде бы выиграла (даже мощный лук не мог обеспечить эффективного ее пробивания). Тем не менее, хотя "противотанковую" нишу лук занять и не смог, применение на поле боя ему нашлось.
Для увеличения мощности лука в разных местах пошли разными путями.
Длинный/большой лук - конструктивно эквивалентен простому, но габаритами побольше. Иногда использовались несколько более длинные стрелы.
Сложный/составной/композитный лук - для основы лука использовалась не просто "длинная выдержанная палка", но композит из нескольких пород/видов дерева, с добавкой пластин из кости/рога и сухожилий, все это особым образом склеивалось (иногда дополнительно оковывалось) и выдерживалось. Размер бывал разным, но обычно не слишком большим.
Ту же "композитную" технологию иногда использовали и для древков стрел.
Бывали случаи, когда размеры лука выходили слишком велики для разумной тактики его использования, но при этом сама сила натяжения еще запредельной не стала; выходом стал асимметричный лук (классический, но не единственный пример - самурайский юми), у которого нижнее плечо короче верхнего, что позволяет вполне эффективно бить из достаточно длинного лука и всаднику, а не только пешему.
Из лука стреляли только одним видом "снарядов" - стрелами, а вот форма их наконечников бывала всякой; простейшие варианты боевых - бронебойное "шило" и универсальный "нож" (в специализированных трудах приводится что-то около двух дюжин форм, но большая их часть именно охотничьи - на птицу мелкую, на птицу крупную, на рыбу и на прочую скотину).
Кольчугу бронебойная стрела обычно пробивала, вопрос в том, застрянет в поддоспешнике или пройдет дальше; известны и те, и другие варианты. Пластинчатые доспехи - бронебойная легче "выискивала" щели, а универсальная лучше разрывала тело, если таки входила в щель. Латы от стрел защищали практически стопроцентно, за вычетом случаев особо удачного попадания в глазную щель забрала и пр.

Лучников у Мартина много, что и понятно - популярное было оружие. Конструктивно, помимо длинных (простых) ясеневых луков, упоминаются также "особо хитрые" - из драконьей кости (такой был подарен Дрого и унаследован ко Агго), из чардрева (такой был у Кроворона), из златосерда (такие у Сфинкса и лучников "Пряного ветра" под командой Койи Мо) - их конструкция неизвестна, могут быть простыми, могут быть и композитными.

Сарбакан, духовая трубка - как оружие, была распространена там, где не было не то что доспехов, а и обычая носить сколь-либо полную одежду, а также имелись достаточно мощные "кровяные" яды природного происхождения. В комплекте сие давало вполне убойное, бесшумное оружие небольшой дистанции (сравнимо с броском легкого дротика). Но там, где яда не имелось, сарбакан был не более чем игрушкой для охоты на мелких птичек. Собственно, как в реальной Европе: стреляли из него мелкими глиняными шариками, и максимум, что грозило тому, в кого такое попадет - выбитый глаз, и то должно очень не повезти.

У Мартина такого типа оружие пока не упоминалось, хотя существование его на Востоке и у всяких специалистов-ниндзей типа Безликих вполне возможно.

Леди Боли

Копье св. Георгия

Копье - второе по древности оружие (на равных с каменным рубилом, уступает дубине). Поражает цель продольным уколом-тычком, для чего на "боевом конце" имеет острие. Изначально острие было просто заточенной частью древка, для прочности обожженной, позднее появился крепящийся к древку различными способами наконечник (каменный, костяной, затем металлический). Форма наконечника сильно зависела от того, какую цель с какой степенью бронирования тушки нужно поражать; материал, как ни странно, особого значения не имел (известны металлические наконечники копий, абсолютно идентичные каменным и костяным предшественникам, причем не потому, что фантазия не дошла до других, а просто потребности не было). Не стоит недооценивать и копья без наконечников: при отсутствии пластинчатой брони и лат, они оставались вполне серьезным оружием.
Древко копья обычно, выражаясь терминологией лука, "простое", но известны и композитные варианты (почти всегда - это следствие недостатка древесины в регионе, т.е. достаточно длинную и достаточно прочную палку просто негде взять, или негде взять дешево).
Копья с лезвийным наконечником именуются "копьями", с граненым или круглым чисто колющим - "пиками".
Копье бывало как одно-, так и двуручным оружием. В общем случае двуручное длиннее, но это не обязательно. Двуручное копье является оружием исключительно рукопашного боя, одноручное могло быть и метательным.
Когда на арену военного дела вышли колесницы и конники, копья колесничих и всадников сперва стали длиннее пехотных, однако потом пехота, в свою очередь, удлиннила копья до размера, недоступного всадникам. Паритет, однако, не обязательно сохранился: длинные пехотные пики требовали особого, не всегда доступного строя.

Виды копий

- Метательные. Дротик, сулица, пилум, ангон, ассегай и др. Некоторые из них - чисто метательные, другие пригодны и для рукопашной. Не все дожили до рыцарского средневековья, однако некоторые его с запасом пережили, застав эпоху пулеметов.
В явном виде эти у Мартина не фигурируют, но должны быть - в частности, у дорнийской конницы просто-таки напрашивается при седле колчан с сулицами, как у испанских конников тайфы, да и у одичалых дротикам самое место. Да и "три копья Безупречных", скорее всего, частично метательные.

- Пехотные. Длинные пики (сарисса, мао и др.), эффективные для работы в глубоком плотном строю, соответственно не используются ни конниками, ни строями иного типа.
Эти у Мартина не упомянуты, и в Вестеросе в принципе их может вовсе не быть - здесь не сложились еще социальные отношения, которые позволят организацию профессиональных пехотных отрядов типа шильтрона и баталии; на Востоке же они, скорее всего, ушли в прошлое вместе с фалангами Валирии и Гиса.

- Всаднические. Копье, оптимизированное для рук тяжеловооруженного (по эпохе) конника. Это и колющие пики, и широколезвийные рогатины, и много чего еще.
Для Вестероса вариант пики, на таранном ударе прошибающей даже латный доспех, более оптимален, хотя форма наконечника у Мартина в явном виде не всегда названа.

- Пехотно-универсальные. Неимоверное разнообразие копий, с которыми выходит в поле всяческая местная пехота, как гарнизонно-ополченческая, так и профессиональная.
Этих - много. Тут и пики, и копья, упоминается и то, и то.

Леди Боли

Наследие Вильгельма Телля

Ручное оружие "с механическим приводом" появилось в античные времена (по некоторым данным - вообще в архаические). Ранние его варианты не сильно превосходили по мощности хорошую пращу и уступали мощному луку, что в сочетании со значительной сложностью и ценой агрегата надолго отодвинуло сей вид вооружения в "забавные курьезы". Вспомнили о нем, когда на историческую арену вышли призывные армии богатых и многочисленных империй, в которых искусство стрельбы из лука/пращи НЕ являлось традиционным; вот тут-то и оказалось, что ручные самострелы превосходят лук и пращу по одному ключевому фактору - скорости обучения стрелка (лучника и пращника надо готовить несколько лет, самострельщика можно поднатаскать с нуля за пару недель), и для массовых армий это окупает даже относительно высокую (не меньше хорошего лука и куда больше самой лучшей пращи) стоимость данного оружия.
Изначально "энергозапасающей" деталью самострела закрепленный на ложе лук с тетивой (т.н. тенсионные самострелы); позднее добавились самострелы торсионные (скрученные пучки волос/жил, к которым на раме определенной формы крепилась та же тетива); а с улучшением технологий обработки металла и прогрессом инженерной мысли появились также пружинные. Еще более поздние, пневматические, основанные на поршне и сжатом воздухе, выходят за интересные нам временные рамки. Впрочем, торсионный принцип гораздо чаще использовался для самострелов станковых, известные ручные торсионные самострелы - скорее уменьшенные копии своих станковых родичей.
По способу взвода самострелы подразделяются на ручные (просто рукой), рычажные (с помощью отдельного рычага, то ли рукой, то ли ногой, то ли иным хитрым вариантом) и воротные (с помощью блока и ручного ворота).
Наконец, по применяемому в них метательному снаряду самострелы подразделяются на стрелометы и камнеметы. Поскольку стрелы у лука и у самострела отчетливо разной конструкции, для последних чаще употребляется "болт" (не очень грамотная калька с английского, но - традиция).

Для рыцарско-средневековой эпохи актуальными будут такие самострелы:
- Арбалет. Тенсионный стреломет, основной метод взвода - рычажный. Арбалеты с ручным взводом в боевых уже не фигурируют, но иногда используются на охоте. Арбалеты с воротным взводом пока еще редкость (дорого; у Мартина такого пока вовсе не встречается). Материал арбалетной дуги - либо композитный лук, либо сталь (бывало и то, и другое; у Мартина в явном виде не указано).
На дистанции прямого выстрела болт несколько мощнее стрелы и лучше пробивает броню, однако на дальних дистанциях лук остается более предпочтительным в связи со скорострельностью и способностью вести уверенную навесную стрельбу, арбалету это малодоступно ввиду худшей баллистики болта.
- Баллистр. Тенсионный либо пружинный камнемет с ручным либо рычажным взводом. Применялся как в роли дорогой охотничьей игрушки, так и в роли компактного "городского" оружия. Дуга стальная. В роли снаряда иногда выступал камень, но чаще - свинцовая "пуля". На своих небольших дистанциях работы эффективен не хуже хорошей пращи. Пока такой у Мартина вроде не попадался, но в Вольных городах существовать может.
"Самострельщики" как вид войск - в основном пехота, но в принципе для всадника использовать ручной самострел не сложнее, чем лук. И даже перезарядить не проблема. Проблема в другом: темп конного боя вполне вписывается в скорострельность лучника, но вот самострельщик вряд ли успеет сделать второй выстрел до того, как противник перейдет в рукопашную.

История нашего шарика знает также примеры многозарядных и многоствольных самострелов. Мартин не удержался и руками Тириона преподнес такую игрушку Джоффу - "мирийский арбалет, способный выпускать сразу три стрелы". В полном соответствии со своими историческими прототипами, сия стильная игрушка может использоваться только для стрельбы по зайцам, причем зайцы будут побеждать, и не потому, что Джоффри Баратеон так плохо стреляет, а просто точность у "трехствольного" арбалета куда ниже, чем у обычного. Равно как и мощность отдельного болта, впрочем; устройства "залпового огня" имеют хоть какой-то смысл лишь в станковом варианте, когда силой стандартного натяжения можно разогнать до расчетной скорости не один тяжелый снаряд, а большую пачку легких, и соответственно накрыть некую площадь более-менее эффективным противопехотным огнем.
Существовали также двухзарядные арбалетные "штуцеры", вроде того, что показан в фильме "Леди-ястреб", на одном ложе - две арбалетные дуги с двойным спусковым механизмом. Наличие схожего агрегата у Мартина не исключено, хотя пока он на страницах не появлялся. Для рядового вояки - штука слишком дорогая и с хромающей надежностью, но как оружие знатного любителя арбалетов вполне возможно.
"Магазинные" же самострелы либо не обладали должной надежностью, либо оставались совершенно запредельными по цене. По крайней мере, ни одного принятия таковых на вооружение, вплоть до развитой пороховой эпохи, не было.

Леди Боли

Шпага д'Артаньяна

Тонкий, легкий, изящный клинок, верткий как ветер и быстрый как молния. По мушкетерским романам и фильмам вы наверняка представляете его себе, верно?
А теперь об этих представлениях забудьте, потому что боевая шпага выглядела "немного не так". Нет, в общих-то чертах оно конечно да: длинный изящный клинок, одноручная рукоять с развитой защитной гардой, и скорость работы у матерого фехтмейстера такая, что при съемке шпага "между кадрами", бывало, проскакивает. Но именно в общих чертах. А в частности, во-первых, "тонкий и легкий" клинок имеет длину под метр, ширину у гарды до трех пальцев и заточку, которая позволяет срубить противнику руку или голову, рассечь кожаный колет и пронзить легкую потайную кольчугу, а во-вторых, весит примерно столько же, сколько массивный каролинг или более прогрессивный длинный (одноручный) меч - сиречь полтора кило плюс-минус, и скорее плюс. Так что даже учитывая нормальный баланс шпаги "между перекрестьем и чашкой", для правильной работы этим оружием необходимо то самое, помянутое у Дюма и Сирано "железное запястье".
Именно такова стандартная "военная шпага" эпохи Короля-Солнце, а это почти на два поколения после д'Артаньяна.
И неудивительно, ведь шпага родилась не для того, чтобы ей на дуэлях картинно махали томные байронические типусы, а для боя мрачных ребят в эпоху не умерших еще доспехов. Шпага на дистанции мечевого боя отыскивала щели в латных элементах, достаточно легко проходила в щели пластинчатых броней, колющим ударом пробивала мелкокольчатую броню и игнорировала крупнокольчатую, при этом сохраняла способность к режуще-секуще-рубящим ударом на случай встречи с малоодоспешенными частями противника, т.к. таких частей и таких противников было статистически немало.
"В паре" со шпагой могли применяться кулачный щит-баклер, кинжал-дага (обычный кинжал, впрочем, тоже мог идти в ход, если специализированного по какой-то причине под рукой не нашлось), тяжелый плащ... да в общем, что угодно, подразумевающее активные силовые действия и передвижения. Например, пистоль, который, будучи разряжен, мгновенно становился хорошей дубинкой. Все т.н. фехтовальные школы (испанская, итальянская, французская, английская) с соответствующими стилями и кодификацией приемов - это для ФЕХТОВАНИЯ, сиречь для поединка той или иной степени ритуализованности. А в обычном бою не до фехтования, там главное - выжить и уложить врага до того, как он то же самое проделает с тобой...

Слова "шпага" у Мартина в тексте, конечно, нет. Зато есть бойцы-"браво" из Вольных городов, своим поведением (глазами Арьи и Сэма) весьма похожие на записных бретеров братства св. Марка, и оч-чень подозрительно смахивающий описанием на шпагу "меч браво". Ну да, Игла Арьи - уменьшенных размеров (по габаритам шустрой восьмилетки) и с мечевой рукоятью (поскольку лихозимьский кузнец Миккен к другим не привык), но клинок она имеет не мечевой, а шпажный. И экс-Первый меч Браавоса, Сирио, учит Арью не мечевой рубке, а водяному танцу фехтовальщика (что и логично, Арья даже в будущем не обещает дорасти до габаритов Бриенны, а сейчас и подавно).

Леди Боли

Двуручный меч

Пожалуй, именно этот вид вооружения более всего овеян околооружейными легендами и ими же искажен до полной потери изначальных функций. Массивный клинок в рост человека, с каким можно совладать лишь обеими руками, крушит доспехи, одним ударом разрубает пополам сразу троих... ну и прочее, сами можете вспомнить, что там приписывают подобным клинкам у Мартина, причем не валирийской ковки Льду и метеоритной Заре, и не в руках гигантов вроде Грегора Клигана и Большого Джона Умбера, а вполне обычным людям и их мечам (неизвестный горец, с которым дрался сьер Родрик в Лунных горах, рыцарь Станниса, который пытался замолотить Тириона, Тормунд Медвежий Муж, Илин Пейн)...
Не все описанное - неправда, но именно неправды здесь куда как больше.
Во-первых. Двуручным мечом действительно, как правило, работают двумя руками, но длиной он крайне редко доходит владельцу до плеча (это включая довольно длинную рукоять), т.е. клинок в среднем имеет что-то около 110-130 см при полной длине 150-170 см.
Во-вторых. Первые -дцать сантиметров от крестовины ("пята", рикассо) у клинка двуручника обычно не заточены, а иногда дополнительно обтянуты кожей, будучи фактически продолжением рукояти. Делается это для расширения спектра возможностей клинка, который таким образом, можно держать и "мечевым" хватом (за рукоять), и "посоховым" (за рукоять и пяту). Для пешего боя, с резким изменением дистанции удара - очень полезно и вовсю применялось.
В-третьих. У двуручных мечей, гораздо чаще, нежели у меньших их собратьев, рукоять "обрастала" дополнительными элементами (помимо колец и чашек, как у эфесов шпаг - топоро- и чеканообразные концов крестовины), да и сам клинок - тоже ("клыки", которыми лезвийная часть клинка отделялась от пяты). Смысл - все то же расширение спектра возможностей клинка, который при необходимости можно было перехватить за лезвие и шарахнуть рукоятью как чеканом, благо руки-то у хозяина обычно в латных перчатках, не порежешься.
Уже поняли, да? Правильно: в-четвертых. "Бронекрушительными" свойствами двуручный меч не очень-то обладал (ибо при наличии таковых во всех этих ухищрениях просто нет нужды). Т.е. чего полегче, вроде мелкокольчатой кольчуги, мелкопластинчатой бригантины и чешуи, он конечно добрым прямым ударом пробивал, как и большинство рубящего оружия, но вот для "вскрытия лат" приходилось действовать совсем иначе. А именно, по методу шпаги, выискивая щели. Причем, в сравнении со шпагой, у двуручника и больше вариантов на срезать-разорвать дистанцию боя, и немало "побочных" применений на борьбу-с-заломами, в которую зачастую переходила ближняя схватка двух бронированных тушек (ага, пресловутое дзюдо, которое выросло из похожего боевого искусства, зародившегося в похожей обстановке - схватки бронированных самураев)...
Короче говоря. Двуручный меч - оружие не столько великана-громилы, рассчитывающего на силу и напор, сколько мастера, рассчитывающего на технику боя. Для сомневающихся - вперед, к Гансу Тальхофферу и Джону Сильверу (между прочим, реальный автор трактата 17 в. о технике фехтования), там усе с картинками и в деталях. Вес боевого двуручника - что-то от 2.5 до 4 кг, причем 4 это "тяжелый". Вот тренировочно-парадные муляжи, какие до наших дней тоже дошли, могли и 12 кило весить, и под 2.5 м в длину иметь... ну так хто ж этим дрался-то. А одним ударом срубить троих - тут ведь главное не меч, а обстоятельства удара, см. "Огнем и мечом", был там герой, срубивший одним ударом три янычарские бошки, случай в истории задокументированный и не единичный, хотя и далеко не правило, как вы понимаете...

Пара слов о "пламенеющих" двуручниках, или фламбергах, двуручниках с "волнистым" лезвием. Было. И даже использовалось в бою. Но таскала эти двуручники в основном не просто "боевая элита", а личные телохранители товарища генерала. Которым, конечно, иногда приходилось вступать в бой, но куда чаще - просто с грозным видом стоять и отгонять от товарища генерала несознательных противников. Ну и разумеется, блистать на парадах... для обоих этих функций грозный вид фламберга прекрасно подходил.

Kail Itorr


Леди Боли

Рыцарские перочинные ножики
Рыцарский меч. Прямой двуострый клинок и строгая рукоять в форме креста, на котором клянутся.
Все верно, был такой у рыцарей. А еще вернее будет сказать - бывал. Потому что возникали в руках у рыцарей и другие мечи, не столь символические, и тем не менее - прекрасно справляющиеся с той работой, которую дОлжно выполнять оружию.
Нет, я говорю не о том, что рукоять очень быстро преобразовалась от строгой крестовины к развитому эфесу с рожками-кольцами, что в конце концов домутировало до "корзиночной" гарды палашей и сабель и "виньеточных чашек" шпаг. Я говорю как раз об основе, о ключевой части меча - клинке. Который даже у рыцарей не всегда был прямым и не всегда был двуострым.

"Кривой меч", собственно, и есть изначальная форма длинноклинкового оружия (интересующихся подробностями отсылаю к египетскому хепешу и ассирийской сапарре), но средневековых рубак мало интересовали исторические отсылки; им нужно было, чтобы клинок с наилучшим эффектом разбирался с поставленной перед ним задачей. Причем далеко не всякий мог позволить себе валирийский клинок, способный рассекать броню как масло...
Так вот, если базовая для клинка задача формулировалась как "рассечение", то знаменитые "прямые мечи" в этом уступали... нет, не саблям даже, поскольку рассекать предстояло не рубахи, мундиры и колеты, а все-таки железную броню (кольчугу, бригантину, кольчато-пластинчатые вариации; латы - обычно нет, латы все же слишком конструктивно прочны), - а как раз "большим ножам". В короткой версии эти перочинные ножики звались "тесаками" и действительно вели происхождение от боевых ножей типа скрамасаксов, прямое родство там по клинкам невооруженным глазом видно, но как раз с тесаками по преимуществу бродили не рыцари, а горожане и ополченческая шваль. А вот в габаритах среднего, длинного и двуручного меча у этих "ножичков" в рыцарскую эпоху единого прозвания не было. Французы с бриттами склонялись к термину "фальшион" (фалькион), вероятно, от кельтиберской еще фалькаты "разящей-как-сокол"; германцы предпочитали, не мудрствуя лукаво, называть это дело "гроссмессер", т.е. "большой нож"; у швейцарцев и, вероятно, чехов бродил термин "корделач" (примерный перевод "шпажара", от "корд" - шпага); на Балканах использовали "малхус" (с переводом пока не разобрался); у арабов иже с оными бытовали "изогнутые". сиречь симитарры-скимитары (которые, в отличие от шамшеров, именно что не сабли, а кривые мечи)...
Смысл перочинных ножичков - мощный рубяще-рассекающий удар, т.е. базовая секирная функция, но - в исполнении именно мечевого клинка, способного не только на это. Почему меч, не сабля? Потому что заточка "на железо" и профиль клинка рубящий, а не режущий; базовый уровень технологий еще не позволял сделать саблю достаточно прочной для таких задач, хотя сабли как таковые кое-где уже появлялись. Почему не палаш? Потому что палаши - миграция от шпаг и сабель "обратно к мечам", а не наоборот, тут уже генеалогические моменты...

В какой мере все это актуально для мира Мартина? На первый взгляд, в Саге в нише "перочинных ножиков" присутствует только эссосский (степной) аракх, который то ли сабля, то ли кривой меч - зависит от прочтения. Но это на первый взгляд... потому что иногда Мартин ОСОБО подчеркивает, что "вот этот вот меч - двуострый". И если в случае с клинком Джоффа глазами Сансы ("a longsword adroitly shrunken to suit a boy of twelve, gleaming blue steel, castle-forged and double-edged, with a leather grip and a lion's-head pommel in gold") сие можно списать на восторженно-поэтическое восприятие девочки, привыкшей, что "меч" непременно "двуострый", то для меча Джона Аррена у Вардиса Эгена взглядом Тириона (his squire placed a handsome double-edged longsword in his grasp. The blade was engraved with a delicate silver tracery of a mountain sky; its pommel was a falcon's head, its crossguard fashioned into the shape of wings) такое объяснение неприемлемо. А значит, мечи бывали не только двуострыми... и следовательно, они относились к категории как раз вышеописанных "перочинных ножиков".

Petrovich

Куттер, для понимания последнего предложения недалекими личностями, незнающими англицкого язка (вроде меня), как переводится последняя фраза?
Лучше не делать замечаний незнакомым людям, особенно когда не знаешь, что у него в голове, а что в кармане

Леди Боли

Двуострый-это на картинке. Две острые стороны у клинка. Есть мечи с одной стороной.

Читатель

Необычные шлемы (снимки сделаны в музее "Хофбург", Вена, Австрия)

"Собачий" шлем (для Сандора)
Две вещи наполняют мою душу священным трепетом - голова под звездным небом и мы снаружи нравственного закона

Читатель

"Львиный" шлем (для Ланнистеров)

Две вещи наполняют мою душу священным трепетом - голова под звездным небом и мы снаружи нравственного закона